Вторник, 21.11.2017, 22:26
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
дааа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 401
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Ноябрь » 3 » ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500-1800 ГОДЫ)
14:48
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500-1800 ГОДЫ)

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500-1800 ГОДЫ)



   Хронологические рамки нового времени.

   Великие географические открытия и их последствия для стран Европы и мира. Складывание колониальных империй. Экономическое и социальное развитие стран Европы. Рефор­мация и контрреформация. Нидерландская революция. Утверж­дение абсолютизма.

Английская революция XVII века. Начало промышленного переворота и его последствия. Идеология Просвещения. Обра­зование Соединенных Штатов Америки.

Французская революция XVIII века. Наполеоновские войны.


Великие географические открытия. реформация и абсолютизм

   Термин «новая история» появился в XV веке в Италии тогда, когда люди захотели противопоставить «мрачному» средневе­ковью наступившую, на их взгляд, новую эпоху, связанную с усилением интереса к человеку. Большинство ученых считают началом новой истории конец XV в., а завершением — начало XX в. В исторической науке принято выделять два периода новой истории: первый — с конца XV до конца XVIII века и второй — с конца XVIII до начала XX века. При этом не существует еди­ной точки зрения на то, какое место в этой периодизации зани­мает Великая французская революция и первая мировая война. Ряд ученых считает, что эти события завершают соответствен­но первый и второй периоды. Другие утверждают, что Великая французская революция открывает второй период новой исто­рии, а первая мировая война — период новейшей истории.

   Первенство в географических открытиях принадлежит Пор­тугалии и Испании. С именем Энрике Мореплавателя, младшемени сформировались необходимые условия. В большинстве стран Западной Европы имелись массы лично свободных лю­дей, лишенных земли и готовых наняться за любую плату на работу. Это были, как правило, бывшие крестьяне, разоривши­еся в результате увеличения сеньором арендной платы, роста государственных налогов, или же это были арендаторы, насильно вытесненные землевладельцами со своих участков. В городах возник слой деловых людей, которые накопили богатства и стре­мились вложить средства в производство товаров, пользующих­ся наибольшим спросом. Мануфактуры были двух видов: цен­трализованные, на которых все производство было сосредото­чено в одном месте, и рассеянные, при которых работники трудились у себя на дому, получая сырье, а затем отдавали готовую продукцию за определенную цену. Так в средневеко­вом обществе появились владеющие собственностью и сущест­вующие за счет наемного труда буржуазия и наемные рабочие. Период духовного обновления, связанный с Реформацией — широким движением за обновление и реформы католической церкви, начался в XVXVI веках. В это время начался процесс изменения сознания людей, более не хотевших смотреть на зем­ную жизнь как приготовление к загробной. В XVI веке католи­ческая церковь переживала кризис, проявившийся в несоответ­ствии образа жизни части церковнослужителей их проповедям христианской морали. Продажа индульгенций приняла харак­тер откровенной наживы. Особенно сильное возмущение было в Германии, где сохранялась феодальная раздробленность, а у слабой императорской власти не хватало сил противостоять Риму. В 1517 году «Девяносто пять тезисов» доктора теологии Мартина Лютера, выступившего против продажи индульгенций, явились началом Реформации в Германии.

   Мартин Лютер создал учение, три главных положения которого можно сфор­мулировать следующим образом: человек спасается только верой; человек обре­тает веру только через милость Божью; единственным авторитетом веры являет­ся Священное Писание. Лютер выступил против пышного богослужения на латин­ском языке, торжественной мессы, предлагал совершать только два таинства: крещение и причастие.

   Он был сторонником мирного проведения Реформации, ко­торую следовало осуществить законной власти. Однако, по мере развития Реформации, оформилось наиболее радикальное кры­ло, лидером которого стал Томас Мюнцер. Он полагал, что тру­довой народ должен взять власть в свои руки и установить «цар­ство справедливости», но это можно сделать только вооружен­ным путем. Летом 1524 года на юго-западе Германии произош­ло восстание крестьян, названное впоследствии историками Крестьянской войной. Наивысший подъем Крестьянской вой­ны приходится на весну 1525 года, но к концу этого года отряды феодалов разбили повстанцев, а затем последовала жесто­чайшая расправа над ними.

   На смену народной Реформации приходит княжеская (уме­ренная) Реформация. Князья присваивали церковные земли, объявляя себя главой церкви в своем княжестве. В 1529 году католики, оказавшиеся в большинстве на заседании рейхстага, потребовали отмены завоеваний Реформации. Сторонники Лю­тера выступили с протестами, и с этого времени их стали назы­вать протестантами.

   С середины XVI века Реформация охватила всю Европу. В Швейцарии возникло новое направление — кальвинизм, основателем которого стал Жан Кальвин.

   Главное положение учения Кальвина — теория божественного предопределе­ния. Человеку для спасения не достаточно веры в Бога, он должен трудиться, доби­ваясь успеха в земных делах. Успех — это знак, позволяющий узнать об избранно­сти человека Богом. Учение Жана Кальвина отражало интересы горожан и предпри­нимателей, стремящихся к обогащению и теперь не опасавшихся кары Бога.

   Вместе с тем для кальвинизма был характерен фанатизм и ханжество, проявлявшиеся в запрещении всего того, что отвле­кало от истинной веры: музыки, танцев, праздников, красивых одежд и т. п.

