Национальный вопрос и образование СССР После окончания Гражданской войны для лидеров большевиков со всей остротой встал национальный вопрос. Предстояло решить, на каких условиях будет существовать далее многонациональное Российское государство. Политические силы самого разного толка еще в 1917 г. встали перед дилеммой, как соединить два разнонаправленных процесса: стремление сохранить единое государство и эффективную власть, с одной стороны, и расширить права наций с другой. Известный российский правовед Ф.Ф. Кокошкин решительно возражал тогда против построения федерации и автономии по национальному признаку. В этом он видел угрозу целостности страны, а также ущемление прав русского населения, лишенного собственной автономии. Вместо национальной федерации он предлагал создать федерацию территориальную. В противном случае вполне реальным, по его мнению, будет если и не распад России, то замена федерации конфедерацией, а также постоянные конфликты между русским и нерусским населением. Видные либералы-правоведы Н.Н. Алексеев, П.Н. Милюков и другие предлагали создать федерацию, включавшую территории, населенные разными народами, на основе единства экономической жизни и территории. Однако у большевиков была иная точка зрения на этот счет. Еще с дореволюционной поры они были сторонниками сильной центральной власти. Лишь логика удержания власти в 1917—1920 гг. подвела их к идее федерализма. Они рассматривали федерацию как временную форму государственного строительства, на смену которой неизбежно придет «добровольный социалистический унитаризм». После окончания Гражданской войны в руководстве страны столкнулись сторонники «жесткого» и «мягкого» вариантов образования единого союзного государства. Однако, несмотря на тактические разногласия по вопросу об основах его создания, принципиальной разницы в позиции лидеров большевиков не было. Все они выступали за создание партократического государства, управляемого из единого центра. 30 декабря 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Советский федерализм носил иерархический характер. Наряду с союзными республиками были созданы автономные республики, округа, районы. Весь период нэпа прошел под знаком либерализации национальной политики. Был выдвинут лозунг равноправия наций, представители многих малых народов были привлечены к управлению делами государства, началась «коренизация» местного управления в национальных районах. Борьба за ликвидацию неграмотности вызвала волну открытия школ, где преподавание велось на национальных языках. Создание национальной государственности в ряде районов страны, «коренизация» управления национальными территориями зачастую приводили к ущемлению прав представителей других, «нетитульных» народов, прежде всего русского народа.
|