Серебряный век Потребности модернизации России диктовали ускорение темпа и рост качества жизни, повышение мобильности, подготовка значительно большего числа квалифицированных кадров. Низкий уровень грамотности и бытовой культуры сдерживал развитие страны. Разрыв в уровне жизни подавляющей части населения и привилегированных групп оставался огромным. Образованная часть общества ориентировалась на культурные образцы и стандарты потребления элиты европейских стран, пополняла образование и поправляла здоровье в Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Большинство жителей страны были далеки от этого. Главное же состояло в том, что очень неэффективно работали или далее не были запущены механизмы преодоления сложившегося еще во времена петровских преобразований социокультурного разрыва между верхами и основной массой народа. А именно такое преодоление было необходимо для осуществления модернизации. Все это порождало в среде образованных, думающих и болеющих за будущее России людей ощущение неотвратимости катастрофы, грядущего социального взрыва, вероятность которых усиливалась ввиду приближения «мирового пожара», военного конфликта. Такие настроения А.А. Блок выразил поэтической метафорой предчувствия «неслыханных перемен, невиданных мятежей». Эти предчувствия и ожидания определили лицо художественной культуры эпохи, получившей название Серебряного века (в отличие от Золотого, пушкинского века, открывшего страницу высших достижений российской культуры Нового времени). В духовных исканиях интеллигенции отразились попытки не столько дать нравственные оценки социальным вызовам современности, сколько переосмыслить мироустройство и попытаться средствами искусства и философской мысли преодолеть тот исторический разлом, на котором оказалась Россия. Одновременно ожесточенные идейно-политические дискуссии тех времен нашли отражение в художественном творчестве социально-критической направленности.
|