В поисках «большого стиля» Стремление к гармонии и преобразованию мира на путях красоты в условиях, когда окружающая действительность настойчиво напоминала о дисгармонии, катастрофах и грядущих катаклизмах, отразил последний «большой стиль» в истории европейских пластических искусств, который в России получил название модерна. Художники, работавшие в русле принципов модерна, стремились к осуществлению идеи синтеза искусств как формы преобразования той среды, в которой живет современный человек. Поэтому появились масштабные замыслы, объединявшие разные виды искусств архитектуру и живопись, в том числе монументальную, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, плакат и книжную графику, обустройство интерьеров. Широко распространившийся в России модерн черпал свои идеи как из европейского опыта формообразования, так и (особенно на этапе становления стиля) из осовремененного прочтения традиций русского национального искусства. Наиболее законченное воплощение русский вариант нового стиля получил в архитектуре. Примером реализации этого подхода стал комплекс разных по эстетической значимости зданий и сооружений вокруг Красной площади в Москве (Исторический музей, архитектор В.О. Шервуд, инженер А.А. Семенов, Верхние Торговые ряды, архитектор А.Н. Померанцев, инженер В.Г. Шухов, Средние Торговые ряды, архитектор Р.И. Клейн, Московская городская дума, архитектор Д.Н. Чичагов). Новые художественные искания шли в направлении достижения соответствия внешней формы и внутреннего содержания произведений искусства. В русле этих поисков развивается религиозная живопись М.В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею», «На Руси» («Душа народа»). Духовная музыка С.В. Рахманинова («Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение») открывает новую страницу в современном осмыслении традиций духовной музыкальной культуры Руси. Наиболее полное отражение поиски нового стиля получили в национальном варианте архитектуры модерна. «Первой ласточкой» стала спроектированная В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым для имения Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного (1881—1892). Модерн стремился освободиться от наследия исторических стилей, стать подлинно «современным» синтетическим художественным направлением. Он дал замечательные образцы нового понимания архитектурного творчества, стремившегося к слиянию с окружающей средой. Городские особняки, доходные дома, общественные здания (театры, вокзалы, гостиницы, банки, универсальные магазины) и промышленные корпуса, во множестве появлявшиеся в российских городах в условиях набиравшей темпы урбанизации, отличают новые, узнаваемые формы. Это текучие, плавные линии и приглушенный декор в виде стилизованных образов птиц и цветов, отсутствие симметрии фасадов и объемов, свободное построение внутреннего пространства. Лучшие образцы зданий в новом стиле появились в Москве (особняки С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской архитектора Ф.О. Шехтеля), доходные дома в Петербурге архитектора Ф.И. Лидваля. Внутреннее убранство этих и многих других сооружений нового стиля становится логическим продолжением внешних форм (достаточно вспомнить знаменитую лестницу в особняке Рябушинского). Влияние новых идей формообразования сказывается на многих лучших образцах монументальной скульптуры — памятнике Н.В. Гоголю работы Н.А. Андреева (1909) и горельефе фасада здания Московского Художественного театра «Пловец» («Волна») работы А.С. Голубкиной, композиции памяти матросов миноносца «Стерегущий» в Петербурге скульптора К.В. Изенберга, а также живописи «Похищение Европы» и «Портрет Иды Рубинштейн» художника В.А. Серова. Война прервала поиски «большого стиля», и модерн быстро стал достоянием ушедшего Серебряного века.
|