Пятница, 26.04.2024, 22:13
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 23 » Восхищение Античностью
12:41
Восхищение Античностью
Восхищение Античностью протекало не без преувеличения,
наивности и несправедливости. В сорок лет Боккаччо, отказав-
шись от привычек молодости, решил писать исключительно на
латинском языке, и этому примеру последовали многочисленные
итальянские гуманисты и гуманисты, жившие за Альпами, от
Леонардо Бруни до Эразма. Внимательный анализ показывает, что
целые стихотворения Полициано портятся из-за латинских ци-
тат. В.-Л. Сольнье перечислил более семисот поэтов, писавших
по-латыни во Франции в XVI в. Известно тревожное обращение
Ронсара в начале его «Франсиады»:
Если французы, которые мои стихи читают,
латыни с греческим не знают,
то держат в своих руках не книгу,
а тяжелую ношу...
И не только в Ферраре, Бордо и Оксфорде играли пьесы Плав-
та и Теренция, но и в елизаветинской Англии воодушевлялись тра-
гедиями Сенеки, они оказали большое влияние на английский те-
атр до Шекспира. Эти трагедии не предназначались для сцены:
там совершенно нет действия, слишком напыщенный язык. Но
публике и авторам в XVI в. нравились напыщенная речь и жесто-
кие коллизии в сюжете. Они любили рассказы о чудовищных пре-
ступлениях и неотвратимости мщения. Восторженное отношение
к Античности и столь же явное презрение ко всему, что было
создано впоследствии, принимало иногда оборот, который нас
изумляет. В 1581 г. Монтень написал, что «здания этого бастард-
ного Рима напоминают о древних лачугах, хотя они и приводят в
восхищение наш современный век, заставляют вспомнить о гнез-
дах, которые воробьи и вороны во Франции устраивают под сво-
дами церквей и которые гугеноты приходят уничтожать».
Но не будем обманываться подобными утверждениями.
Европа эпохи Возрождения, взятая в целом, не отступает перед Ан-
тичностью. Мощные европейские традиции противостояли ее
полному триумфу. Замечательный «Скелет» Лижье-Ришье в Бар-
ле-Дюке (1547), который продолжает традиционную средневеко-
вую тему скульптуры, изображавшей разлагающийся труп, был
создан одновременно с «Фонтаном Невинных», возведение кото-
рого будет завершено через два года'. Во Франции и Бельгии еще
в XVII столетии продолжали возводить церкви со стрельчатыми
сводами. Немцы упорствовали (игнорируя эстетику Витрувия)
в своем предпочтении вертикальных линий. Здесь, как и во Фланд-
рии, привычный силуэт высокого здания мало изменился и было
легко заменить вертикаль лестницы и щипец крыши на бароч-
ный фронтон с волютами. Дело в том, что в действительности
Античность, даже в Италии, была знакома лишь поверхностно.
1 Речь идет о надгробном памятнике графу де Шалону, завещавшему изоб-
разить себя в том виде, какой он будет иметь спустя три года после своей смер-
ти. Скульптор нарушил и ренессансную и средневековую традицию, изобразив
его стоящим в горделивой позе и протягивающим свое сердце Богу (умерший
на надгробии обычно изображался лежащим,gisant). «Фонтан Невинных», с ним-
фами работы Ж. Гужона, считается одним из лучших французских скульптур-
ных памятников эпохи Возрождения. Лижье-Ришье (ок.1500—1566/67) — лота-
рингский скульптор, выполнивший по распоряжению вдовы маршала Шалона
памятник.
Леонардо да Винчи и Микеланджело не знали латинского языка.
Шекспир, который много, но бессистемно читал, черпал вдохно-
вение из Плутарха и создал несколько пьес, написанных на антич-
ные сюжеты, но он и не пытался восстановить в трагедиях обы-
чаи и костюмы Античности. Колорит времени его не интересовал.