   Римский папа начал борьбу против сторонников обновле­ния церкви — контрреформацию. Значительную роль в контр­реформации сыграл орден иезуитов, главная цель которого со­стояла в восстановлении и укреплении католицизма. В отличие от монашеских орденов члены ордена иезуитов не уходили от мирской жизни, а, напротив, оставались в обществе, чтобы до­биваться расположения знати и государей для укрепления церк­ви. Они использовали любые средства для борьбы, не останав­ливались даже перед убийством протестантских лидеров. Был создан верховный инквизиционный трибунал, особенно свиреп­ствовавший в Италии и Испании. В католических странах ус­танавливалась книжная цензура, без разрешения которой не могла быть издана ни одна книга. Все эти меры укрепили като­лицизм, но протестантство сумело сохранить свое влияние на значительную часть западноевропейского общества.

   В XVIXVII веках в крупнейших европейских государствах (Франция, Англия, Испания) произошло утверждение абсолютиз­ма — формы централизованного государства, при которой мо­нарх, опирающийся на дворянство, обладал неограниченной вер­ховной властью, а органы сословного представительства теряли прежнее значение. Однако во всех странах проявления абсолютиз­ма имели свою специфику. Так, французский абсолютизм харак­теризовался подчинением церкви королю, усилением роли коро­левского двора в жизни страны, созданием постоянной армии, увеличением числа чиновников, ставших опорой короля в осуществлении централизации страны. В середине XVI века Францию потрясли религиозные войны, пресеклась королевская династия Валуа и началось правление династии Бурбонов, первым предста­вителем которой стал Генрих IV. Первая половина XVII века свя­зана с именем кардинала Ришелье, деятельность которого была направлена на превращение Франции в могущественную держа­ву. Вторая половина XVII—начало XVIII века — это правление Людовика XIV — расцвет абсолютизма во Франции.

   Особенности английского абсолютизма заключались в сохра­нении роли самоуправления на местах и действующего парламен­та, отсутствии постоянной армии (что обусловлено островным по­ложением страны), создании сильного флота. Формирование и расцвет английского абсолютизма пришлись на династию Тюдо­ров (1485—1603 годы). Генрих VIII осуществил королевскую Ре­формацию: король объявлялся главой английской церкви, была произведена конфискация значительной части монастырских земель, произошло принятие идей Лютера. Церковь в Англии стала называться англиканской, хотя часть населения осталась верна католицизму. Если в период правления Марии Тюдор шел процесс восстановления католицизма, то в правление Елизаве­ты Тюдор окончательно утвердилась новая вера. В это время в Англии проходил аграрный переворот — болезненная ломка тра­диционных земельных отношений между сеньорами и кресть­янами, появление фермерских хозяйств. Возросший спрос на сукно, а следовательно, на сырье — шерсть, вызвал потребность в обширных пастбищах, что привело к насильственному сгону крестьян с их земли — огораживанию. В связи с этим нача­лось массовое разорение крестьян и превращение многих из них в батраков. Среди дворян появились предприимчивые люди, которые использовали в сельском хозяйстве труд батраков и организовывали в своих поместьях мануфактуры. Их стали на­зывать «новые дворяне», или «джентри». Королевская власть, оказывая поддержку людям, занимавшимся производством, проводила политику протекционизма — покровительства раз­витию национальной промышленности и торговли. Рост объе­мов морской торговли, утверждение в Англии протестантизма явились главными причинами конфликта с испанским королем Филиппом П. Фанатичный католик, он поставил перед собой задачу — утвердить католицизм во всем мире и первенство Ис­пании в Европе. Кульминацией этого конфликта стало морское сражение в 1588 году, в котором английский флот нанес сокру­шительное поражение испанскому.

  С конца XVI века начался процесс экономического и поли­тического упадка Испании. Стремление испанских королей ве­сти борьбу против протестантизма и за лидерство в Европе во­оруженным путем привело к массовому разорению большинст­ва населения страны. Серьезный ущерб Испании, а также ее экономике был нанесен потерей Нидерландов. Эта страна, входившая в состав испанской коро­ны, считалась одной из самых богатых в Европе. В Нидерлан­дах шло быстрое развитие мануфактурного производства, фер­мерских хозяйств, международной морской торговли. В первой половине XVI века в Нидерландах распространилось лютеран­ство и кальвинизм, сторонники которых подвергались пресле­дованиям инквизиции. Рост налогов, религиозные преследова­ния, лишение нидерландских купцов торговых льгот в Испа­нии — все это вело к росту недовольства среди населения.

   Летом 1566 года началось освободительное движение Нидер­ландов. Первым этапом этого движения (в 1566—1567 годах) было массовое восстание противников икон — иконоборцев, и его по­давление испанскими войсками. Второй этап (1567—1572 годы) был ознаменован установлением кровавого террора герцога Аль-бы в Нидерландах и борьбой отрядов вооруженных патриотов, получивших название «морские гезы» и «лесные гезы». Третий этап (1572—1581 годы) связан с всеобщим восстанием жителей северных провинций Нидерландов, возглавляемым Вильгельмом Оранским, и провозглашение их независимости от Испании. Од­ним из важнейших последствий освободительной борьбы север­ных провинций явилось быстрое развитие капиталистических отношений. Позже новое государство стало называться Голлан­дией. Многие историки считают, что религиозное освободитель­ное движение в Нидерландах имело характер буржуазной рево­люции, так как в его ходе были уничтожены феодальные отно­шения, олицетворением которых была испанская монархия.
Просмотров: 5710 | Добавил: $Andrei$ | Теги: ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500-1800 Г, Великие географические открытия. ре | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Ноябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика