ОБЩЕСТВО
В ДВИЖЕНИИ
Динамика
экономического развития
Первые послевоенные годы в подавляющем
большинстве стран-участниц войны, особенно в лежавшей в руинах Европе, были
отданы восстановлению разрушенного хозяйства. В это время стало весьма ощутимо экономическое усиление
США, которые не испытали ни тяжелых последствий боевых действий на своей территории, ни
оккупации. Более того, на протяжении военных лет США наращивали производственные
мощности,
снабжая союзников военной техникой, продовольствием и т. д. Вступивший в действие в
1948 г. план Маршалла предусматривал, что средства, предоставляемые Соединенными
Штатами Америки европейским государствам, должны расходоваться преимущественно на
оплату ввози из США необходимого оборудования и товаров, что также способствовало укреплению
экономических позиций США.
К концу 1940-х годов восстановление экономики
в большинстве стрнн завершилось. В государствах Западной Европы довоенные
показатели н области промышленного производства были превышены уже в 1950 г., а
сельскохозяйственного — в 1952 г. Начавшееся десятилетие стало временем значительного экономического роста,
годовой прирост валового национального
продукта (ВНП) в западноевропейских странах в 1950—1960-е годы достиг 4,5%. В ФРГ, где в 1951—1959 гг.
ежегодный рост ВНП составлял 7,5%, а
рост занятости — 2,2%, с полным основанием говорили об «экономическом чуде». К началу 1970-х годов 65%
семей служащих и рабочих в странах
Запада имели автомобили, 80% семей — телевизоры, 85% — холодильники, до 90% —
стиральные машины.
С середины 1950-х годов дало о себе
знать «японское экономическое чудо», прирост ВНП в этой стране достигал 11% в год. К
концу 1960-х годок Япония заняла второе место в мире по объему валового национального продукта, опередив
Францию, Великобританию, ФРГ и уступая только США. А по производству стали, судов,
радио, телевизоров, компьютерной техники, по конкурентоспособности своих
товаров она вышла на первое1 место. Таким образом, наряду с двумя центрами
современного индустриального мира — США и странами Европы — появился третий:
Япония.
За экономическим подъемом 1950-х годов
последовала полоса спада и дестабилизации, кульминацией которых стали
крупнейшие кризисы 1974— 1975 гг. и 1980—1982 гг. В первом из них сочетались финансовый
и энергетический кризисы, падение промышленного и сельскохозяйственного производства.
Заметно выросла численность безработных (до 5,3% занятого населения).
Кризис 1980—1982 гг. имел еще более тяжелые последствия, численность
безработных в отдельных странах достигла 15% занятого населения.
Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. привели
не только к потрясениям в
мировой валютно-финансовой системе, в сфере производства, но и к дискредитации сложившейся в первое послевоенное
десятилетие политики государственного регулирования экономики. Выход из
сложившейся ситуации был найден в
поддержке свободной рыночной экономики, денационализации, жесткой экономии государственных средств,
сокращении расходов на социальные
нужды, углублении экономической интеграции.
Новые рубежи
научно-технического прогресса
Понятие «прогресс», в сочетании с эпитетами «научный»,
«социальный» и т. п., неслучайно стало одним из наиболее употребимых, если речь
идет об истории XX столетия. Наряду с масштабными политическими событиями минувший век
ознаменовался огромным продвижением в сферах человеческого знания,
материального производства и культуры, переменами и повседневной жизни
людей. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. В
1950-е годы произошла научно-техническая, научно технологическая
революция, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое
внедрение научных достижений в разных отраслях деятельности, использование новых
материалов и технологий, автоматизация производства. В 1970-е годы развернулась
информационная революция, способствовавшая трансформации индустриального
общества и постиндустриальное или информационное общество (вспомните, что вы знаете об этом из
курса обществоведения).
Назовем важнейшие достижения научного и технического
прогресс; I того времени. В
области атомной физики актуальной научной и практической задачей еще в
1940-е годы стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в
США группа ученых под руководством Э. Ферми создала первый урановый реактор. Полученное в
нем атомное горючее было использовано для создания атомного оружия (две из трех
созданных тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный
реактор был создан в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое
испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном
использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду
первый атомный
ледокол.
Во второй половине XX века началось освоение человеком космоса. Первенство
в этой
отрасли принадлежало советским ученым и конструкторам во главе с С. П. Королевым.
В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся
полет первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н.
Армстронг и Э. Олдрин вы садились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать
советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2
тыс. искусственных спутников, собственные спутники вы вели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства
используются для передачи радио и теле сигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т. д. Для того
чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними
стоят достижения многих других наук — аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д.
Важной составной частью развития науки и техники в рассматриваемый период стала «компьютерная революция».Первые
электронно-вычислительные машины (ЭВМ; компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США.
Первые ЭВМ занимали целую комнату,
для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более
компактными и быстродействующими. В начале
1970-х годов появились микропроцессоры,
а вслед за ними — персональные
компьютеры. Это была уже настоящая революция.
Расширились и функции компьютеров, которые используются уже не только для обработки и хранения информации,
но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. п. В 1990-е годы стали
создаваться глобальные компьютерные
сети, получившие необычайно быстрое распространение. Так, к сети Интернет в 1993 г.
было подключено свыше 2 млн. компьютеров
в 60 странах, а через год число
пользователей этой сети достигло 25
млн. человек.
Вторую половину XX века часто называют «эрой
телевидения». Оно было изобретено еще до Второй мировой войны (первые телепередачи
состоялись в 1936 г. в Лондоне). Война приостановила развитие нового вида
техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В
настоящее время в развитых странах телеприемники имеются вырастут в 98% домов. Сегодня
телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации — от
политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.
Технический прогресс во второй половине XX века имел не только положительные стороны,
он породил и значительное число проблем. Одни из них заключалась в том, что «машина
заменяет человека» (уже в начале внедрения компьютеров было подсчитано, что
один компьютер заменяет труд 35 человек). Но что делать тем, кто лишился
работы, поскольку их заменила машина? Как отнестись к мнению, что машина
может научит:, всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? За этими вопросами
стоят реальные противоречия в сферах социальных отношений, культуры, духовной
жизни, возникающие в информационном обществе.
Ряд серьезных, глобальных проблем
связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания
человека. Уже в 1960 — 1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются
неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм приводит к необратимым
экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий,
показавших опасности технологических сбоев современной техники, стала авария
на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне
радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения
лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха являются сегодня актуальными на всех континентах Земли.
Изменения в обществе
Во второй половине XX века получили продолжение и развитие социальные процессы, проявившиеся еще в начале века. Один из
них — урбанизация.
Доля городского населения в общей численности жителей планеты выросла и
1950 — 1995 гг. с 29% до 45
%. Число городов с населением более миллиона жителей
составляло в 1950 г. — 78, а в 1995 г. — 325, причем на первые места по численности населения вышли мегаполисы,
находящиеся в Азии и Латинской
Америке (к концу века в первую пятерку крупнейших городов мири входили Токио, Бомбей, Сан-Паулу, Шанхай,
Нью-Йорк).
Происходило дальнейшее повышение удельного
веса лиц наемного труда в общем составе самодеятельного населения. В
середине 1970-х годов этот показатель составлял в Великобритании и США более 90%, в Бельгии,
Нидерландах, Франции, ФРГ — свыше 80%, в Италии, Ирландии — около 70%. Особенно заметный
рост численности людей, работающих по найму, характерен для Японии — с 35,4% в 1950 г. до 70,2% в 1975г.
Категория лиц наемного труда во второй половине XX века расширилась и количественно, и по качественному составу. К ней
относятся как традиционные группы — рабочие и служащие, так и представители
интеллигенции — научные работники, учителя, врачи и высокооплачиваемые организаторы и руководители
производства на государственных предприятиях и в частных компаниях. Между
ними существуют значительные различия в том, что касается социального статуса
и материального
положения. Вместе с тем нередки случаи нивелирования (сглаживания уровней), когда
учитель получает меньше, чем высококвалифицированный рабочий, медицинские работники ставятся в положение обычных
служащих и т. п.
Быстрый научный прогресс во второй половине XX века сопровождался изменениями в социальной
структуре общества. Начавшаяся в 1950-е годы автоматизация производства
потребовала подготовки большого числа технически образованных рабочих, приближавшихся
по характеру труда к специалистам среднего звена. Существенно увеличились ряды
так называемых «белых воротничков» — служащих в структурах управления, средствах
коммуникации, а также работников сферы услуг (последние составляют в развитых странах до 60%
самодеятельного населения). Расширилась
занятость женщин в общественном производстве, к середине 1970-х годов они составляли в странах Запада около трети
всех работавших. Заметно
феминизировались во многих странах наряду со сферой услуг и торговлей здравоохранение, образование.
Новые потребности общества сказались и
на подрастающих поколениях. Длительность полного среднего образования в школах
развитых отри и достигла 11—13 лет. Расширилась сеть высших учебных заведений,
обогатился
круг изучаемых в них научных дисциплин, совершенствовались формы послевузовской
подготовки специалистов. В большинстве стран увеличился удельный вес учащейся
молодежи.
Рост
числа студентов в странах Западной Европы
1950 г.
|
1960 г.
|
Середина 1970-х годов
|
Около 1 млн. человек
|
1, 3 млн. человек
|
5 млн.
человек
|
Количественный рост студентов
сопровождался качественными изменениями: из относительно небольшой группы, готовившейся
войти в руководящую элиту своей страны, они превратились в многочисленный отряд
высокообразованных людей, которых большей частью ожидала судьба «лиц наемного
труда». Длительные сроки получения высшего образования, проблемы его
оплаты и последующего трудоустройства надолго отодвигали для молодежи
возможность «встать на ноги», добиться стабильного профессионального и социального
положения. Отсюда — обостренное стремление к справедливости, беспокойный,
бунтарский дух студентов. В рассматриваемый период во многих странах студенты
оказались не только численно растущей, но и весьма активной в политическом отношении группой
населения.
Информационная революция второй
половины 1970—1980-х годов привела к появлению новых категорий работников —
«свободных агентов», «предпринимателей на дому» (в США в конце XX века их насчитывалось, по разным оценкам, от 25 до 39 млн.).
Эти «электронные работники» имеют дело с компьютерами, информационными сетями.
Они трудятся индивидуально, вне служебной иерархии, что порождает новый
характер социальных отношений.
Характеризуя изменения в обществе во второй
половине XX века, некоторые ученые
выступили с положениями об «угасании социальных противоречий»,
«расширяющемся среднем классе», «служилой мелкой буржуазии», «обществе двух
третей» (в основе этой концепции — тезис о том, что в развитом
индустриальном обществе две трети населения живут в условиях определенного
благосостояния). Подчеркивалось также, что в информационном обществе труд
приобретает все более индивидуализированный характер, основная производственная
ситуация сводится к цепочке «человек — машина — информация». Речь шла, таким
образом, о тенденциях выравнивания, возрастающей однородности общества. Однако
история второй половины XX века продемонстрировала
не унификацию, а, скорее, наоборот — возрастающее многообразие интересов и
устремлений людей и вытекающих из этого социальных движений.
Социальные движения
Послевоенная демократизация общественных
отношений во многих странах мира, восстановление и расширение свобод и прав
личности создали новые, более благоприятные, чем до войны, условия жизни для
миллионов людей. Тем не менее во второй половине XX века в мире продолжались и возникали вновь
десятки социальных движений.
За что можно бороться в свободном,
основанном на идеях социальной справедливости обществе? Значительная часть социальных
выступлений в рассматриваемый период была порождена несоответствиями между
декларированными правами и реальным положением дел. При этом за соблюдение тех или иных прав,
норм выступали представители разных слоев и групп населения. Так, право на труд, его
условия и соответствующую проделанной работе оплату неизменно отстаивали рабочие,
прибегавшие к традиционным
формам пролетарской борьбы — забастовкам, захвату предприятий и др. В периоды экономической стабильности, например в 1950-е годы, выступления носили единичный
характер. В трудные, кризисные годы происходили резкие и мощные вспышки
стачечного движения. В такой
ситуации многие выступления происходили стихийно, бел санкции профсоюзного руководства. В 1974—1975 гг.
только в Великобритании, Франции,
Италии произошло около 500 случаев, когда рабочие ни некоторое время захватывали свои предприятия.
В послевоенные десятилетия бастовали не
только рабочие. Возросло число
всеобщих, национальных забастовок. Примечательно, что широко известные события
мая—июня 1968 г. во Франции начались с акций парижских
студентов, захвативших университетские здания и оказавших сопротивление полиции. Включение в борьбу
рабочих по всей стране придало этому
выступлению более широкий характер и масштабы. В последующие годы в разных европейских государствах нередко проходили
забастовки служащих, учителей, работников здравоохранения, фермеров и даже
пилотов авиакомпаний. Чаще всего они сопровождались требованиями улучшения условий труда, повышения зарплаты.
Характерным явлением общественного
развития во второй половине XX века стали движения
за соблюдение равноправия людей, против дискриминации по расовым, этническим,
политическим и другим признакам. Тик, в США в 1950—1960-е годы необычайной остроты
и размаха достигла борьба темнокожего населения за гражданские права. Начавшись в
южных штатах страны с акций, направленных на отмену расовой сегрегации в
общественном транспорте, учреждениях, школах, она переросла в общенациональное движение, известным
лидером которого стал священник Мартин Лютер Кинг. Выступления за соблюдение демократических свобод и
прав происходили в разных странах также в связи с конкретными действиями правительств.
Например,
в Западной Германии в конце 1950-х — начале 1960-х годов проводились демонстрации против так
называемых «запретов на профессии» (в соответствии с запретами «неблагонадежные лица», люди с
коммунистическими
убеждениями увольнялись с государственной службы и преподавательской работы). Многие
американцы в 1960-е годы
выступали против участия США во вьетнамской
войне, устраивали митинги и демонстрации, молодые люди сжигали повестки о призыве на военную службу.
В странах «восточного блока» в 1950— 1960-е годы стало
проявляться нараставшее
несогласие с жесткими политическими режимами, партийно-государственным диктатом. Примечательно, что одно из
немногих в тот период публичных
выступлений в СССР против политики правительства было связано с вводом советских войск в Чехословакию в
августе 1968 г. Тогда на Красной
площади появился плакат с призывом: «За вашу и нашу свободу!».
Отличительная особенность возникавших во
второй половине XX века социальных движений
заключалась в том, что они часто начинались как общественные инициативы. На этой
основе складывались многие антивоенные и экологические организации. В их числе
были, например, «зеленые». Это движение началось в странах Западной Европы как
«гражданская инициатива» в защиту окружающей среды. В нем участвовали люди разных профессий и
возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. Постепенно
«зеленые» расширили рамки своей деятельности, стали участвовать в антиядерных
выступлениях, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам. В
этом выразилось их понимание того, что проблемы выживания человека в
современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов
организации «зеленых» в некоторых странах оформились в политические партии. Их
представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.
В заключение следует отметить, что развитие
общества во второй половине XX века, изменения в
его структуре привели к расширению спектра социальных движений за рамки некогда
считавшегося всеобъемлющим противоречия между трудом и капиталом. В современном
мире люди заинтересованы как в обеспечении приемлемых условий их
профессиональной деятельности и определенного уровня благосостояния, так и в
соблюдении их гражданских
прав, защите человеческого существования и жизни на Земле от угрозы войны, экологических и техногенных катастроф. Важно, что «специализация» и индивидуализация
потребностей людей в современном
мире не отняла у них способностей к взаимной поддержке и совместным действиям по решению наиболее сложных проблем.
|