Четверг, 21.11.2024, 15:46
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 435
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » Научно-технические достижения и организация исследовательской работы
12:42
Научно-технические достижения и организация исследовательской работы
Профессиональной научной деятельностью в России занималась небольшая прослойка ученых, сосредоточенных в Академии наук, университетах и научных обществах. Наряду со скудными и зачастую нерегулярными государственными дотациями (из нескольких сотен научных обществ поддержку от государства получали не более 20—25), на рубеже XIX—XX вв. в науку стали поступать частные пожертвования. Они направлялись в основном на финансирование научно-практических инициатив строительства и поддержки Аэродинамического института в Кучино под Москвой (Д.П. Рябушинский), организации исследовательских экспедиций на окраины империи, разведки залежей полезных ископаемых и т. д. В 1909 г. появилось Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений (так называемое Леденцовское общество по имени промышленника Х.С. Леденцова, передавшего на поддержание его деятельности проценты с завещанного капитала), в его состав вошли известные российские ученые. Общество сыграло большую роль в поддержке научно-прикладных исследований.
В 1912 г. к Северному полюсу направилась экспедиция Г.Я. Седова, снаряженная в основном на частные пожертвования. Были обследованы Новая Земля и острова Земли Франца-Иосифа. Гибель руководителя экспедиции помешала осуществлению плана покорения полюса.
Прорыв происходил на тех направлениях науки и техники, результаты которых непосредственно интересовали государственные ведомства, в первую очередь военное и морское. Освоение отдаленных районов империи требовало быстрого развития железнодорожного транспорта: казенные заказы стимулировали бурное железнодорожное строительство, создание совершенных отечественных паровозов и инженерных конструкций (дебаркадер Киевского (тогда Брянского) вокзала в Москве гениального инженера В.Г. Шухова и сегодня остается одним из выдающихся сооружений такого рода в мире). Профессия инженера-путейца стала одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых в России.
Определенная государственная поддержка оказывалась и создателям первых образцов авиационной техники на основе расчетов «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. В Москве на базе Императорского высшего технического училища была построена первая в мире аэродинамическая труба для испытаний летательных свойств самолетов. На основе этих разработок авиаконструктор И.И. Сикорский, будущий основатель знаменитой американской вертолетной фирмы, построил первый в мире четырехмоторный самолет; в годы Первой мировой войны бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Сикор-ского производился серийно. Военный летчик П.Н. Нестеров тогда же вписал свое имя в список достижений мировой авиации, впервые выполнив обоснованную расчетами Жуковского «мертвую петлю». Инженер Г.Е. Котельников создал первый в мире эффективный ранцевый парашют, спасший жизни сотням летчиков в годы войны, Н.Д. Зелинский совершенный для того времени противогаз, Д.И. Менделеев - высокоэнергетические пороховые смеси для артиллерии. В соответствии с расчетами А.Н. Крылова были сконструированы линейные корабли российского флота, отличавшиеся выдающимися боевыми характеристиками, и самые быстроходные в мире миноносцы.
А.С. Попов в 1895 г. представил на заседании Русского физико-химического общества первый в мире аппарат беспроволочной телеграфии радиоприемник. У лее несколько лет спустя, в 1900 г., изобретатель наладил радиосвязь в Балтийском море на расстоянии 45 км в ходе спасательной операции по снятию с камней севшего на мель броненосца. Тем самым были наглядно показаны возможности и преимущества нового вида сообщения. Но изобретения Попова очень медленно внедрялись в жизнь. Так, в период Русско-японской войны российский флот не был оснащен радиоаппаратурой, в то время как противник активно ею пользовался. Запатентованное за рубежом аналогичное изобретение итальянского инженера Г. Маркони быстро получило широкое признание.
Это касалось и многих других научных достижений: государственная поддержка науки и внедрения опытных разработок не носила, как и частная благотворительность в этой сфере, системного характера, была нерегулярной или вовсе отсутствовала. Бюрократические препоны зачастую оказывались непреодолимым препятствием, перспективные идеи не получали нужного финансирования (так произошло, например, с проектом исследования Арктики с помощью ледоколов, который активно отстаивали Д.И. Менделеев и выдающийся флотоводец и океанограф адмирал С.О. Макаров). Многие приборы и новые разработки целенаправленно закупались за границей. Знаменитый крейсер «Варяг», например, был построен на верфях в США в рамках государственной военно-морской программы. Поскольку были слабо разведаны естественные богатства страны, многие виды сырья так лее покупали за рубежом.
Хотя по числу занятых в научной сфере Россия заметно уступала европейским странам, в области фундаментальных исследований российские ученые добились выдающихся результатов на самых разных направлениях. Это произошло в физиологии (исследования И.П. Павлова были отмечены Нобелевской премией в 1904 г.), биологии и медицине (И.И. Мечникову совместно с немецким ученым П. Эрлихом присудили эту же награду за работы в области иммунологии). Мировое признание получили труды К.А. Тимирязева (физиология растений), В.М. Бехтерева (исследования функций головного мозга), В.И. Вернадского в области геохимии. Над разработкой теории реактивного движения и основ космонавтики работал К.Э. Циолковский, преподаватель калужской гимназии. За полвека до прорыва человека в космос он провел математические расчеты, которые легли в основу создания космических ракет, искусственных спутников Земли, орбитальных и межпланетных космических кораблей. Опыты П.Н. Лебедева в области оптических эффектов и света заложили основы для развития целого направления в современной физике. Ученые петербургской математической школы занимались как теоретическими, так и прикладными разработками в сфере механики и расчетов динамических конструкций (А.М. Ляпунов, А.А. Марков, В.М. Стеклов). Выдающийся математик П.Л. Чебышев первым создал «стопоходящую машину», имитировавшую движение живых существ, — прообраз современных шагающих роботов.
Однако большинство фундаментальных разработок велось вне связи с конкретным производством. В России, за отдельными исключениями (такими, как Прохоровская Трехгор-ная мануфактура, где опытным путем разрабатывались новые красители), не было промышленных лабораторий, ориентированных на внедрение научных результатов в практическую деятельность.
Подведем итоги
Таким образом, в России в начале XX в. социальная модернизация, в отличие от индустриальной, протекала крайне медленно, российское общество все еще было расколото на сословия, картину мира большинства людей определяло религиозное сознание. В западноевропейских странах изменения в социальной сфере во многом были связаны с процессом урбанизации. В России, по сравнению с ними, темпы урбанизации были значительно ниже. Тормозил социальную модернизацию низкий уровень грамотности населения. Тем не менее Россия не производила впечатления темной и невежественной страны. В городах обычным делом становятся не только уличное электрическое освещение, водопровод и канализация, но и телефонная связь, трамваи, автомобили. А российские ученые добились выдающихся результатов в различных областях фундаментальной науки.

Просмотров: 1191 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Ноябрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика