ВВЕДЕНИЕ
Слово «история», заимствованное из
греческого языка, означает «повествование о
событиях». Представление о том, что такое история и чем она
должна заниматься, видоизменялось. Долгое время исторические знания относились к
литературе и искусству. Ныне термин «история» используется, как правило, в двух значениях:
для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во
времени и в качестве определения науки, изучающей этот процесс.
Практическое значение исторических знаний
всегда оценивалось высоко, иначе человечество стояло бы на месте, ему всякий раз приходилось бы начинать все сначала.
История — это коллективная память народа. Прав был историк В. О. Ключевский, утверждая: «Без знания истории мы должны
признать себя случайностями, ...
механическими куклами...»
Историческая наука имеет дело с
фактами.
В зависимости от разных взглядов человека, его ценностных ориентиров один и тот же исторический факт может получать разное толкование, приобретать разное значение. Только пристальное изучение разнообразных исторических памятников позволяет воссоздавать многогранный исторический процесс.
Важнейшими
письменными источниками по истории являются летописи. «Откуда пошла Русская земля?..» — с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец
Нестор. В 1667 году издается первый печатный исторический труд
«Синопсис» (то есть обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен.
Постепенно
складывались и развивались российские исторические школы. В. Н.
Татищев (1686—1750) впервые создал обобщающую работу по истории России от
скифских времен до правления
Ивана Грозного («История Российская с самых древнейших времен»). Крупнейшим представителем русской исторической науки является Н. М. Карамзин (1766—1826).
Важный этап в развитии
русской исторической науки в XIX веке связан с именем С.
М. Соловьева (1820-1879). Самым значительным по содержанию и обилию
использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29 томах,
где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до
Екатерины П. В. О. Ключевский (1841—1911)
первым среди российских историков отошел от
периодизации по царствованиям монархов. Основное место в его «Курсе русской
истории» занимали вопросы социально-экономического развития России.
Распространение
марксизма в конце XIX века определило трактовку
исторического процесса как смену пяти общественно-экономических формаций, основное
содержание которого — борьба классов. Именно данная теория нашла свое отражение
в трудах родоначальника школы
советских историков М. Н. Покровского (1868-1932).
Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на теории К. Маркса, объяснить исторический процесс: практика XX века не подтвердила основной вывод о неизбежности гибели капитализма и победе социалистической революции. Тем не менее ряд советских историков плодотворно решал многие проблемы. Начальные века русской истории изучали Б, А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев; эпоху средневековья — А. А. Зимин, Р. Г. Скрынников, А. Л. Хорошевич; эпоху петровских преобразований — Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов; историю русской культуры — Д. С. Лихачев, М. Н. Тихомиров, А. Н. Сахаров и др.
Наличие различных
подходов к изучению истории вовсе не означает отсутствие исторической истины: в
процессе познания идет постоянное движение ко все более яркой, достоверной картине развития человечества.
|