Главная » 2013 » Ноябрь » 23 » Кризис 1929-1933 годов. «Новый курс» Ф. рузвельта. установление в 1920-1930-х годах авторитарных И ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. ме
16:44
Кризис 1929-1933 годов. «Новый курс» Ф. рузвельта. установление в 1920-1930-х годах авторитарных И ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. ме
Кризис
1929-1933 годов. «Новый курс» Ф. рузвельта.
установление в 1920-1930-х годах авторитарных
И ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ.
международные отношения в 30-Е годы
Ко второй
половине 20-х годов XXвека все
ведущие капиталистические страны
восстановили экономику, а затем превзошли довоенный уровень. Экономический подъем сопровождался ростом
занятости и заработной платы. Наиболее быстрыми темпами шло экономическое
развитие США. Во всех европейских странах было введено всеобщее избирательное
право, которое получили и женщины. Важную
роль в политической борьбе стала играть
пресса, начался процесс зарождения «массовой культуры». Все это привело к
спаду социальной напряженности и забастовочного
движения. Но фундамент процветания оказался непрочным. 25 октября 1929
года нью-йоркскую биржу охватила паника:
миллионы акций упали в цене. Это был крах рынка ценных бумаг. США как лидер промышленного производства и всемирный кредитор оказались в центре кризиса, но
вслед за ними все страны были
ввергнуты в пучину мирового экономического
кризиса. Особенности кризиса 1929—1933 годов заключались в том, что он
был продолжительным по времени (в ряде стран
до пяти лет), затронул все сферы хозяйственной жизни и привел к сокращению промышленного производства.
Кризис породил небывалую ранее
огромную массовую безработицу, создал
угрозу голода для миллионов людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний.
Кроме того, он показал, что традиционный механизм автоматического
выхода из кризиса не работает и должен быть введен механизм государственного
регулирования. Дальнейшее развитие стран
зависело от выбора пути выхода из
создавшегося положения.
Реформистский путь был характерен для государств с прочными демократическими традициями, развитой
политической культурой и
общественными движениями. К ним относились США, Великобритания, Франция,
скандинавские страны, ряд других
стран.
В ноябре 1932 года победу на
президентских выборах в США одержал
кандидат от демократической партии Франклин Рузвельт, единственный президент в
истории страны, избранный на
этот пост четыре раза (в 1932, 1936, 1940 и 1944 годах). Программа выхода из кризиса,
предложенная Ф. Рузвельтом,получила название «Нового курса». В ней принципиально новым
для политического курса США и ряда других стран стало государственное
вмешательство в экономическую жизнь, выступление
государства в роли гаранта социальной защищенности граждан, расширение прав граждан, и, как следствие, развитие либеральной демократии. Одним из первых
мероприятий «Нового курса» стала банковская реформа — контроль Федеральной резервной системы (ФРС) за деятельностью
банков, обязательное страхование
банковских вкладов и т. д. Одним из важнейших
юридических актов был закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА), на основании которого были
введены «Кодексы честной конкуренции». Предприниматели объединились по отраслям промышленности с целью согласования таких условий производства продукции,
которые ставили их в равное положение. Это означало принудительное ограничение конкуренции. Кодексы честной
конкуренции утверждались президентом
и становились обязательными для выполнения.
Закон о регулировании сельского хозяйства предусматривал материальную помощь
фермерам, премию за сокращения посевов и др. Следующей важной мерой была программа
помощи нуждающимся, включавшая в себя организацию различных
общественных работ. В 1935 году трудящиеся США
впервые получили право на организацию профсоюзов и стачку, а в августе этого же
года принимается закон о страховании по старости и от потери работы.
Законодательно закреплялся
минимальный уровень заработной платы и максимальная продолжительность рабочей недели; предприниматели
теперь были обязаны заключать с профсоюзами договоры и принимать на работу в первую очередь членов профсоюза. Таким
образом, реформы «Нового курса»
привели к расширению и укреплению роли государства во всех областях
американской жизни при сохранении и
развитии демократических институтов.
Другой путь выхода из экономического и
политического кризиса — это установление
тоталитарных режимов. Они утвердились сначала в Италии, затем в Германии в форме нацизма, а позднее — в Испании и Португалии. Фашизм
— это открытая террористическая
диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и
прогрессивных общественных движений. В 1922 году в Италии лидер фашистской партии Б. Муссолини стал главой правительства: произошел поворот
к созданию тоталитарного государства, растянувшийся на десятилетие. Итальянский
фашизм имел ряд особенностей: в стране была сохранена монархия (главой государства формально считался король), сохранялась идея корпоративного государства
(корпорации были построены по
иерархическому принципу: во главе стоял руководитель, корпорация объединяла рабочих, служащих, предпринимателей), осуществлялась политика хозяйственного
обособления страны. Помимо этого сохранялось влияние католической церкви на население страны при
относительно лояльном отношении Ватикана к фашизму. Большая часть населения
приспосабливалась к тоталитарному
режиму.
Германский фашизм отличался крайним
национализмом и расизмом, а также крайней
агрессивностью, проявлявшейся в стремлении
завоевать мировое господство. 30 ноября 1933 года президент Германии П. Гинденбург назначает А. Гитлера рейхсканцлером
(главой правительства). Установлению фашистской диктатуры в Германии
способствовал ряд обстоятельств. Страна,
более чем другие европейские государства, пострадала от экономического кризиса,
так как ее хозяйство было подорвано выплатами
репараций.
Возникшая на месте кайзеровской
Германии Веймарская республика оказалась лишенной национальной идентичности: в
республику были внесены политические правила и обычаи, чуждые немцам. Все это усугублялось
неэффективностью политики правительства
Веймарской республики. Экономические трудности еще более усилили чувство обиды и национального унижения, возникшее после Версальского
мира (германская армия не была разбита
Антантой, на территорию Германии союзные войска не вошли, поэтому многие немцы
восприняли ноябрь 1918 года как
национальную катастрофу). НСДАП уже с начала 30-х годов имела организацию, построенную на
основе беспрекословного подчинения вождю, хорошо организованную пропагандистскую службу, специализированные военизированные отряды СС. Ее стали финансировать крупные
промышленники и банкиры.
Реальной политической силой, которая
могла противостоять фашизму, были коммунисты и социал-демократы. КПГ к этому времени являлась одной из самых
влиятельных сил не только в стране, но и в Западной Европе. Однако ее лидеры считали, что Германия стоит на пороге социалистической революции, поэтому нет необходимости в разработке
планов совместных действий с
социал-демократами. Отрицательную роль сыграла
и политика Коминтерна, которая исходила из сталинской оценки социал-демократов как
«социал-фашистов». В странах
Центральной и Юго-Восточной Европы (Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши и др.) утвердились
авторитарные политические режимы. Для
авторитаризма характерно полное
или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций,
подавление оппозиции, роспуск или
подчинение властям представительных
учреждений, применение политических репрессий. Возникновение в 30-х годах тоталитарных диктатур и
авторитарных режимов, ориентированных
на агрессивную внешнюю политику, вело
к осложнению международной обстановки.