Когда в «Юлии Цезаре» зеваки единодушно склоняются на сторо-
ну тираноубийцы Брута, а после возвращения Антония рыдают
над телом убитого тирана, то изображается не столько римский
плебс, сколько переменчивая толпа, существующая во все време-
на. Недостаточное историческое знание Возрождения оказывалось
причиной ошибок. Фичино был скорее не последователем Плато-
на, а неоплатоником и не понимал, что отличало мысль Плотина,
Прокла и Ямвлиха от мысли ученика Сократа; а ведь Платона и
его далеких преемников разделяло более шести столетий. Так же
Фичино верил, что «Герметические книги», которые благодаря ему
стали известны в Европе и которые имели большой успех, под эзо-
терической формой содержали драгоценную мудрость древнееги-
петской религии. В действительности же «Герметические книги»
датируются христианской эпохой. И неудивительно, что они пред-
ставляли собой смесь иудейских, древнеегипетских и неоплатони-
ческих идей. Пико делла Мирандола так же заблуждался по пово-
ду IV книги Ездры, которую он безуспешно просил церковь вклю-
чить в Библию. Он принял за произведение V в. до н. э. книгу,
которая, очевидно, была написана уже после взятия Иерусалима
Титом. Равным образом Ренессанс ошибся и в отношении Диони-
сия Ареопагита: сподвижнику святого Павла приписывались со-
чинения, отмеченные печатью неоплатонизма, хотя первое из-
вестное упоминание о нем {в Константинополе) относится к 522 г.
В итоге «оптимистичные» гуманисты на ошибочной хронологии
строили одно из важнейших положений Возрождения о существо-
вании общей религиозной основы у всех народов и об обладании
основными элементами Откровения у древних халдеев, персов,
греков, египтян и евреев. Мыслители XV—XVI вв., таким образом,
рассматривали Античность как единое целое. Они недостаточно
обращали внимание на то, что она существовала более тысячеле-
тия. Они почти совершенно ничего не знали об искусстве эпохи
Перикла и эволюции ордерной системы. Для них античная скуль-
птура представала в облике скульптуры эллинистической эпохи.
Ошибки, которых едва ли можно было избежать! Но Ре-
нессанс иной раз обращался с Античностью, как ему было угодно.
Браманте, которого в Риме прозвали разрушителем, перестраивая
собор Святого Петра, действовал без разборчивости и разрушил
96 коринфских колонн древней базилики. Павел III в 1540 г. из-
дал бреве, по которому отозвал все разрешения на раскопки,
пожалованные частным лицам, но это было сделано для того, что-
бы обеспечить монополию архитекторам и организаторам, ра-
ботающим для собора Святого Петра. В 1562 г. «все порфировые
плиты и другие», которые находились в церкви Сант-Адриано
(в древности — императорская курия), были перемещены в Ва-
тикан. Сикст V (1585—1590) приказал разрушить Септизониум
Септимия Севера, находящийся на юго-востоке Палатинского
холма. Что касается форума эпохи республики, то он оставался
вплоть до XVI столетия, да и много позднее, «коровьим пастби-
щем». Скрупулезность и тщательность современных археологов,
которую мы доводим до предела, была неизвестна людям эпохи
Возрождения. «Лаокоон» был найден поврежденным, Монторсо-
ли было поручено «завершить» его, а этрусская «Капитолийская
волчица» приобрела младенцев-близнецов, которые известны нам
сегодня, только в XVI столетии.
Таким образом, люди эпохи Возрождения соединяли уди-
вительным образом поклонение греко-римскому миру с отсут-
ствием (иногда слишком очевидным) уважения по отношению
к произведениям, оставленным Античностью потомкам. В лю-
бом случае, им было присуще стремление делать лучше, чем ма-
стера древности, и сознание этого часто проявлялось. Уже Фи-
липпо Виллани ставит Джотто выше античных мастеров. Для
Вазари Микеланджело был абсолютным гением, и подобного ему
история никогда до него и не знала. Браманте, восстанавливаю-
щий собор Святого Петра по поручению Юлия II, ставил цель
поместить купол пантеона Агриппы на мавзолей Адриана (за-
мок Святого Ангела). Вдохновляться древними для того, чтобы
созидать нечто новое, — именно такова была цель. Литератур-
ное и художественное творчество этого столь плодотворного
времени, если его взять в целом, также покажется в основе своей
оригинальным, потому что является результатом многочисленных
влияний. Феррейра, который увлекался Вергилием и Феокритом
и стал первым в Португалии, кто открыл Анакреонта, обязан тем
не менее своей известностью трагедии об Инее де Кастро (1558),
сюжет которой был почерпнут из национальной истории. «Не-
истовый Роланд» (1516) Ариосто стал одной из величайших удач
литературного наследия Ренессанса. Собственно говоря, речь идет
о вдохновенности классикой и рыцарскими темами, столь попу-
лярными в Средние века. XVI в. создал много эпопей, но ни одна
из них не имела того успеха, который выпал на долю поэмы Арио-
сто. Поэма Камоэнса «Лузиады» (1572) прославила португальскую
литературу. Она имеет античную, словно высеченную форму. Она
заимствует у Вергилия средства выражения, приемы и мифоло-
гический сюжет, но повествует о событиях недавней португаль-
ской истории, и поэт, который провел 18 лет за морем, имел
знания более точные и достоверные, чем историки и географы.
Никто не выразил этот синкретизм, столь характерный для эпо-
хи, лучше, чем Шекспир: отсюда-то и зависть, с которой относи-
лась к нему группа пуристов, вышедших из университетов Окс-
форда и Кембриджа. Независимо от того, черпал ли он свое бо-
гатство из античной истории, из английских анналов или из
нормандских летописей, он воплощает неистощимое разнообра-
зие Возрождения.
Это разнообразие проявляется и в искусстве, даже в италь-
янском. Брунеллески в сфере архитектуры инициировал обраще-
ние к греко-римской эстетике. Он ввел в моду симметрию, сис-
темное использование базового модуля. Но собор Санта-Мария
дель Фиоре (1434) на самом деле был построен без конструкций,
выступов или подпорок, он остается готическим по своему си-
луэту и железным оковам, которые его стягивают. Для других
памятников — Spedale degli Innocenti' — он заимствовал у роман-
ских базилик аркады, покоящиеся на колоннах. И на перистиле
этого воспитательного дома он заменил нервюры ребристыми
маленькими куполами византийского происхождения. В соответ-
ствии с платоновскими идеями купол приобретает с конца XV в.
космическое значение. Но центрический план, в котором купол
часто присутствовал, был не только римским; высокое Средне-
вековье и Византия также использует его, и можно вполне спра-
ведливо сопоставить план Сан-Сельсо и Сан-Джулиано в Риме
(построенные Браманте) с планами некоторых византийских
церквей.
Искусство Возрождения является синтетическим. Это еще
более справедливо за пределами Италии. Постройки в стиле ма-
нуэлино в Португалии (конец XV—начало XVI вв.) относятся к
наиболее выдающимся памятникам своего времени. Итак, в клу-
атре Белема можно обнаружить соединение декора в античном
стиле и внешние арки без соединения со сводами, с нервюрами
готической стрелки и с дополнительными нервюрами. Кроме
того, для португальских памятников Возрождения в Томаре или
Баталье характерно (что придало памятникам исключительность
и оригинальность) изображение элементов, напоминающих о мо-
ре или мореплавании и колониальных захватах: паруса, снасти,
раковины, волосатые водоросли, кораллы, пушечные ядра, арти-
шоки (моряки брали с собой в плавание артишоки против цин-
ги). Повсеместно новое искусство вынуждено было соединяться
с жесткими национальными традициями. Очаровательные слу-
ховые окна замков Луары представляли собой архитектурный
элемент, который оставался неизвестным в Италии. В Шамборе
план здания повторял план средневекового донжона, в основе его
лежал квадрат, фланкированный четырьмя башнями; при этом
французские архитекторы сохранили, вопреки проекту Домени-
ко да Кортона, лестницу в форме двойной спирали. В Шамборе
повсюду капители пилястров только поверхностно напоминают
капители греко-римской эпохи. Центральный цветок коринф-
ской капители часто был заменен головкой ребенка, короной или
маленьким бюстом. В городской ратуше Антверпена (1565) ко-
лонны, капители, обелиски выполнены в античном духе, имеет-
ся лоджия, которая напоминает итальянские. Но у крыши сохра-
няется сильный скат, а величественный выступ фасада напоми-
нает средневековую сторожевую башню — бёфруа и выполнен во
вкусе тех времен. Напомним не без основания, что со времен Бра-
манте и Рафаэля в Италии, отца и сына Мачука в Испании, Фили-
бера Делорма и Пьера Леско во Франции искусство Возрождения
приобретает тенденцию к очищению и избавлению от элемен-
тов, которые не соответствовали античной эстетике. Филибер
Делорм весьма почитал Античность, но он не колебался, когда
начинал судить Витрувия и восхвалять «прекрасные черты» го-
тической архитектуры. Он полагал, что следует адаптировать уро-
ки Античности, принимать в расчет климат, создавать произведе-
ние, руководствуясь здравым смыслом. Он писал: «.„следовало бы
меньше думать об украшениях колонн, о пропорциях фасада
и больше о прекрасных правилах природы, которые касаются
удобства, пользы и выгоды обитателей». Таким образом, подра-
жание Античности никогда бывало рабским, по крайней мере у
великих художников Возрождения. По возвращении из Рима Тин-
торетто написал на стене своей мастерской: «Рисунок Микелан-
джело, цвет Тициана». Тем не менее вся эта эпоха характеризует-
ся вдохновенным соперничеством в видах искусства. Это прояв-
лялось примерно в той же мере, как подражание Античности.
