Война и власть Властные структуры Российской империи, обновленные и реформированные в предвоенные годы, оказались все же во многом не приспособленными к эффективным действиям в новых условиях. Огромная держава управлялась, как и за 200 лет до того, из единого центра, причем все рычаги управления были сосредоточены исключительно в руках императора. Совет министров в условиях военного времени стал менее самостоятелен, чем был прежде. Несогласие с теми или иными весьма осторожными предложениями министров вызвало к жизни феномен «министерской чехар- V ды». Неэффективным, а часто и вредным оказалось и деление страны в условиях войны на две зоны — военную, подотчетную Ставке, и тыловую, находившуюся под контролем правительства. Полномочия Государственной думы были по-прежнему ограничены. Это направляло ее деятельность во многом во вред стране: парламент не только не делил с верховной властью ответственности за положение дел в стране, но и превратился в центр оппозиции этой самой власти. Не только известной и вполне необходимой самостоятельности, но и инициативы оказались лишены министерства, суды, полиция, губернаторы. Все уповали на всевидящее око государя и его разум в решении практически всех проблем жизни страны. Такое положение было смертельно опасно, особенно в годы войны. Ситуация еще более осложнилась, когда император принял на себя верховное командование армией, а вместе с ним и полную ответственность за положение дел на фронте. Теперь каждое поражение там, равно как и ухудшение условий жизни населения, в массовом сознании отождествлялось лично с ним. Лишь усилия городских управ и земств в годы войны давали весьма существенную отдачу и были эффективными. Но круг их полномочий был весьма ограничен и не менял общего впечатления населения от системы власти. Открытое противостояние политической оппозиции и правительства началось летом 1915 г. 19 июля возобновились заседания Государственной думы. Накануне Николай II произвел замену ряда наиболее ненавистных для оппозиции министров. Это стимулировало ее активность, на волне которой оформился межпартийный «Прогрессивный блок». Октябристов, прогрессистов, кадетов, националистов, входивших в этот блок, объединяло требование создания правительства, подотчетного Думе. Появление «Прогрессивного блока» стало началом последнего кризиса самодержавия, отчетливее всего выразившегося в «министерской чехарде», когда за один год сменились три председателя Совета министров и еще целый ряд министров. К концу первых двух лет войны в России начало формироваться устойчивое настроение в пользу смены верховной власти любой ценой.
|