Причины победы леворадикальной альтернативы Победа большевиков была обусловлена целым комплексом причин, коренящихся как в специфике всего исторического пути России, так и в особенностях развития страны в феврале октябре 1917 г. Прежде всего кратковременный период после-февральской демократии не смог ликвидировать социальный и культурный раскол российского общества, ставший одной из главных предпосылок революции. К тому же идеи либеральной демократии и правового государства по-прежнему оставались ориентирами лишь для части образованного общества и не успели проникнуть в сознание народа, что во многом обусловило крах послефевральской демократии и победу большевизма. Укреплению позиций большевиков способствовала и психологическая атмосфера, сложившаяся в стране после Февральской революции. Революция была встречена с огромным энтузиазмом: ненавистное самодержавие, от которого, как уверяла либеральная и революционная пропаганда, происходило все зло, рухнуло. Все славили новый режим и ждали от него немедленного улучшения ситуации. Однако чуда не происходило, эйфория сменилась глубоким разочарованием. На этом фоне пропагандируемые большевиками социалистические идеи быстро завоевали массовое сознание не только крестьян, рабочих и солдат, но и части образованного общества. Возникла мода на социализм, и параллельно с этим стали стремительно нарастать антибуржуазные настроения. Кроме того, социалистическая идея в интерпретации и исполнении большевиков вполне соответствовала народному мировосприятию. Один из авторов сборника статей «Из глубины» (1918), в котором либеральные противники революции пытались осмыслить причины победы большевизма, писал: «Народ не предал бы России, если бы не было у него страха и усталости на фронте и приманки земли и обогащения в тылу. Но народ не послушался бы этих темных чувств, если бы рядом с ними, сплетясь с ними, не вырастал в нем идеальный порыв, и не было идеального оправдания этим темным инстинктам. Оправданием этим была вера в какую-то новую, внезапную правду, которую несла с собой революция. То была вера в чудо, в то самое чудо, что отвергла презрительно интеллигенция и тут же народу преподнесла в другом виде в проповеди наступления всемирной революции, уравнения всех людей и т. п. ... Социалистический рай был для простых людей тем же, чем были для него сказочные царства и обетованные земли религиозных легенд. И так же, как в старину подвижники и странники, народ был готов все отдать ради этого царства». К осени 1917 г. все явственнее чувствовалось настроение усталости от бурных событий, народ был «утомлен революцией», царившей в стране анархией. Стремление к порядку довлело над всеми. Как когда-то в февральские дни, в стране не нашлось сколько-нибудь организованных сил, пожелавших встать на защиту Временного правительства. Атмосферу, царящую в обществе, хорошо передает дневниковая запись современника: «Сегодня понедельник — день сенсационных слухов: выступают большевики, наступает немец, бежит армия, остались без хлеба... Думаю, что, если бы они [большевики] серьезно захотели захватить власть, им не нужно было бы готовиться к восстанию — серьезного сопротивления они бы не встретили (во имя чего стали бы защищать нынешнее правительство широкие массы?)». Большевики, в отличие от своих политических оппонентов, не только сумели предложить народу, уставшему от войны и разрухи, привлекательные лозунги, но и заставили его поверить в то, что только большевистская партия способна претворить эти лозунги в жизнь и навести порядок в стране. Партиябольшевиков оказалась единственной организацией, умевшей действовать в условиях всеобъемлющего политического, экономического и организационного кризиса. В.И. Ленин недаром долго боролся за создание партии «нового типа» — сплоченной, организованной, дисциплинированной, нацеленной на захват политической власти. Лидеры большевиков отличались такими качествами, которые привлекали к ним массы и делали их вождями. В свое время М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «В деле подчинения одного человека другому главную роль играет, во-первых, бесповоротность идеалов, во имя которых предпринято подчинение, а во-вторых, личная энергия, с которою ведется процесс подчинения и сумма которой всегда находится в тесной зависимости от ясности и определенности идеалов». Многие большевики в полной мере соответствовали этим требованиям. Что касается Ленина, то, по справедливому, но запоздалому замечанию одной из меньшевистских газет, он относился к тем редким лидерам, которые «становятся во главе стихии именно потому, что ей подчиняются». Ленин обладал «редким чутьем к стихии», «умел улавливать все колебания стихии, ее подъемные порывы, как и судороги ее разложения... и всем этим умел воспользоваться, чтобы на этом зыбком фундаменте воздвигнуть трон своей идее». Вождем революционной стихии может быть только человек, который «фанатично верит в свою историческую миссию».
|