Вторник, 26.09.2017, 13:59
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
дааа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 16 » ОБЩЕСТВО В ДВИЖЕНИИ
08:45
ОБЩЕСТВО В ДВИЖЕНИИ

ОБЩЕСТВО В ДВИЖЕНИИ

 

Динамика экономического развития

Первые послевоенные годы в подавляющем большинстве стран-участниц войны, особенно в лежавшей в руинах Европе, были отданы восста­новлению разрушенного хозяйства. В это время стало весьма ощутимо экономическое усиление США, которые не испытали ни тяжелых послед­ствий боевых действий на своей территории, ни оккупации. Более того, на протяжении военных лет США наращивали производственные мощности, снабжая союзников военной техникой, продовольствием и т. д. Всту­пивший в действие в 1948 г. план Маршалла предусматривал, что средства, предоставляемые Соединенными Штатами Америки европейским государствам, должны расходоваться преимущественно на оплату ввози из США необходимого оборудования и товаров, что также способствовало укреплению экономических позиций США.

К концу 1940-х годов восстановление экономики в большинстве стрнн завершилось. В государствах Западной Европы довоенные показатели н области промышленного производства были превышены уже в 1950 г., а сельскохозяйственного — в 1952 г. Начавшееся десятилетие стало време­нем значительного экономического роста, годовой прирост валового нацио­нального продукта (ВНП) в западноевропейских странах в 1950—1960-е годы достиг 4,5%. В ФРГ, где в 1951—1959 гг. ежегодный рост ВНП составлял 7,5%, а рост занятости — 2,2%, с полным основанием говорили об «экономическом чуде». К началу 1970-х годов 65% семей служащих и рабочих в странах Запада имели автомобили, 80% семей — телевизоры, 85% — холодильники, до 90% — стиральные машины.

С середины 1950-х годов дало о себе знать «японское экономическое чудо», прирост ВНП в этой стране достигал 11% в год. К концу 1960-х годок Япония заняла второе место в мире по объему валового национального продукта, опередив Францию, Великобританию, ФРГ и уступая только США.  А по производству стали, судов, радио, телевизоров, компьютерной техники, по конкурентоспособности своих товаров она вышла на первое1 место. Таким образом, наряду с двумя центрами современного индустри­ального мира — США и странами Европы — появился третий: Япония.

За экономическим подъемом 1950-х годов последовала полоса спада и дестабилизации, кульминацией которых стали крупнейшие кризисы 1974— 1975 гг. и 1980—1982 гг. В первом из них сочетались финансовый и энергетический кризисы, падение промышленного и сельскохозяйственно­го производства. Заметно выросла численность безработных (до 5,3% заня­того населения). Кризис 1980—1982 гг. имел еще более тяжелые послед­ствия, численность безработных в отдельных странах достигла 15% занято­го населения.

Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. привели не только к потрясе­ниям в мировой валютно-финансовой системе, в сфере производства, но и к дискредитации сложившейся в первое послевоенное десятилетие политики государственного регулирования экономики. Выход из сложившейся ситу­ации был найден в поддержке свободной рыночной экономики, денациона­лизации, жесткой экономии государственных средств, сокращении расхо­дов на социальные нужды, углублении экономической интеграции.

Новые рубежи научно-технического прогресса

Понятие «прогресс», в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» и т. п., неслучайно стало одним из наиболее употребимых, если речь идет об истории XX столетия. Наряду с масштабными политическими событиями минувший век ознаменовался огромным продвижением в сферах человеческого знания, материального производства и культуры, переменами и повседневной жизни людей. Во второй половине века этот процесс значи­тельно ускорился. В 1950-е годы произошла научно-техническая, научно технологическая революция, для которой характерны тесное взаимодей­ствие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в разных отраслях деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства. В 1970-е годы развернулась информационная революция, способствовавшая трансформации индустриального общества и постиндустриальное или информационное общество (вспомните, что вы знаете об этом из курса обществоведения).