Альберти настаивал на преобладании архитектуры, Леонардо, на-
против, доказывал «божественный характер живописи, посколь-
ку только она одна может быть причиной того, что разум худож-
ника становится отражением божественного разума».
Художники Возрождения владели более высокой техникой,
превосходившей античных живописцев, которые ее просто не
знали. Художники Греции и Рима не использовали масляную
живопись, хотя они и покрывали восковыми красками деревян-
ные доски. Правда, в Помпеях во II—I вв. до н. э. они пытались
использовать перспективу. Но Помпеи вплоть до XVIII столетия
оставались неизвестными. Таким образом, изучение фламанд-
скими художниками и тем более итальянцами Кватроченто ос-
нов живописного искусства носило совершенно новый характер.
Исследования Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло,
Леонардо да Винчи, теоретические опыты Альберти и математи-
ков Манетти и Пачоли позволили художникам к началу XVI сто-
летия приобрести технику, которую можно назвать совершенной.
Они умели изменять точки схода, создать нисходящую и восхо-
дящую перспективу, а также перспективу при росписи плафона,
«заставлять поворачиваться» фигуры. Мантенья, который был
одним из создателей зрительной иллюзии, создал поразительные
ракурсы. Наконец, Леонардо да Винчи особенно интересовался
изучением перспективы, которая, в зависимости от расстояния,
сгущает тень; свет «одушевляет пустоту пространства [и] созда-
ет объект» (А. Шастель). Он изобрел сфумато — замечательную
светотень, окутывающую фигуры дымкой.
Да разве столь уверенные в своем таланте и своих умениях
художники Возрождения стали бы создавать неоригинальные про-
изведения? Так, Браманте, под влиянием театра Марцелла и теперь
утраченного Септизония, вводил новое, создавая ритмичное че-
редование пролетов неодинаковой ширины, разбивая монотон-
ность фасадов выступами, особо подчеркивая стилобаты1, кото-
рые разделяют ярусы и придают архитектуре законченность. Их
программные заявления теперь не следовали впрямую за Антич-
ностью. Теперь требовалось возводить церкви, упорядочивать клу-
атры2 или отделывать апартаменты, которые уже были задуманы
иначе, без подражания Античности. Теперь уже не строили тер-
мы. Браманте должен был предложить оригинальное решение,
когда Юлий II поручил ему соединить Ватиканский дворец с Бель-
ведером двумя 300-метровыми параллельными коридорами. Гре-
ки и римляне нам не оставили ни одного произведения, подобно-
го «Страшному суду» Микеланджело (фреска занимает площадь
17 * 13 м) или 70 полотнам, написанным Тинторетто для Скуолы
ди Сан-Рокко в Венеции. Они не создали ни одной книги, которая
хотя бы слегка напоминала «Опыты» Монтеня. Обратимся к дру-
гому примеру. Гуманизм и сонет практически оказались неот-
делимы друг от друга. Итак, сонет, вошедший в моду благодаря
Петрарке, затем в XVI столетии благодаря Маро во Франции, Гар-
силасо де ла Вега в Испании, Уайету в Англии, появился не в Ан-
тичности, а возник на итальянском языке или же, может быть, на
провансальском. Речь идет, таким образом, действительно о рож-
дении внутри глубоко оригинальной цивилизации новой культу-
ры и нового искусства; и это происходило, несмотря на постоян-
ные ссылки на античные образцы.
Определим теперь общие черты достижений Ренессанса в
художественном плане. Вначале, как мы видели, в Италии и за
Альпами художники, восхищаясь греко-римскими произведени-
ями, созидали, широко используя местные традиции: византий-
ские и романские в одном месте, готики — в другом, морские и
экзотические — в Португалии. В языке Античности они заим-
ствовали главным образом декоративные элементы. Этому слож-
ному искусству было присуще много очарования и вкуса. Затем
наступило время торжества пуризма, столь вожделенного после-
дователями платонизма. Художники пытались отыскать матема-
тическую формулу прекрасного. Эта сдержанная, ясная, гармо-
ничная эстетика восторжествовала в произведениях Леонардо,
Рафаэля, Браманте, Филибера Делорма, Пьера Леско и т. д. Но
строгость и мраморная красота не могли полностью удовлетво-
рить эту беспокойную эпоху, породившую не одно произведе-
ние на сюжет Страшного суда. Микеланджело продемонстриро-
вал движение и сверхчеловеческую мощь. Он оказался непре-
взойденным поэтом, воспевающим беспредельность сущего. Но,
сделав этот шаг, он оказался и одним из предшественников ис-
кусства барокко, которое подчеркивало грандиозность (отсюда
римское стремление к триумфальности), обращалось к крупным
формам, героическим действам, драматическим позам, диаго-
нальной композиции. У Рафаэля и Микеланджело было множе-
ство последователей, некоторые были наделены талантом. Эклек-
тизм братьев Карраччи, которые соединили уроки Рафаэля с уро-
ками Микеланджело, обеспечил росписям плафона дворца
Фарнезе в Риме композицию одновременно крепкую и многооб-
разную. Сегодня уже известно, что европейский XVI в. находил-
ся под сильным влиянием «маньеризма». «Маньеристами» сле-
дует называть главным образом художников, которые хотели из-
бежать воздействия на свое творчество мастеров искусства,
противопоставляя свою «манеру», т. е. свой особый стиль (как
его понимал Вазари). Вместе с ними торжествовало и антиклас-
сическое направление, и эстетика, которая решительным обра-
зом отдалялась от природы и естественного начала. Отсюда бе-
рет начало понятие «манерности», которое долго применялось
у нас по отношению к этому искусству, стремившемуся обрести
оригинальность и имевшему большой успех при утонченных и
изысканных дворах Мантуи, Фонтенбло и Праги. Маньеристы стре-
мились поразить зрителя перегруженным декором (так поступил
Джулио Романо, работая в Палаццо дель Те в Мантуе), выбором
сюжетов, откровенно чувственных (как это делал Спранглер1),
странными решениями, как у Антуана Карона. Они использовали
резкий колорит, любили темный фон. Вслед за Пармиджанино ма-
ньеристы вытягивали формы, им было присуще ярко выражен-
ное пристрастие к диспропорции — вспомним «Распятие» Челли-
ни, которое хранится в Эскориале, своеобразное «Благовещение»
Бронзино, характерные фигуры Эль Греко. В наши дни существу-
ет тенденция усматривать (и не без причины) в маньеризме одну
из существенных черт XVI в., периода, предшествующего торже-
ству барокко. В плане общественной психологии маньеризм вы-
ступает как свидетельство эпохи, которая во всех областях удаля-
лась от традиционных установлений и искала свой путь в много-
численных направлениях. Он выразил жажду обновления века,
который не нашел равновесия и проявил себя так богато и разно-
образно, что его трудно определить.
Когда речь идет о времени столь плодотворном, то любая
классификация формальна и искусственна. Следует особо оста-
новиться на венецианской живописи. К началу XVI в. Венеция
еще представляла собой готический город. Расцвет Ренессанса
связан со строительством дворца Вендрамин, которое было за-
вершено в 1509 г. Венецианская живопись уже была прославлена
целым поколением художников, предшествующих Высокому Воз-
рождению, среди них наибольшую известность получило твор-
чество Джованни Беллини; в эпоху Ренессанса в сфере живопи-
си она начинается с Тициана, который активно работает до сере-
дины XVI столетия и к концу своей творческой жизни достигает
техники почти импрессионистической. Его творческие достиже-
ния затем подхватываются блестящими мастерами Тинторетто
и Веронезе. Европейское искусство обязано Венеции очень многим.
i Бартоломеус Спрангер (не Спранглер, как у Делюмо) (1546—1611) — ни-
дерландский живописец и декоратор с мировой известностью, сыгравший важ-
ную роль в распространении маньеризма в Европе. С 1581 г. — придворный
живописец императора Рудольфа II, с 1580 г. жил и работал в Праге.
