Вторник, 21.11.2017, 22:27
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
дааа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 401
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 16 » СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI века
09:01
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI века

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI века

Путь сверхдержавы

Из Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки вышли, зна­чительно усилив свое политическое и экономическое влияние в мире. На территории страны не велись боевые действия, намного меньшими, чем у других участников войны, были людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам средства вооружения и продовольствие, США под­держивали свою промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились кредитором многих государств. Получив в свое распоряжение атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы (вспомните, когда и где это произошло), рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве после­военного мира. В конце 1945 г. президент США Г. Трумэн заявил о том, что на американский народ легло бремя ответственности «за дальнейшее руководство миром». Укрепление политического, экономического, военного лидерства в миро стало ведущей идеей политики США во второй половине XX века. Не довольствуясь ключевым положением в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), США приняли самое активное участие в создании НАТО, сети военно-политических блоков. В стране была проведе­на реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет национальной безопасности при пре­зиденте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведыватель­ное управление (ЦРУ). В условиях наступившей «холодной войны» кон­цепции «позиции силы» и «сдерживания» государств восточного блоки дополнились планами «передового базирования» — американского военно­го присутствия в разных странах и регионах мира. Была развернута соть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участии ках НАТО) и на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна. В 1980-е годы США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 госу­дарств, где находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих.

В послевоенные годы США получили наиболее широкие возможности для утверждения экономического лидерства в мире. Благодаря экспорту товаров и капиталов (особенно в виде займов и кредитов), североамерикан­ские транснациональные корпорации (ТНК) создали финансовую импе­рию, не уступавшую по доходности тому, что извлекали раньше метро!к> лии из своих колониальных владений.

Но сохранить лидерство оказалось непросто. Если в конце 1940-х начале 1950-х годов оно было бесспорным, то в последующие десятилетия серьезную конкуренцию Соединенным Штатам составили государства Западной Европы и сделавшая резкий рывок вперед Япония. В середине 1980-х годов Япония вытеснила США с первого места в мировом экспорте капи­тала, а ФРГ — с первого места в экспорте товаров. Тогда же (впервые аи период с 1914 г.) иностранные вложения капиталов и импорт товаром и США превысили вывоз капитала и товаров из страны. В  1980-е  годы иностранные монополии, прежде всего японские, поставляли 25% продаваемой на внутреннем рынке США стали, 30% автомобилей, а по отдельным видам электронной техники этот показатель достигал 60%. Конкуренция доходила до «торговых войн».

Во второй половине XX века США пришлось отстаивать также первен­ство в области развития науки и техники, закрепившееся за ними еще с начала столетия благодаря разработкам самих американцев и привлече­нию ученых и изобретателей из разных стран. Одним из наиболее серьез­ных вызовов стал прорыв в сфере науки и техники, прежде всего в области ядерной физики и космических исследований, совершенный в 1950— 1960-е годы в СССР (вспомните, что вы знаете об этом из курса отечествен­ной истории).

По словам высокопоставленного американского дипломата,  «запуск совет­ского спутника 4 октября 1957 г. произвел глубокое воздействие... Как будто все сошлось в одной точке — преувеличить его значение в ущерб американскому престижу: описание как со страниц научной фантастики, умелая советская пропаганда и самое эффективное — обвинения в США администрации Эйзенхауэра в глупости и некомпетентности, заполнившие мировую печать».

Это вызвало повышенное внимание американской администрации к подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров. В 1958 г. был принят закон «об образовании в целях национальной оборо­ны». О результатах осуществлявшихся мер свидетельствуют данные:

 

Показатели системы образования

1956 г.

1970 г.

Расходы на среднее образование (млрд. долл.)

10,9

40,7

Расходы на высшее образование (млрд. долл.)

3,5

21,0

Число колледжей и университетов

1800

2500

Конкуренцию США в научно-технической сфере составила Япония, где осуществлялась целенаправленная политика приобретения патентов на наиболее интересные открытия и изобретения. Для того чтобы сохранить ведущее положение в индустриальном мире, с 1980-х годов в США были значительно увеличены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), принят курс на развитие наукоем­ких отраслей промышленности.

Немаловажная сторона влияния США в мире — распространение пред­ставлений об американском образе жизни как наилучшем, внедрение через кино, телевидение, другие средства коммуникации элементов американ­ской культуры.

 

Характеристики «общества массового потребления» и социального положения среднестатистического американца впечатляют. В 1980-е годы в среднем на одного американца приходилось около 48 кв. м полезной жилой площади (отапливаемой), 65% семей жили в собственных домах и квартирах, в сред­нем на семью приходилось 1,8 автомобиля. 72% расходов на медицинские услуги оплачивались государством и системой частного медицинского стра­хования. Но различия в положении 0,5% американских семей, которые владеют 22% национального богатства, и 20% семей, которые прожинают ниже стандартов материальной обеспеченности, очевидны. К тому же в 1970 1980-е годы увеличился разрыв в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными, сократилось количество семей со средними доходами.

Переломные события, происшедшие в конце 1980-х — начале 1990-х годов, в особенности распад СССР и «восточного блока», кардинальным образом изменили геополитическую ситуацию в мире. Исчезла существо­вавшая почти полвека биполярная (двухполюсная) система. США окати­лись в роли единственной, во всяком случае — главной, сверхдержавы. Ото позволило некоторым американским аналитикам утверждать: «Сегодня США могут позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним интересам».

Однако наступление XXI века ознаменовалось новым, страшным и неожиданным для США вызовом. 11 сентября 2001 г. четыре гражданских самолета с пассажирами были захвачены над территорией США арабскими террористами-смертниками. Два самолета были направлены па 110-этажные здания Центра международной торговли в Нью-Йорке, один — на Пентагон (здание Министерства обороны США) в при­городе Вашингтона, один самолет разбился недалеко от города Питсбурга. Чувство ужаса от террористического нападения поразило как американцев, так и миллионы людей во всех частях света, которые стали очевидца­ми происходившего, увидев прямые тран­сляции с места событий. По первым подсче­там, только под развалинами рухнувших зданий торгового центра в Нью-Йорке по­гибли (по официальному определению, «про­пали без вести») 4972 человека. Наряду с горечью потерь американцы не могли не ощу­тить удар по укреплявшимся в них на протя­жении многих десятилетий чувствам силы, неуязвимости для внешних врагов, безопа­сности. В те дни в прессе писали: «Америка уже никогда не будет такой, как прежде».

   14 сентября 2001 г. конгресс США при­нял резолюцию, наделявшую президента страны Дж. Буша полномочиями применить военную силу против террористов — отдельных лиц и организаций, причастных к подготовке и проведе­нию этого преступления. Предусматривались также действия против на­ций, помогавших или предоставивших убежище этим террористам. Выяс­нилось, что запланировал и финансировал нападение Усама бен Ладен, еще4 до этого объявивший себя врагом США и создавший террористическую организацию «Аль-Каида».

Руководство Афганистана, где скрывался У. бен Ладен, отказалось выдать его США. 7 октября американские войска начали операцию «Возмездие», подвергнув ракетному обстрелу военные объекты в Афганистане. Против правительства талибов (о них см. на с. 224) выступили войска оппозиции, которые вскоре заняли столицу страны Кабул. В стране утвердилась власть временной администрации. Антиталибские силы захватили убежище «Аль-Каиды» в горах на востоке Афганистана, но «террорист № 1» сумел уйти.

События 11 сентября 2001 г. показали, что любая, даже очень большая и сильная страна беззащитна перед угрозой попирающего принятые нормы и законы терроризма.

Политическое развитие: демократы и республиканцы

Начнем с вопроса: кто определял политическое развитие США во второй половине XX века? США — президентская республика. Широкие полномо­чия президента страны, совмещающего функции главы государства и гла­вы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внеш­ней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществ­лении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. При том что в стране существует ряд политических партий, реально у власти сменя­ют друг друга представители двух из них — Демократической и Республи­канской партий.

