Административные реформы П.А. Столыпин понимал, что его замыслы встретят сопротивление как со стороны правоконсервативных кругов, так и со стороны левых сил. Поэтому он сделал ставку на регулирующие функции государства, а это потребовало, в свою очередь, перестройки и укрепления административного аппарата, создания сильной вертикали исполнительной власти. Поэтому важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа, коренным образом перестраивающая местное управление и самоуправление. Основная цель реформы местного управления состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой укрепить губернские и уездные органы власти назначаемыми из центра чиновниками начальниками уездов и участковыми комиссарами. При этом предполагалось значительно расширить полномочия губернаторов, поднять престиж губернских чиновников, улучшить их подготовку и увеличить жалованье. Реформа местного самоуправления предусматривала распространение земств на всю территорию Российской империи, включая Прибалтику, Западный край и Польшу; расширение полномочий земских органов; создание в качестве низшего административного звена всесословной волости, а в крупных селах и поселках, где проживало некрестьянское население, поселкового управления. Таким образом, предполагалось создать гибкую и эффективную систему взаимосвязанных органов управления и самоуправления (при строгом разграничении их функций и компетенций), ориентированную на происходящие в связи с аграрной реформой социальные изменения в стране. Создание низовых институтов управления и самоуправления (волостного и поселкового) предоставляло крестьянам-собственникам реальную возможность активного участия в выработке и принятии жизненно важных решений. Кроме того, являясь твердым сторонником законности и правопорядка, Столыпин считал необходимым унифицировать судебную систему страны. Реформа суда и судопроизводства предусматривала: восстановление института мировых судей, введение защиты на стадии предварительного следствия, включение в уголовный кодекс статей об условном осуждении и условно-досрочном освобождении, разработку мер по гражданской и уголовной ответственности должностных лиц, нарушивших закон, повышение окладов судьям и другим чинам судебного ведомства. По замыслу Столыпина реформирование должно было создать единое правовое пространство в масштабах Российской империи, привести судебную систему в соответствие с происходящими в обществе изменениями, сделать суд более доступным для граждан. Одновременно предполагалось преобразовать и полицию: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функции политического дознания передавались следственным органам. В это же время правительство внесло в Думу законопроекты об уравнении в правах старообрядцев и расширении прав евреев, о государственном страховании и пенсиях для рабочих, а также проект о введении всеобщего начального образования. Однако ни один из этих законопроектов так и не стал законом одни были отклонены Думой, другие Государственным советом. Законопроект о частичном снятии ограничений с торговых прав евреев сумел пройти через обе палаты, однако царь отказался его подписывать.
|