культура народов мира в XX веке:
многообразие национальных культур, расширение их контактов
и взаимовлияний. массовая культура. развитие науки и техники.
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Быстрый
технический прогресс в начале XX веке, события первой мировой войны и последующие социально-политические потрясения
оказали влияние на появление нового этапа в художественной жизни — неомодернизма. Обращение к истокам народного творчества, древним, архаическим культурам и
примитиву положило начало такому
направлению, как примитивизм. Во Франции группа художников стала
родоначальницей кубизма, акцентировалось
внимание на изображении мира в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур. В Италии зародился футуризм. Представители этого стиля
стремились передать динамику движения, перемены. Кроме того, в этот
период возникли такие течения, как
абстракционизм, сюрреализм. Во второй половине XX века получило распространение постмодернистское направление. В литературе ведущее
место занял реализм, в котором можно выделить течения психологического реализма (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй) и
интеллектуального реализма (драматург
Б. Шоу, Г. Уэллс, Б. Брехт). В межвоенный период появляются произведения антивоенной направленности, и в ряде стран Запада многие писатели и поэты
призывают к поддержке революционных
идей (в Германии — Б. Брехт, Испании — Г. Лорка, во Франции — Р. Роллан, А.
Барбюс). Широкое распространение получил в литературе жанр социальной утопии (Д. Оруэл, О. Хаксли).
Развитие науки и техники
в XX веке носило
противоречивый характер.
Стремительно шло развитие новых отраслей промышленности. Современный мир техники
олицетворяют компьютеры, космические
станции, сверхзвуковая авиация, мировая информационная сеть. Появление бытовой
техники изменило повседневную жизнь человека. Определенная часть научно-технических достижений используется
для военной промышленности (ракетная техника, атомная энергия и др.). Создание
оружия массового поражения и
наличие его в большом количестве в мире объективно создало реальную угрозу
существованию человечества.
Изобретение в конце XIX века
кинематографа положило начало новому
виду творчества — киноискусству. С внедрением в повседневную жизнь радио, а с 60—70-х годов
телевидения, культура стала массовой, направленной на максимальное удовлетворение
интересов и вкусов потребителей. Массовую
культуру называют феноменом XX века, она занимает важное место в духовной жизни современного общества.
Однозначно оценить это явление нельзя. Так, с одной стороны, продукция
массового потребления (телесериалы,
мелодрамы, триллеры и др.), обладая невысокой художественной ценностью,
ведет к интеллектуальной деградации, с
другой — возникла возможность через различные виды телевизионных программ
выносить на обсуждение вопросы, связанные с экологией, наркоманией, преступностью
и др. Средства массовой информации (прежде всего телевидение и аудио-, видеопродукция) позволяют с помощью различных
приемов формировать у населения схематичный образ врага или политического
лидера, отвечающего интересам определенной
социальной группы или элиты страны. Часто увиденная на экране манера одеваться и услышанные там выражения становятся образцом для подражания.