В конце XV—первой половине XVIIвека шло постепенное освобождение науки от влияния церкви.
Открытия ученых разрушили прежний образ мира.
Особую роль сыграли открытия в астрономии.
Польский ученый Н. Коперник доказал, что Земля не является центром мироздания, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Учение Коперника, запрещенное церковью, развил итальянский мыслитель Д.
Бруно, за что был осужден инквизицией
и сожжен на костре в Риме. Не менее
трагична судьба Г. Галилея, совершившего ряд открытий в области механики,
физики, астрономии и создавшего телескоп. В конце XVII—начале XVIIIвека ученые (Р. Декарт, И. Ньютон) завершили создание научной картины
мира.
Первая половина XV—начало XVIвека — это время эпохи высокого Возрождения. В Италии
создавали свои знаменитые произведения три великих современника: Леонардо да
Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рафаэл Санти.
Искусство Возрождения Италии оказало влияния на искусство европейских стран. Расцвет Возрождения в Германии связан с
творчеством художника А. Дюрера, в Голландии — с творчеством Рембранта ван Рейна, в Испании — Д. Веласкеса.
На культуру XVIIIвека большое влияние оказали идеи просветителей.
В литературных произведениях утверждались безграничные возможности человека
(роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»). Одновременно имело место критическое
осмысление буржуазного общества (роман Д.
Свифта «Путешествие Гулливера»). В пьесах французского драматурга П.
Бомарше высмеивалась аристократия, которой
противостоял главный герой Фигаро, олицетворяющий умное и находчивое
третье сословие. Выразителями идей
Просвещения в раздробленной на множество
государств Германии стали Ф. Шиллер и И. В. Гете.
В живописи XVIIIвека преобладали светские сюжеты. Признанными мастерами
придворной живописи были французские художники
Ф. Буше и А. Ватто. «Певцами третьего сословия» называли английского художника У. Хагерта, французского живописца Жак-Луи
Давида.
Вершиной церковной музыки принято
считать творчество немецких композиторов Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Дальнейшее развитие музыкального искусства
связано с именами великих композиторов В. А.
Моцарта и Л. ван Бетховена.
Большое влияние на жизнь общества
второй половины XVIIIв. оказали технические открытия,
положившие начало промышленному перевороту. В
1765 году Д. Харгвис изобрел механическую прялку, а через 20 лет Э. Картрайт создал новый
ткацкий станок, позволивший
увеличить производительность труда в сорок раз. Конструктор Д. Уатт в 1784 году создал паровую машину, заменившую водяные двигатели. В металлургии изобрели прокатный и токарный станок. В XIXв. технический прогресс и модернизация производства продолжаются. В 1807 году
на воду был спущен первый пароход
изобретателя Р. Фултона, а в 1825 году в Англии Д. Стефенсоном построена
железная дорога. Всеобщее распространение получил телеграфный аппарат, изобретенный в 1844 году Морзе. К началу XXвека было сделано множество открытий,
изменивших облик цивилизации: газовое,
а затем электрическое освещение, радио, воздухоплавание, автомобиль, кинематограф и пр.
Изменения в технике и производстве требовали квалифицированных работников. Во многих капиталистических странах было
введено всеобщее начальное обучение, выросло количество средних и
высших учебных заведений, стало больше
печатных изданий.
Технический прогресс оказал влияние на
развитие естественнонаучных знаний. Шведский ученый К. Линней разработал стройную классификацию всего животного и растительного мира. Французский ученый П. Лаплас высказал идею о
происхождении солнца и планет из
вращающегося раскаленного газового шара. Переворот в естествознании
произвели труды английского ученого Ч.
Дарвина. Обобщив огромный материал, ученый пришел к выводу, что живая природа
формировалась постепенно, в процессе длительного развития, и что далекими
предками человека являлись обезьяноподобные существа. На рубеже веков продолжали расширяться представления
человека о Вселенной.
В художественной литературе в первой половине
XIXвека ведущее
место занимает романтизм. Крупнейшими представителями этого направления были английский поэт Д. Байрон, французский писатель В. Гюго, немецкий поэт Г.
Гейне. В романтической манере писали французские художники Т. Жери-ко, Э. Делакруа. Романтизм в искусстве принес
новые формы и обновление музыкальных форм. Наиболее ярко это проявилось в
творчестве австрийского композитора Ф. Шуберта, польского композитора Ф. Шопена, итальянского композитора Д.
Верди, В это время создавали свои
произведения итальянские музыканты
Д. Россини и Д. Пуччини.
Но уже в 30-х годах XIXвека возникает новое творческое
направление — критический реализм. Французские писатели Оноре де Бальзак,
Стендаль, П. Мериме, английский писатель Ч. Дарвин в своих произведениях создавали яркие реалистические картины жизни. В конце XIXвека в литературе появились произведения психологического и
критического направления (Дж. Голсуорси, Б.
Шоу, Г. Манн, М. Твен, Д. Лондон и др.). Внутренний мир и его переживания нашли отражение в творчестве испанского художника Ф. Гойя. Реалистическую линию развивали французские художники К. Коро, Г. Курбэ.
В шестидесятых годах во Франции
зарождается новый живописный стиль —
импрессионизм. Особую известность завоевали картины Э. Манэ, О. Ренуара, Э.
Дега, К. Писсаро, К. Монэ. В конце XIXв. возникает новый стиль —
постимпрессионизм (П. Гоген, П.
Сезанн, В. Ван Гог и др.).