Рубенс, Пуссен, Веласкес, Ватто и Делакруа (перечислим только
несколько имен) считали Тициана величайшим мастером, кото-
рый в совершенстве владел масляной живописью. Венецианцы
предпочитали цвет линии; они смягчили живопись, придав ей
больше яркой интенсивности. Но в конце XV в. в Италии по-
явился независимый художник, который позднее создаст свою
школу, — Караваджо. Он не оглядывается на Античность, вос-
стает против всех условностей, старается создать «естественную»,
иногда грубо реалистическую живопись. Сфумато Леонардо он
противопоставил неистовые контрасты тени и света Ч «Каравад-
жисты» Франции и Нидерландов станут подражать его манере.
Таким образом, в начале XVII столетия живопись и более
широко — все искусства достигли в Европе своей полной зрело-
сти и совершенной технической свободы. Художники могли во-
площать все, что они хотели, и этим они были больше обязаны
Италии, чем Античности. В эпоху, когда динамичная Европа изы-
скивала средства для обновления, Италия предоставила возмож-
ность намного более радикального омоложения, чем готическое
искусство, несмотря на резервы силы и мощи, которыми оно еще
обладало. Блеск итальянского богатства помог торжеству новой
эстетики. В любом случае, именно художники, прибывшие с Апен-
нинского полуострова, всюду распространяли художественный new
look2. Первый ренессансный фасад во Франции — фасад замка
Район стал творением мастерской франко-итальянских скульпто-
ров. И нам хорошо известно то значение, которое приобрела шко-
ла, основанная в 30-е гг. XVI в, в Фонтенбло Россо и Приматиччо,
благодаря которой маньеризм обосновался во Франции. В Англии
флорентиец Торриджано (возведший надгробие Генриха VII в Ве-
стминстере) выдвинул идеи, характерные для нового искусства.
В Нидерландах Брейгель Старший, рисовальщик и пейзажист, ра-
ботал вне основного направления в живописи, в стороне от италь-
янского влияния, не писал обнаженной натуры, но «романисты»
имели огромный успех у публики на всем протяжении XVI столе-
тия. Выдающийся испанский скульптор Ренессанса Беррутете был
учеником Микеланджело во Флоренции, последовал за ним в Рим,
Речь идет о технике кьяроскуро (дословно «светотень»), которую исполь-
зовали караваджисты и Рембрандт.
сделал для него зарисовку «Лаокоона». Один из шедевров XVI в.
находится в Праге, а именно Бельведер, который возведен по типу
периптера', окруженный изящными ионическими колоннами.
Архитектор итальянец Паоло делла Стелла, ученик Сансовино,
строил его с 1534 по 1539 г.2 В Кракове Сигизмунд I (1506—1548)
(супруга которого принадлежала к роду Сфорца) заказал италь-
янцам строительство своей резиденции в Вавеле. Палаццо Кан-
челлериа в Риме (XV—начало XVI вв.) стал образцом дворов с кры-
тыми аркадами, мода на которые широко распространилась в Цент-
ральной Европе в конце XVI—начале XVII вв. (Грац, Литомышль
в Чехии, Краков и т. д.).
Древняя Греция покорила своих победителей. Италия XVI в.,
растоптанная «варварами»3, навязала им свой вкус, это был, соб-
ственно, вкус Античности, пересмысленный, исправленный, транс-
формированный, обогащенный опытом Средневековья. Несом-
ненно, Возрождение освоило некоторые ценности греко-римско-
го мира, принимая и осознавая ценности эпохи, которая стояла
между ними. Между Античностью и новым золотым веком сто-
яла толстая стена «темных времен», и Возрождение решительно
отказывалось от прошлой, как окончательно минувшей, цивили-
зации, которая еще могла бы быть источником вдохновения, но
которую не могло воскресить. Следовательно, Возрождение об-
ладало историческим сознанием. Это сознание само по себе пред-
ставляло новый менталитет и было его признаком. Поскольку
христианство наложило отпечаток на полторы тысячи лет евро-
пейской истории, то мифология значила не больше ни коллек-
ции изображений (впрочем, исключительно богатой), ни со-
брания аллегорий. Боги покинули храмы. И если древние
руины появляются (а это случается довольно часто)
в картинах на сюжет Рождества, то они там только
для того, чтобы показать, что Иисус своим рож-
дением положил конец языческой эпохе.
Просмотров: 718 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика