Религиозная жизнь и церковь Картину мира для большинства жителей России начала XX в. определяло религиозное сознание. Вера обуславливала нравственные устои, освященные вековой традицией. При этом она нередко уживалась с суевериями, с повышенным вниманием к внешним обрядам и забвением морально-этических принципов в повседневной жизни. Страстное стремление к правде и справедливости соседствовало со стихийным буйством, которое нередко сопровождалось пьянством. Подавляющее большинство населения было православного вероисповедания. Согласно Своду основных законов Российской империи, кроме государственной религии — православия, существовали религии «терпимые» (инославные конфессии католицизм, протестантизм, армянская церковь и иноверческие конфессии — ислам, буддизм, иудаизм) и «нетерпимые» (секты духоборов, молокан, скопцов и др.)- Политика терпимости в отношении ислама — второй по числу приверженцев религии империи — способствовала сохранению традиционного уклада жизни мусульман на территориях их компактного проживания. Накануне 1917 г. в стране действовали десятки тысяч мечетей, появились многочисленные мусульманские культурно-просветительские организации. Самые заметные ограничения в правах касались приверженцев иудаизма: они проживали в западных губерниях за чертой оседлости, где у евреев сохранялся традиционный бытовой уклад. Лица иудейского вероисповедания имели ограниченный жесткой квотой доступ к образованию (до 1905 г.), а также к ведению коммерческой деятельности за пределами традиционного ареала проживания. Русская православная церковь являлась «первенствующей и господствующей», император считался ее главой, а упВид на Новодевичий монастырь в праздничный день. Начало XX в. Когда был построен Новодевичий монастырь? С какими событиями связана его история? равление церковными делами осуществлял Святейший синод. Заметно выросло число канонизаций святых. В 1903 г. было совершено прославление великого подвижника православия Серафима Саровского. Особое место в религиозной жизни России занимало старчество духовное руководство опытного в вопросах веры и духовной жизни наставника. Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, особенно успешно в Японии (там к концу XIX в. насчитывалось уже около 25 тыс. православных). Общее число православных храмов и часовен в России накануне революционных событий 1917 г. достигло 78 тыс., только в Москве в 1890—1917 гг. появилось около ста новых церквей. Численность приходского духовенства составляла около 120 тыс. человек. Около 100 тыс. человек проживало, по данным на 1917 г., в 1253 монастырях России. Действовало 57 духовных семинарий и 4 академии. Материальное положение многих сельских священников в небогатых приходах трудно было назвать иначе чем бедственным. Многие клирики сами обрабатывали церковную землю, чтобы прокормить семью.
|