В момент окончания Второй мировой войны у власти находился демократ Г. С. Трумэн (1945—1953), в 19531—1961 гг. — республиканец Д. Д. Эйзенхауэр, в 1961 —1969 гг. — демократы Дж. Ф. Кеннеди и Л. Б. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. М. Никсон и Дж. Р. Форд, в 1977—1981 гг. — демократ Дж. Э. Картер, в 1981—1993 гг. республиканцы Р. У. Рейган и Дж. Буш, в 1993—2001 гг. — демократ У. Дж. Клинтон. С 2001 г. президент США — республиканец Дж. Буш-младший.

Демократическая и Республиканская партии, выдвигающие кандида­тов на высшие государственные посты, отличаются от большинства извест­ных партий тем, что являются не столько представителями интересов той или иной социальной группы, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвердить предвыборную программу и кандидатов на посты прези­дента и вице-президента (при этом партия выставляет только по одному кандидату на каждый пост).

Отсутствие у демократов и республиканцев централизованных партийных структур, обязательного членства обостряет борьбу за избирателя. В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы своих кандидатов до обличения соперников во всевозможных проступках. Скан­дальную известность приобрело «Уотергейтское дело», связанное с проник­новением республиканцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серил других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.

1 Президент США вступает в должность в январе следующего после выборов года.

 При сходстве многих программных установок позиции двух партий по ряду вопросов различаются. Демократы в XX веке выступали как сторон­ники государственного регулирования экономики, реформ, гибкой соци­альной политики. Республиканцы, отличавшиеся более консервативными взглядами, защищали идеалы индивидуализма, частного предпринима­тельства, отстаивали свободную рыночную экономику.

Характер политического курса в США во второй половине XX века в значительной степени определялся тем, представители какой из двух партий приходили к власти. Существенную роль играли взгляды и личность прези­дента, позиции входивших в его администрацию помощников и советни­ков. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполни­тельную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Органы законодательной власти (Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы. Совокупность названных обстоятельств предопределяла характер и изме­нения политического курса. Учитывалась также складывавшаяся в тот или иной момент внешнеполитическая обстановка.

В начале 1960-х годов президент Дж. Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об укреплении внутреннего положения и международных позиций страны, ускорении темпов экономического роста, государственном контролем за уровнем цен и заработной платы. В сфере

производственных отношений поддержива­лись идеи «классового сотрудничества». Учи­тывая, что в результате автоматизации про­изводства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало програм­мы переквалификации, дополнительного обу­чения рабочих.

   «Новые рубежи» намечались и во внеш­ней политике. Кеннеди подверг критике док­трину «массированного возмездия» коммуни­стическим режимам, заменив ее концепцией «гибкого реагирования», направленной на ук­репление военно-политического превосходства США в мире. При демократе и штатском че­ловеке Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд. долларов в год, тогда как

до этого, при профессиональном военном Д. Эйзенхауэре они составляли 40 млрд. долларов в год. В апреле 1961 г. была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения 1400 американских наемников на Кубу, закончившаяся провалом.

В октябре 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис. Кен­неди в ультимативной форме потребовал от советского руководства убрать с Кубы размещенные там советские ракеты и бомбардировщики среднего радиуса действия. Мир оказался на грани войны. В этой ситуации два лидера — Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущев — сумели сделать по шагу от края пропасти и урегулировать конфликт путем переговоров. Советские ракеты были вывезены с Кубы, США сняли морскую блокаду острова и убрали часть своих ракет из Турции.

Преемник Кеннеди на посту президента демократ Л. Джонсон, действуя под лозунгом создания в США «Великого общества», провел ряд соци­альных реформ, улучшивших положение беднейших слоев населения. Вме­сте с тем в 1965 г. он направил американские войска во Вьетнаме (к началу 1969 г. там находились уже около 550 тыс. военнослужащих США). Жестокая война на уничтожение, которую американские войск и течение почти десяти лет вели против вьетнамского народа, закончилась самым большим поражением в истории США.

С именем президента-республиканца Р. Рейгана связан другой поворот в истории США. Его политика получила название «консервативной рево­люции». Рейган отказался от принятой президентами-демократами еще со времен Ф. Рузвельта тактики государственного регулирования эконо­мики, социального компромисса и поддержал курс, направленный на подъем производства путем активизации предпринимательства в услови­ях свободной рыночной экономики. Для этого были снижены подоходные налоги, сокращены социальные расходы на образование, медицину, пен­сионное обеспечение и т. д. (в 1981—1984 гг. их доля в государственном бюджете упала с 53,4% до 48,9%). При непопулярности подобных мер политика администрации Рейгана способствовала оживлению производ­ства после тяжелейших кризисов 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг., струк­турной перестройке экономики в ходе технологической революции. К концу 1980-х годов уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного населения (в годы кризиса начала 1980-х годов он состав­лял около 10%).

Как все «неоконсерваторы», Рейган выступал за усиление военных позиций своей страны в мире. Его администрация выдвинула задачу модер­низации стратегических вооружений США, а затем — «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн».

Соответственно, возросла доля военных расходов в государственном бюд­жете — с 23% в 1980 г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 1980-х годов курс неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая М. С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с М. С. Горбачевым согласился заключить договор об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.

На годы президентства У. Клинтона пришлась самая длительная в послевоенной истории США полоса экономического подъема (в 2000 г. количество безработных составляло около 4% всего активного населения, преодолен дефицит государственного бюджета). Специалисты стали гово­рить о «новой экономике информационной эры». Кроме того, распад СССР и «восточного блока» создал новую геополитическую ситуацию, которой США воспользовались для усиления своих экономических и внешнеполи­тических позиций в мире.

Занявший пост президента в 2001 г. республиканец Дж. Буш-младший начал свою деятельность с обсуждения программы развертывания системы национальной противоракетной обороны (ПРО), означающей серьезное из­менение международной ситуации.

Общественные движения

Во второй половине XX века в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уро­вень населения. И все же оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против существующего положения вещей, к борьбе за свои права.

В разные периоды на первый план выступали общественные противоре­чия и, соответственно, движения. Во второй половине 1940-х годов в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн. 130 тыс. человек.

В 1950-е годы во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американ­цев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в го­роде Монтгомери (штат Алабама) черноко­жие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные ме­ста «для белых» и «для черных». Возгла­вил акцию протеста молодой священник М. Л. Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрега­цию в городском транспорте. Вслед за этим подобные кампании были проведены во мно­гих южных штатах.

Новая волна борьбы чернокожего насе­ления за гражданские права поднялась в середине 1960-х годов. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был Мартин Лютер Кинг. Массо­вые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анд­желеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д.

     Объясните, о какой проблеме свидетельствует плакат?   Каковы пути ее решения?

 Во время событий лета 1965 г. 34 человека были убиты, 899 — ранены, 4 тыс. — арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн. долларов. В этот период возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к воору­женной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произош­ли в 42 городах, в 1967 — в 114.

   Во второй половине 1960-х годов значи­тельный размах приобрело движение за пре­кращение войны во Вьетнаме, главным уча­стником которого стала студенческая моло­дежь. Протест против войны выражался в отказе призывников идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонст­рациях. По призыву «Комитета за мораторий во Вьетнаме» осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требо­ваниями скорейшего вывода войск из Вьетна­ма. Весной 1970 г. треть университетов и кол­леджей выступила с протестами против втор­жения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в горо­де Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой прави­тельства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В целом социальные движения в США во второй половине XX века показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические устои государства сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей. В связи с этим важна способность общества реагировать на те или иные выступления, действовать конструктивно.

Просмотров: 11174 | Добавил: $Andrei$ | Теги: СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ, общественные движения, Политическое развитие: демократы и , Путь сверхдержавы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика