Школьная реформа Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включавшую всеобщее начальное, среднее и высшее образование. Еще в конце XIX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Проект закона был представлен в I, а затем во II Думу, но ни та ни другая не успели его рассмотреть. Первая статья проекта провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». При этом создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на земства, городские управы и сельские общества. Лишь в июне 1912 г. III Дума утвердила законопроект, установив 10-летний срок введения всеобщего начального образования в стране. Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражения ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросам о том, кому должны подчиняться школы, имеет ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках. Для Столыпина эти проблемы имели второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению, значительно увеличив расходы на начальное образование (с 8 286 672 рублей в 1906 г. до 35 884 672 рублей в 1910 г.). К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения. Кроме того, выделялись значительные средства на подготовку и переподготовку учителей. Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода. Большое внимание Столыпин уделял дальнейшему развитию среднего и высшего образования, развитию науки и культуры. Правительство финансировало научно-промысловые исследования Северного Ледовитого океана, археологические исследования Кавказа и восточных губерний. Значительные средства были выделены на подготовку фундаментальных научных изданий. Столыпин был убежден в том, что сохранение и приумножение славных традиций науки и культуры являются одними из главных факторов формирования национального сознания русского общества и его патриотического воспитания.
|