Духовные искания интеллигенции. Русская религиозная философия Философствование обрело на рубеже XIX--XX вв. роль особой и очень значимой формы интеллектуальной жизни, а философское творчество достигло 1907г. настоящего расцвета. Вопросы мироустройства, взаимодействия духовного и материального начал и преодоления хаоса бытия оказались в центре внимания русских религиозных мыслителей. Неисчерпаемым источником вдохновения для многих представителей интеллигенции стало творчество В.С. Соловьева, сына знаменитого историка. В центре его размышлений находилась идея Софии — воплощения души мира, начала человечества, формы соединения и согласования божественного и материального в духовном человеке. Глубоко верующий человек, Соловьев считал религию «воссоединением человека и мира с безусловным и всецелым началом», которое «состоит в приведении всех стихий в правильное отношение к безусловному центральному началу, а через него и в нем к правильному согласному отношению их между собой». Рассматривая Восточную (православную) церковь как «представительницу неподвижной божественной основы в человечестве», а западный мир как «представителя человеческого начала», Соловьев обосновывал перспективу их объединения во Вселенскую церковь. Властителем дум той части интеллигенции, которая отстаивала необходимость деятельного участия в переустройстве общества путем строгого следования нравственным законам и труда на благо всех, был Л.Н. Толстой. Писатель, отвергнувший основы православного вероучения и непримиримо критиковавший и государство, и церковные институты, в последние годы жизни находился в открытом конфликте с официальной церковью. Страстная моральная проповедь Толстого («Исповедь», 1879—1882, «В чем моя вера?», 1883—1884) была проникнута пропагандой идеи ненасилия и всеобщей любви пути к обретению «Царства Божия внутри нас». В среде либеральной интеллигенции нарастала критика исторического православия, широкое хождение получило богоискательство - стремление обосновать новые религиозные ценности, укрепить социальную значимость религии и церкви вне связи с государством. В условиях подчинения церковных институтов государству в среде духовенства тоже звучали голоса в пользу реформы церкви и обновления религиозной жизни. В 1900 г. Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов организовали в Петербурге религиозно-философские собрания, где велась дискуссия и происходил обмен мнениями между известными представителями религиозной мысли из числа церковной иерархии и светскими мыслителями. Сборник «Проблемы идеализма» (1902) возвестил о повороте части интеллигенции в сторону утверждения христианских ценностей и отказа от позитивизма и марксизма. По итогам осмысления событий революции 1905—1907 гг. и перспектив исторического пути России в 1909 г. вышли «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». Авторы статей (М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк) размышляли о ценностях, мировоззрении и ответственности интеллигенции. Критикуя духовный максимализм и нетерпимость вовлеченных в идейно-политическую борьбу интеллектуалов, они заявили о необходимости переоценки общественных идеалов, об ошибочности ориентации на «самодовлеющие начала общественного порядка» в ущерб внутренней жизни личности, являющейся, по убеждению авторов «Вех», «единственной творческой силой человеческого бытия». Авторы «Вех» призывали отказаться от слепого народо-поклонства и нескончаемых обвинений в адрес «внешних сил» (государства и его институтов), обратиться к религиозным ценностям, к уважению личности и ее нравственного выбора. Появление сборника вызвало бурную полемику и поток ответных публикаций преимущественно резко критического характера. Особенно жесткий отпор идеи авторов «Вех» встретили со стороны приверженцев марксизма. В.И. Ленин назвал «Вехи» «потоком реакционных помоев». Изложенные в сборнике подходы находились в непримиримом противоречии с призывами к общественному переустройству с позиций классового противостояния, популярными у небольшой, но громко заявившей о себе в период событий 1905—1907 гг. радикальной части интеллигенции. Философская мысль постоянно возвращалась к осмыслению перспектив общественного развития в сопряжении с развитием духовным. Так, С.Н. Булгаков, работая над проблемами развития капитализма в России, приходит к проблеме религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса, который отнюдь не сводится, по его мысли, к материальному благосостоянию. Н.А. Бердяев, разрабатывая в рамках философии свободы соловьевскую «русскую идею», делает вывод об особом русском пути цивилизационного и культурного развития, о перспективе исполнения Россией миссии христианского соединения человечества в условиях завершения периода господства западной цивилизации. Разработка целостного видения отечественной истории принадлежит В.О. Ключевскому. Его знаменитый «Курс русской истории» впервые увидел свет в 1902 г., а «Краткое пособие по русской истории» (1899) фактически стало учебником для гимназий. Становление исторических исследований в этот период было связано с осмыслением роли государства, природных условий, пространственного фактора в истории и места России в мировом историческом развитии.
|