СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX -
НАЧАЛЕ XXI века
Путь сверхдержавы
Из
Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки вышли, значительно
усилив свое политическое и экономическое влияние в мире. На территории
страны не велись боевые действия, намного меньшими, чем у других участников
войны, были людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам
средства вооружения и продовольствие, США поддерживали свою
промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились
кредитором многих государств. Получив в свое распоряжение
атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы
(вспомните, когда и где это произошло), рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве послевоенного мира. В конце 1945 г. президент США Г.
Трумэн заявил о том, что на американский народ легло бремя ответственности «за
дальнейшее руководство миром». Укрепление политического,
экономического, военного лидерства в миро стало ведущей идеей политики США во второй
половине XX века. Не довольствуясь
ключевым положением в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), США приняли самое активное участие в создании НАТО, сети военно-политических блоков. В
стране была проведена реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были
подчинены единому управлению все военные
ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет
национальной безопасности при президенте.
Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В условиях наступившей
«холодной войны» концепции «позиции силы» и «сдерживания» государств
восточного блоки дополнились планами «передового базирования» — американского
военного присутствия в разных
странах и регионах мира. Была развернута соть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участии ках НАТО)
и на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в
Латинской Америке и зоне Карибского бассейна. В 1980-е годы США имели почти 1600 военных баз и объектов на
территории 34 государств, где
находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих.
В послевоенные годы
США получили наиболее широкие возможности для
утверждения экономического лидерства в мире. Благодаря экспорту товаров и капиталов (особенно в виде займов и
кредитов), североамериканские
транснациональные корпорации (ТНК) создали финансовую империю, не уступавшую по доходности тому, что
извлекали раньше метро!к> лии из
своих колониальных владений.
Но сохранить
лидерство оказалось непросто. Если в конце 1940-х начале 1950-х годов
оно было бесспорным, то в последующие десятилетия серьезную конкуренцию Соединенным
Штатам составили государства Западной
Европы и сделавшая резкий рывок вперед Япония. В середине 1980-х годов Япония вытеснила США с первого места в
мировом экспорте капитала, а ФРГ — с
первого места в экспорте товаров. Тогда же (впервые аи период с 1914 г.) иностранные вложения капиталов и
импорт товаром и США превысили вывоз
капитала и товаров из страны. В
1980-е годы иностранные монополии, прежде всего японские,
поставляли 25% продаваемой на
внутреннем рынке США стали, 30% автомобилей, а по отдельным видам электронной
техники этот показатель достигал 60%. Конкуренция доходила до «торговых
войн».
Во второй половине XX века США пришлось отстаивать также первенство в области
развития науки и техники, закрепившееся за ними еще с начала столетия благодаря
разработкам самих американцев и привлечению ученых и изобретателей из разных стран.
Одним из наиболее серьезных вызовов стал прорыв в сфере науки и техники, прежде
всего в области ядерной физики и космических исследований, совершенный в 1950— 1960-е годы в СССР (вспомните, что вы
знаете об этом из курса отечественной
истории).
По словам высокопоставленного американского
дипломата, «запуск советского спутника 4 октября 1957 г.
произвел глубокое воздействие... Как будто все сошлось в одной точке — преувеличить его значение в
ущерб американскому
престижу: описание как со страниц научной фантастики, умелая советская пропаганда и самое эффективное —
обвинения в США администрации Эйзенхауэра в глупости и некомпетентности, заполнившие мировую печать».
Это вызвало повышенное
внимание американской администрации к подготовке высококвалифицированных научных и
инженерных кадров. В 1958 г. был принят закон «об образовании в целях национальной обороны». О результатах
осуществлявшихся мер свидетельствуют данные:
Показатели
системы образования
|
1956 г.
|
1970 г.
|
Расходы на среднее образование (млрд. долл.)
|
10,9
|
40,7
|
Расходы на высшее образование (млрд. долл.)
|
3,5
|
21,0
|
Число колледжей и
университетов
|
1800
|
2500
|
Конкуренцию США в
научно-технической сфере составила Япония, где осуществлялась целенаправленная политика
приобретения патентов на наиболее интересные открытия и изобретения. Для того
чтобы сохранить ведущее положение в индустриальном мире, с 1980-х годов в США были значительно увеличены
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР), принят курс на развитие наукоемких отраслей промышленности.
Немаловажная сторона
влияния США в мире — распространение представлений об американском образе жизни как
наилучшем, внедрение через кино, телевидение, другие средства коммуникации элементов
американской
культуры.
Характеристики «общества массового потребления» и
социального положения
среднестатистического американца впечатляют. В 1980-е годы в среднем на одного американца приходилось около
48 кв. м полезной жилой площади (отапливаемой), 65% семей жили в собственных
домах и квартирах, в среднем на семью приходилось 1,8 автомобиля. 72% расходов
на медицинские услуги
оплачивались государством и системой частного медицинского страхования. Но различия в положении 0,5%
американских семей, которые владеют 22% национального богатства, и 20% семей, которые прожинают ниже стандартов материальной
обеспеченности, очевидны. К тому же в 1970 1980-е годы увеличился разрыв в уровне доходов между самыми
богатыми и самыми бедными, сократилось количество семей со средними доходами.
Переломные события,
происшедшие в конце 1980-х — начале 1990-х годов, в особенности распад СССР и
«восточного блока», кардинальным образом изменили геополитическую ситуацию в
мире. Исчезла существовавшая почти полвека биполярная (двухполюсная) система.
США окатились в роли
единственной, во всяком случае — главной, сверхдержавы. Ото позволило некоторым американским аналитикам
утверждать: «Сегодня США могут
позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним
интересам».
Однако наступление XXI века ознаменовалось новым, страшным и неожиданным для США
вызовом. 11 сентября 2001 г. четыре гражданских самолета с пассажирами были захвачены
над территорией США арабскими террористами-смертниками. Два самолета были
направлены па 110-этажные здания Центра международной торговли в Нью-Йорке, один — на
Пентагон (здание
Министерства обороны США) в пригороде Вашингтона, один самолет разбился недалеко от города
Питсбурга. Чувство ужаса от террористического нападения поразило как американцев, так
и миллионы людей во всех частях света, которые стали очевидцами
происходившего, увидев прямые трансляции с места событий. По первым подсчетам, только под
развалинами рухнувших зданий торгового центра в Нью-Йорке погибли (по
официальному определению, «пропали без вести») 4972 человека. Наряду с горечью потерь
американцы не могли не ощутить удар по укреплявшимся в них на протяжении многих десятилетий
чувствам силы, неуязвимости для внешних врагов, безопасности. В те дни в прессе писали:
«Америка уже никогда не будет
такой, как прежде».
14 сентября 2001
г. конгресс США принял резолюцию, наделявшую
президента страны Дж. Буша полномочиями применить военную силу против террористов — отдельных лиц
и организаций, причастных к подготовке и проведению этого преступления.
Предусматривались также действия против наций, помогавших или предоставивших убежище
этим террористам. Выяснилось, что запланировал и финансировал нападение Усама
бен Ладен, еще4 до этого объявивший себя врагом США и создавший
террористическую организацию «Аль-Каида».
Руководство Афганистана, где скрывался
У. бен Ладен, отказалось выдать его США. 7 октября американские войска начали
операцию «Возмездие», подвергнув ракетному обстрелу военные объекты в
Афганистане. Против правительства талибов (о них см. на с. 224) выступили
войска оппозиции, которые вскоре заняли столицу страны Кабул. В стране утвердилась власть
временной администрации. Антиталибские силы захватили убежище «Аль-Каиды» в
горах на востоке Афганистана, но «террорист № 1» сумел уйти.
События 11 сентября
2001 г. показали, что любая, даже очень большая и сильная страна беззащитна перед
угрозой попирающего принятые нормы и законы терроризма.
Политическое
развитие: демократы и республиканцы
Начнем с вопроса:
кто определял политическое развитие США во второй половине XX века? США — президентская республика. Широкие полномочия президента
страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства,
верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики,
назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров,
делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем
вопросам внутренней и внешней политики. При том что в стране существует ряд
политических партий, реально у власти сменяют друг друга представители двух из
них — Демократической и Республиканской партий.
В момент окончания
Второй мировой войны у власти находился демократ Г. С. Трумэн (1945—1953), в 19531—1961
гг. — республиканец Д. Д. Эйзенхауэр, в 1961 —1969 гг. — демократы Дж. Ф.
Кеннеди и Л.
Б. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. М. Никсон и Дж. Р. Форд, в
1977—1981 гг. — демократ Дж. Э. Картер, в 1981—1993 гг. республиканцы Р. У.
Рейган и Дж. Буш, в 1993—2001 гг. — демократ У. Дж. Клинтон. С 2001 г. президент
США — республиканец Дж. Буш-младший.
Демократическая и
Республиканская партии, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты,
отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько
представителями интересов той или иной социальной группы, сколько частью
избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов.
Общенациональные съезды
партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвердить предвыборную программу и
кандидатов на посты президента и
вице-президента (при этом партия выставляет только по одному кандидату
на каждый пост).
Отсутствие у демократов и
республиканцев централизованных партийных структур, обязательного членства обостряет
борьбу за избирателя. В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы
своих кандидатов до обличения соперников во
всевозможных проступках. Скандальную известность приобрело
«Уотергейтское дело», связанное с проникновением
республиканцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной
кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серил других разоблачений
вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.
1 Президент США
вступает в должность в январе следующего после выборов года.
При сходстве многих программных установок позиции двух
партий по ряду вопросов различаются. Демократы в XX веке выступали как сторонники государственного регулирования
экономики, реформ, гибкой социальной политики. Республиканцы, отличавшиеся более
консервативными взглядами,
защищали идеалы индивидуализма, частного предпринимательства, отстаивали свободную рыночную экономику.
Характер
политического курса в США во второй половине XX века в значительной степени определялся тем, представители какой
из двух партий приходили к власти. Существенную роль играли взгляды и личность президента, позиции
входивших в его администрацию помощников и советников. Вместе с тем действия
президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так
называемой системой «сдержек и противовесов». Органы законодательной власти (Конгресс,
состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в
установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение
решений президента, выдвинуть свои инициативы. Совокупность названных
обстоятельств предопределяла характер и изменения политического курса.
Учитывалась также складывавшаяся в тот или иной момент внешнеполитическая
обстановка.
В начале 1960-х годов
президент Дж. Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об
укреплении внутреннего положения и международных позиций страны, ускорении
темпов экономического роста, государственном контролем за уровнем цен и заработной
платы. В сфере
производственных отношений поддерживались идеи «классового
сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот
период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.
«Новые
рубежи» намечались и во внешней политике. Кеннеди подверг критике доктрину
«массированного возмездия» коммунистическим режимам, заменив ее концепцией «гибкого
реагирования», направленной на укрепление военно-политического превосходства США в мире. При
демократе и штатском человеке Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд.
долларов в год, тогда как
до этого, при профессиональном военном Д. Эйзенхауэре они
составляли 40 млрд. долларов в год. В
апреле 1961 г. была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения 1400 американских наемников на Кубу,
закончившаяся провалом.
В октябре 1962 г.
произошел так называемый Карибский кризис. Кеннеди в ультимативной форме потребовал
от советского руководства убрать с Кубы размещенные там советские ракеты и
бомбардировщики среднего радиуса действия. Мир оказался на грани войны. В этой
ситуации два лидера — Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущев — сумели сделать по шагу от края пропасти и
урегулировать конфликт путем переговоров. Советские ракеты были вывезены с Кубы, США сняли морскую
блокаду острова и убрали часть своих ракет
из Турции.
Преемник Кеннеди на
посту президента демократ Л. Джонсон, действуя под лозунгом создания в США «Великого
общества», провел ряд социальных реформ, улучшивших положение беднейших слоев
населения. Вместе с тем в 1965 г. он направил американские войска во Вьетнаме (к началу 1969 г. там
находились уже около 550 тыс. военнослужащих США). Жестокая война на уничтожение,
которую американские войск и течение почти десяти лет вели против вьетнамского народа,
закончилась самым большим поражением в истории США.
С именем
президента-республиканца Р. Рейгана связан другой поворот в истории США. Его
политика получила название «консервативной революции». Рейган отказался от принятой
президентами-демократами еще со
времен Ф. Рузвельта тактики государственного регулирования экономики, социального компромисса и поддержал курс,
направленный на подъем производства путем активизации
предпринимательства в условиях свободной
рыночной экономики. Для этого были снижены подоходные налоги, сокращены социальные расходы на
образование, медицину, пенсионное
обеспечение и т. д. (в 1981—1984 гг. их доля в государственном бюджете упала с 53,4% до 48,9%). При
непопулярности подобных мер политика администрации Рейгана
способствовала оживлению производства
после тяжелейших кризисов 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг., структурной перестройке экономики в ходе
технологической революции. К концу
1980-х годов уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного
населения (в годы кризиса начала 1980-х годов он составлял около 10%).
Как все «неоконсерваторы», Рейган выступал
за усиление военных позиций своей страны в
мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических
вооружений США, а затем — «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн».
Соответственно,
возросла доля военных расходов в государственном бюджете — с 23% в 1980
г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 1980-х годов курс
неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая
М. С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях.
Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии
встреч и переговоров с М. С. Горбачевым согласился заключить договор об
уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в
советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между
Российской Федерацией и США.
На годы президентства У. Клинтона пришлась
самая длительная в послевоенной истории США
полоса экономического подъема (в 2000 г. количество безработных составляло около 4% всего активного населения, преодолен дефицит государственного бюджета).
Специалисты стали говорить о «новой экономике информационной эры». Кроме того,
распад СССР и «восточного блока» создал новую геополитическую ситуацию, которой
США воспользовались для усиления
своих экономических и внешнеполитических
позиций в мире.
Занявший пост
президента в 2001 г. республиканец Дж. Буш-младший начал свою
деятельность с обсуждения программы развертывания системы национальной
противоракетной обороны (ПРО), означающей серьезное изменение международной
ситуации.
Общественные движения
Во второй половине XX века в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для
того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить
внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. И все же
оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против
существующего положения вещей, к борьбе за свои права.
В разные периоды на
первый план выступали общественные противоречия и, соответственно, движения.
Во второй половине 1940-х годов в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который
значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в
забастовках участвовали 4
млн. 130 тыс. человек.
В 1950-е годы во
многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации,
за гражданские
права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели
бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник М. Л. Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте. Вслед за этим подобные кампании были проведены во многих южных штатах.
Новая волна борьбы
чернокожего населения за
гражданские права поднялась в середине
1960-х годов. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был Мартин Лютер Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом
1965 г. вылились в стычки с полицией,
разрушение домов, магазинов, уничтожение
автомобилей и т. д.
Объясните, о какой проблеме свидетельствует плакат? Каковы пути ее решения?
Во время событий лета 1965 г. 34 человека были убиты, 899
— ранены, 4 тыс. — арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн. долларов. В этот период возникла организация
боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г.
волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 — в 114.
Во второй половине 1960-х годов значительный размах
приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником
которого стала студенческая молодежь. Протест против войны выражался в отказе призывников
идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонстрациях. По призыву
«Комитета за мораторий во Вьетнаме» осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию
в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама. Весной
1970 г. треть университетов и колледжей выступила с протестами против вторжения американских
войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные
гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе
антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились
группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В целом социальные
движения в США во второй половине XX века показали, что высокий
уровень развития, богатство и демократические устои государства сами по себе не
устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей. В связи с этим важна
способность общества реагировать на те или иные выступления, действовать
конструктивно.
|