Вопросы и задания
1.
Согласитесь ли вы с суждением историков, что определяющей тенденцией п развитии большинства стран мира в первые годы после завершения Второй мировой войны была демократизация социальной и политической жизни'' Обоснуйте свое мнение.
2. Что объединяло страны Европы в «западном» и «восточном» блоках?
3.
Сформулируйте основные причины крушения мировой колониальной системы во второй половине XX века.
Изучаем источники, решаем проблемы
Задание
1. * Рассмотрите
приведенную информацию и ответьте на вопросы.
Мнения
американцев о политике СССР по данным социологических опросе ж Института Гэллапа (в % от общего числа
опрошенных):
Мнения
|
Май 1946 г.
|
Октябрь 1947 г.
|
Россия стремится стать господствующей
|
|
|
державой мира
|
58
|
76
|
Россия просто стремится защититься
|
|
|
от нападения в следующей воине
|
29
|
18
|
К
концу 1948 г. — почти единодушное согласие с тем, что Россия — агрессивная держава, стремящаяся к экспансии.
Что могло влиять на изменение представлений американцев об СССР в рассматриваемый период? Каким было отношение советских людей к США? Используйте материал по отечественной истории.
Задание
2. О причинах раскола
Германии.
В
течение десятилетий современники и историки пытались ответить на вопрос: кто
виноват в расколе Германии? Рассмотрите последовательность относившихся к этому событий:
—-"
объединение в 1946—1947 гг. американской и британской, а затем и французской зон оккупации в одну и
создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
—
принятие
в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
—
проведение
в западной зоне в 1948 г. сепаратной денежной реформы;
—
установление
с 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. блокады Западного Берлина советскими войсками (в это время
был создан так называемый «воздушный
мост» — американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь,
оборудование для предприятий и т. д.);
— принятие 8
мая 1949 г. западногерманской конституции и выборы в бундестаг;
4-
провозглашение в сентябре 1949 г. Федеративной Республики Германии; 4-
образование 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.
Как вы ответите на вопрос: почему была расколота Германия? Какие из названных
событий сыграли в этом решающую роль?
Задание 3. События глазами
карикатуристов.
Объясните, какому событию посвящена карикатура. Какое значение имеет использование в ней формулы, широко распространенной в гитлеровской
Германии: «Один народ, один рейх, один фюрер»?
Задание 4. Г. Киссинджер о политике США в Азии: «В 1950 г. администрация Трумэна
решила, что для безопасности свободного мира требовалось не допустить попадания Индокитая в руки
коммунистов, что на
практике означало подчинение американских антиколониалистских принципов необходимости поддержки
французской борьбы в
Индокитае. Трумэн и Ачесон Государственный секретарь в 1947—1952 гг. не видели иного выбора, ибо Объединенный комитет начальников штабов пришел к выводу,
что
американские вооруженные силы напряжены
до предела вследствие одновременного выполнения ими обязательств по НАТО и Корее, и ничего нельая выделить на защиту Индокитая, даже если
туда вторгнется Китай. И потому оставалось полагаться на французскую армию, которая обязана была сдерживать индокитайских коммунистов при
материальной и финансовой поддержке Америки. После победы в этой борьбе Америка намеревалась вернуться к государственным стратегическим и антиколониальным принципам и
оказать давление в
отношении предоставления этим территориям независимости».
Киссинджер Г.
Дипломатия. М., 1997. С. 50!>.
Уточните, о каких событиях идет речь в источнике. Чем объясняет автор отступлния США от своих «антиколониальных принципов»? Что не позволило американскому руководству непосредственно вмешаться в эти события? Выскажите ваше суждение о сущности позиции США в отношении освобождавшихся государств.
Задание 5. Численность
государств — членов ООН.
1945 г.
|
1958 г.
|
1960 г.
|
1975 г.
|
1984 г.
|
1999 г.
|
51
|
83
|
100
|
144
|
159
|
185
|
Объясните, в какие годы и почему рост численности государств — членов ООН был особенно значительным.
|