Назовем важнейшие достижения научного и технического прогресс; I того времени. В области атомной физики актуальной научной и практиче­ской задачей еще в 1940-е годы стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа ученых под руководством Э. Ферми создала первый урановый реактор. Полученное в нем атомное горючее было использовано для создания атомного оружия (две из трех созданных тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор был создан в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электро­станция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX века началось освоение человеком космоса. Первенство в этой отрасли принадлежало советским уче­ным и конструкторам во главе с С. П. Ко­ролевым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полет первого космонав­та Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин вы­ садились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусствен­ных спутников, собственные спутники вы­ вели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио и теле сигналов, наблю­дения за земной поверхностью, погодой и т. д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо предста­вить, что за ними стоят достижения мно­гих других наук — аэронавтики, астрофи­зики, атомной физики, квантовой элект­роники, биологии, медицины и т. д.

  Важной составной частью развития на­уки и техники в рассматриваемый период стала «компьютерная революция».Первые электронно-вычислительные   машины (ЭВМ; компьютеры) были созданы в нача­ле 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно  немецкие,  американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их на­стройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) по­зволило сделать вычислительные машины более компактными и быстро­действующими.  В начале  1970-х годов появились микропроцессоры,  а вслед за ними — персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров, которые используются уже не только для обработки и хранения информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. п. В 1990-е годы стали создаваться глобаль­ные компьютерные сети, получившие необычайно быстрое распростране­ние.  Так,  к сети Интернет в  1993 г.  было подключено свыше 2 млн. компьютеров в 60 странах, а через год число пользователей этой сети достигло 25 млн. человек.

Вторую половину XX века часто назы­вают «эрой телевидения». Оно было изоб­ретено еще до Второй мировой войны (пер­вые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне). Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х го­дов телевидение стало входить в повсе­дневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприемники имеются вырастут в 98% домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации — от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Технический прогресс во второй половине XX века имел не только положительные стороны, он породил и значительное число проблем. Одни из них заключалась в том, что «машина заменяет человека» (уже в начале внедрения компьютеров было подсчитано, что один компьютер заменяет труд 35 человек). Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? Как отнестись к мнению, что машина может научит:, всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? За этими вопросами стоят реальные противоречия в сферах социальных отношений, культуры, духовной жизни, возникающие в информационном обществе.

Ряд серьезных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960 — 1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагиче­ских событий, показавших опасности технологических сбоев современной техники, стала авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результа­те которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и возду­ха являются сегодня актуальными на всех континентах Земли.

Изменения в обществе

Во второй половине XX века получили продолжение и развитие социальные процессы, проявившиеся еще в начале века. Один из них — урбанизация.

Доля городского населения в общей численности жителей планеты выросла и 1950 — 1995 гг. с 29% до 45 %. Число городов с населением более миллиона жителей составляло в 1950 г. — 78, а в 1995 г. — 325, причем на первые места по численности населения вышли мегаполисы, находящиеся в Азии и Латин­ской Америке (к концу века в первую пятерку крупнейших городов мири входили Токио, Бомбей, Сан-Паулу, Шанхай, Нью-Йорк).

Происходило дальнейшее повышение удельного веса лиц наемного труда в общем составе самодеятельного населения. В середине 1970-х годов этот показатель составлял в Великобритании и США более 90%, в Бельгии, Нидерландах, Франции, ФРГ — свыше 80%, в Италии, Ирландии — около 70%. Особенно заметный рост численности людей, работающих по найму, характерен для Японии — с 35,4% в 1950 г. до 70,2% в 1975г.

Категория лиц наемного труда во второй половине XX века расширилась и количественно, и по качественному составу. К ней относятся как традици­онные группы — рабочие и служащие, так и представители интеллигенции — научные работники, учителя, врачи и высокооплачиваемые организаторы и руководители производства на госу­дарственных предприятиях и в част­ных компаниях. Между ними сущест­вуют значительные различия в том, что касается социального статуса и матери­ального положения. Вместе с тем не­редки случаи нивелирования (сглаживания уровней), когда учитель полу­чает меньше, чем высококвалифицированный рабочий, медицинские работники ставятся в положение обычных служащих и т. п.

Быстрый научный прогресс во второй половине XX века сопровождался изменениями в социальной структуре общества. Начавшаяся в 1950-е годы автоматизация производства потребовала подготовки большого числа тех­нически образованных рабочих, приближавшихся по характеру труда к специалистам среднего звена. Существенно увеличились ряды так называ­емых «белых воротничков» — служащих в структурах управления, сред­ствах коммуникации, а также работников сферы услуг (последние состав­ляют в развитых странах до 60% самодеятельного населения). Расшири­лась занятость женщин в общественном производстве, к середине 1970-х годов они составляли в странах Запада около трети всех работавших. Заметно феминизировались во многих странах наряду со сферой услуг и торговлей здравоохранение, образование.

Новые потребности общества сказались и на подрастающих поколени­ях. Длительность полного среднего образования в школах развитых отри и достигла 11—13 лет. Расширилась сеть высших учебных заведений, обога­тился круг изучаемых в них научных дисциплин, совершенствовались формы послевузовской подготовки специалистов. В большинстве стран увеличился удельный вес учащейся молодежи.

 Рост числа студентов в странах Западной Европы

 

1950 г.

1960 г.

Середина 1970-х годов

Около 1 млн. человек

1, 3 млн. человек

5 млн. человек

Количественный рост студентов сопровождался качественными изме­нениями: из относительно небольшой группы, готовившейся войти в ру­ководящую элиту своей страны, они превратились в многочисленный отряд высокообразованных людей, которых большей частью ожидала судь­ба «лиц наемного труда». Длительные сроки получения высшего образова­ния, проблемы его оплаты и последующего трудоустройства надолго ото­двигали для молодежи возможность «встать на ноги», добиться стабиль­ного профессионального и социального положения. Отсюда — обостренное стремление к справедливости, беспокойный, бунтарский дух студентов. В рассматриваемый период во многих странах студенты оказались не только численно растущей, но и весьма активной в политическом отношении группой населения.

Информационная революция второй половины 1970—1980-х годов при­вела к появлению новых категорий работников — «свободных агентов», «предпринимателей на дому» (в США в конце XX века их насчитывалось, по разным оценкам, от 25 до 39 млн.). Эти «электронные работники» имеют дело с компьютерами, информационными сетями. Они трудятся индивиду­ально, вне служебной иерархии, что порождает новый характер соци­альных отношений.

Характеризуя изменения в обществе во второй половине XX века, неко­торые ученые выступили с положениями об «угасании социальных проти­воречий», «расширяющемся среднем классе», «служилой мелкой буржуа­зии», «обществе двух третей» (в основе этой концепции — тезис о том, что в развитом индустриальном обществе две трети населения живут в условиях определенного благосостояния). Подчеркивалось также, что в информаци­онном обществе труд приобретает все более индивидуализированный ха­рактер, основная производственная ситуация сводится к цепочке «человек — машина — информация». Речь шла, таким образом, о тенденциях вырав­нивания, возрастающей однородности общества. Однако история второй по­ловины XX века продемонстрировала не унификацию, а, скорее, наоборот — возрастающее многообразие интересов и устремлений людей и вытекаю­щих из этого социальных движений.

Социальные движения

Послевоенная демократизация общественных отношений во многих стра­нах мира, восстановление и расширение свобод и прав личности создали новые, более благоприятные, чем до войны, условия жизни для миллионов людей. Тем не менее во второй половине XX века в мире продолжались и возникали вновь десятки социальных движений.

За что можно бороться в свободном, основанном на идеях социальной справедливости обществе? Значительная часть социальных выступлений в рассматриваемый период была порождена несоответствиями между декла­рированными правами и реальным положением дел. При этом за соблюде­ние тех или иных прав, норм выступали представители разных слоев и групп населения. Так, право на труд, его условия и соответствующую проделанной работе оплату неизменно отстаивали рабочие, прибегавшие к традиционным формам пролетарской борьбы — забастовкам, захвату предприятий и др. В периоды экономической стабильности, например в 1950-е годы, выступления носили единичный характер. В трудные, кри­зисные годы происходили резкие и мощные вспышки стачечного движе­ния. В такой ситуации многие выступления происходили стихийно, бел санкции профсоюзного руководства. В 1974—1975 гг. только в Великобри­тании, Франции, Италии произошло около 500 случаев, когда рабочие ни некоторое время захватывали свои предприятия.

В послевоенные десятилетия бастовали не только рабочие. Возросло число всеобщих, национальных забастовок. Примечательно, что широко известные события мая—июня 1968 г. во Франции начались с акций парижских студентов, захвативших университетские здания и оказавших сопротивление полиции. Включение в борьбу рабочих по всей стране придало этому выступлению более широкий характер и масштабы. В последующие годы в разных европейских государствах нередко прохо­дили забастовки служащих, учителей, работников здравоохранения, фер­меров и даже пилотов авиакомпаний. Чаще всего они сопровождались требованиями улучшения условий труда, повышения зарплаты.

Характерным явлением общественного развития во второй половине XX века стали движения за соблюдение равноправия людей, против дискри­минации по расовым, этническим, политическим и другим признакам. Тик, в США в 1950—1960-е годы необычайной остроты и размаха достигла борьба темнокожего населения за гражданские права. Начавшись в южных штатах страны с акций, направленных на отмену расовой сегрегации в общественном транспорте, учреждениях, школах, она переросла в общенациональное движение, известным лидером которого стал священник Мартин Лютер Кинг.

Выступления за соблюдение демокра­тических свобод и прав происходили в разных странах также в связи с конкрет­ными действиями правительств. Напри­мер, в Западной Германии в конце 1950-х — начале 1960-х годов проводились демон­страции против так называемых «запре­тов на профессии» (в соответствии с зап­ретами «неблагонадежные лица», люди с коммунистическими убеждениями уволь­нялись с государственной службы и пре­подавательской работы). Многие амери­канцы в 1960-е годы выступали против участия США во вьетнамской войне, уст­раивали митинги и демонстрации, моло­дые люди сжигали повестки о призыве на военную службу.

В странах «восточного блока» в 1950— 1960-е годы стало проявляться нарастав­шее несогласие с жесткими политическими режимами, партийно-госу­дарственным диктатом. Примечательно, что одно из немногих в тот пери­од публичных выступлений в СССР против политики правительства было связано с вводом советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. Тогда на Красной площади появился плакат с призывом: «За вашу и нашу свободу!».

Отличительная особенность возникавших во второй половине XX века социальных движений заключалась в том, что они часто начинались как общественные инициативы. На этой основе складывались многие антивоен­ные и экологические организации. В их числе были, например, «зеленые». Это движение началось в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды. В нем участвовали люди раз­ных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принад­лежности. Постепенно «зеленые» расширили рамки своей деятельности, стали участвовать в антиядерных выступлениях, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам. В этом выразилось их пони­мание того, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов организации «зеленых» в некоторых странах оформились в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европей­ский парламент.

В заключение следует отметить, что развитие общества во второй поло­вине XX века, изменения в его структуре привели к расширению спектра социальных движений за рамки некогда считавшегося всеобъемлющим противоречия между трудом и капиталом. В современном мире люди заин­тересованы как в обеспечении приемлемых условий их профессиональной деятельности и определенного уровня благосостояния, так и в соблюдении их гражданских прав, защите человеческого существования и жизни на Земле от угрозы войны, экологических и техногенных катастроф. Важно, что «специализация» и индивидуализация потребностей людей в современ­ном мире не отняла у них способностей к взаимной поддержке и совмест­ным действиям по решению наиболее сложных проблем.

Просмотров: 891 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Изменения в обществе, Общество в движении, Социальные движения, Новые рубежи научно-технического пр, Динамика экономического развития | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика