Становление конституционной монархии в России Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы. Но осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант. Решающую роль сыграла Октябрьская политическая стачка, охватившая всю страну и почти полностью парализовавшая ее. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», изданный в разгар стачки, обещал населению законодательный парламент и гражданские свободы. Под влиянием декабрьского вооруженного восстания в Москве, 12 декабря 1905 г. царь подписал закон о порядке выборов депутатов Государственной думы. 23 апреля 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных законов Российской империи», которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов. При определении прерогатив императорской власти слово «неограниченная» было заменено на слово «верховная», ибо отныне «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». При этом сохранилось понятие «верховная самодержавная власть», которая мыслилась как гарант целостности «единого и нераздельного» Российского многонационального государства. Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководил внешней политикой и управлял армией и флотом. Вторая глава «Основных законов...» содержала статьи о правах и обязанностях населения Российской империи. Она обещала гражданам неприкосновенность личности, жилища и собственности, право на свободное избрание местожительства и профессии, право свободного выезда за границу, право на свободу вероисповедания, право «в пределах, установленных законом» выражать и распространять свои мысли. Несколько ранее, 27 августа 1905 г., была восстановлена университетская автономия. Существенные изменения произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом императора от 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство — Совет министров. Председатель Совета министров (премьер-министр) получил право контролировать деятельность министров, представлять правительство перед императором и законодательными учреждениями. За министрами оставалось право «всеподданнейших докладов» царю, но они должны были согласовывать их с премьер-министром. В соответствии с «Основными законами...» Совет министров наделялся правом законодательной инициативы, разработки законопроектов и внесения их в Думу. Первым председателем Совета министров был назначен автор Манифеста 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте. Конечно, новая политическая система была далека от идеального варианта правового государства и гражданского общества. Законотворческая деятельность Государственной думы была ограничена невозможностью внесения изменений в «Основные законы Российской империи»; граждане России не получили права на прямые, равные, тайные и всеобщие выборы; император обладал еще огромной властью, в том числе правом досрочного роспуска Думы и издания законов в обход ее; правительство не назначалось парламентом и не отчитывалось перед ним. Тем не менее в 1906 г. Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии, а ее население получило основные политические права, благодаря чему россияне из подданных императора превратились в граждан страны.
|