Пятница, 26.04.2024, 12:12
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 21 » «Когда страна быть прикажет героем...» Человек «в буднях великих строек»
15:05
«Когда страна быть прикажет героем...» Человек «в буднях великих строек»
«Когда страна быть прикажет героем...» Человек «в буднях великих строек»
«Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма. В 1932 г. появляется роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Жизненные пути героя книги Павла Корчагина и автора слились в овеянную романтическим пафосом повесть о новом человеке, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи.
Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда. Настрой на великие свершения звучал в маршевых ритмах популярной песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»
Развернувшееся в стране движение ударников труда равнялось на показатели шахтера А.Г. Стаханова. Впечатляющие трудовые рекорды, далеко не всегда оправданные с точки зрения непосредственных интересов производства (когда, например, в помещении текстильного цеха не хватило места для нужного ткачихе для рекордного перевыполнения плана числа станков, пришлось проламывать стену), показывали всем, что новому советскому человеку по плечу решение самых смелых задач.
Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей». В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Фильм «Чапаев» (режиссеры С.Д. и Г.Н. Васильевы — «братья Васильевы») создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б.А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г.В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы (актриса Л.П. Орлова) в певицу, а простого пастуха (артист Л.О. Утесов) в дирижера джазового оркестра. Этот фильм критиковали за легковесность и безыдейность. «Картина дает настоящую зарядку бодрости, — писал режиссер Л.З. Трауберг. — Однако неправильно делают те, кто создает ненужную шумиху вокруг «Веселых ребят», провозглашая линию этой комедии ге-
неральной линией советской кинематографии». Однако по распоряжению высшего руководства страны этот фильм был выпущен в прокат. Обе линии преданность идеям социализма, жертвенность, с одной стороны, и неистощимый оптимизм строителей новой жизни — с другой, сливаются в образах героев многих советских фильмов. Среди них «Подруги» (режиссер Л.О. Арнштам), «Цирк» и «Светлый путь» (Г.В. Александров), «Трактористы» (И.А. Пырьев) и последний шедевр довоенного отечественного кино «Свинарка и пастух» (И.А. Пырьев). Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем.
Для миллионов советских людей примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики, которое имело огромное экономическое значение для нашей страны. В 1934 г. во время арктического дрейфа на пароходе «Челюскин» экспедиция во главе с О.Ю. Шмидтом оказалась затертой во льдах. Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в сложнейшей операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А.В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков и М.М. Громов, А.Б. Юмашев, С.А. Данилин) на самолетах АНТ-25РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Особое звучание приобрел перелет через Сибирь женского экипажа В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой в сентябре 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина», установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин.
Важной формой мобилизации советских людей являлись кампании солидарности с прогрессивными силами других стран. Самой яркой стала кампания поддержки республиканского правительства во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. Через структуры Коминтерна в Испанию были отправлены тысячи добровольцев, СССР негласно направлял туда военных советников и специалистов, летчиков и технику. Весной 1937 г. в СССР прибыли первые корабли с испанскими детьми, всего было принято более 3 тыс. «детей войны».
Мобилизационная экономика опиралась на мобилизационное сознание. Оно формировалось в обстановке ощущения каждым человеком постоянной угрозы — реальной или мнимой, внешней или внутренней. С начала 1930-х гг. на волне кампании по раскулачиванию в деревне и борьбе с «вредителями» на производстве в обществе стала сгущаться атмосфера подозрительности. Распространению шпиономании способствовали многие художественные фильмы и книги. Появившиеся в общественных местах плакаты с грозными лозунгами предупреждали о подстерегавшей каждого опасности. Открытые судебные процессы над «врагами народа» использовались для мобилизации сил на борьбу с «вредителями», которые «мешают строить социализм».
Успехи социалистического строительства пропагандировались в изданиях под характерными названиями («Наши достижения», «Даешь!» и т. д.). Печать проходила самую жесткую цензуру и стала мощным пропагандистским орудием. Французский писатель А. Жид, посетивший СССР, так оценил итоги массированного идеологического воздействия на сознание людей: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро газета «Правда» сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Самое главное при этом — убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром».
Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930-х гг. прекратились. За границу отправлялись в основном исключительно официальные делегации с задачей пропаганды позиций СССР.
Власть придавала большое значение необходимости создания положительного образа советской страны за рубежом. Пропагандой достижений социализма в сочувствующих СССР кругах, среди членов компартий и социалистов, в профсоюзах занимался Коминтерн, из Москвы «Радио Коминтерна» вещало на основных европейских языках. Специально для зарубежной аудитории издавался иллюстрированный журнал «СССР на стройке».

Просмотров: 1091 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика