Суббота, 23.11.2024, 12:32
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 435
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Ноябрь » 25 » Деревня и город: новое и старое
12:37
Деревня и город: новое и старое
Деревня и город: новое и старое
В России в начале XX в. сохранялось сословное деление. Большинство населения (более 80%) принадлежало к крестьянскому сословию. Мировоззрение подавляющей части российского крестьянства оставалось тесно связанным с общинными традициями и идеалами. Те, кто приобрел богатство за счет предприимчивости и инициативы, будь то своим трудом или используя труд наемный, не могли рассчитывать на моральную поддержку и безусловное одобрение своих усилий, хотя состоятельных людей и в деревне, и в городе становилось все больше.
На рубеже XIX и XX вв. в России наблюдалось «аграрное перенаселение». Обычай крестьян делить земельный участок между всеми сыновьями усиливал малоземелье, которое усугублялось быстрым ростом численности сельских жителей за счет высокой рождаемости. Поток переселенцев потянулся на неосвоенные земли восточных губерний.
Часть свободных рабочих рук оттягивал город. Уровень жизни горожан, работавших по найму, был в основном очень низким. Рабочие ютились в бараках или снимали «угол» у домохозяев, нередко были вынуждены жить скученно и без элементарных бытовых удобств. Проблема жилищного строительства в городах становилась одной из самых насущных. В условиях набиравшей темпы индустриализации катастрофически не хватало жилья и социальных учреждений.
Освоение технических новшеств меняло облик городов. В центрах обеих столиц и губернских городов появлялись уличное электрическое освещение, водопровод и канализация. Быстрыми темпами развивалась телефонная связь. Двигавшиеся по рельсам маленькие вагончики с запряженными в них лошадьми — конки постепенно вытеснялись вагонами на электротяге трамваями. Предметом роскоши становились автомобили иностранного производства. Первый русский автомобиль («самодвижущийся экипаж» Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе) был продемонстрирован на Нижегородской ярмарке в 1896 г., но наладить автомобильное производство в России тогда не сумели. Знаменитый автомобиль производства Русско-балтийского вагонного завода был выпущен лишь 15 лет спустя, в 1909 г.
Новинкой городской культурной среды являлись кинотеатры. Первый постоянный кинотеатр открылся в Петербурге на Невском проспекте в мае 1896 г., а первый фильм российского производства («Понизовая вольница» на сюжет песни о Стеньке Разине) был снят в 1908 г. Традиционными народными развлечениями оставались ярмарки, балаганы. Автомобили соревновались с извозчиками, торговые пассажи и магазины модных товаров конкурировали с купеческими лавками и лабазами. Переплетение черт нового и старого причудливо отражалось на мировосприятии выходцев из деревни, заселявших городские пригороды — слободы.
Просвещением, здравоохранением, строительством дорог в городе и на селе занимались земства выборные органы местного самоуправления. В них работали тысячи представителей интеллигенции. Многие вчерашние студенты, получившие дипломы врачей, учителей, сознательно отказывались от городских удобств и привычного уклада, чтобы работать на селе во имя общественной пользы.
Просмотров: 976 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Ноябрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика