ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК РЕФОРМА ЦЕРКВИ В эпоху Возрождения синхронно формировались европей- ские нации и утверждался абсолютизм. В этот период абсолют- ная монархия становилась реальностью, морские путешествия и завоевания за океаном изменяли направление развития и ритм экономики, искусство и культура (вследствие того, что античное наследие становилось все известнее, художники больше внима- ния стали уделяться земному миру, мастерство их становилось более уверенным) ориентировались на совершенно новые на- правления; короче, можно было видеть общие изменения в этом более активном, более урбанизованном, более образованном, бо- лее светском, чем в XII—XIII вв., обществе. Можно ли утверж- дать, что глубинные изменения коснулись и самой религии, оп- ределяла ли она по-прежнему повседневную жизнь и проникала ли в сердце каждого человека? Казалось, будто церковь Христова скатывается в пропасть в период, когда Западная и Центральная Европа переживала ужасную чуму, непрерывные войны и жес- токую социальную борьбу. К тому же ее потрясли внезапные из- менения в экономической конъюнктуре. XVI столетие оказалось свидетелем и восстановления церкви, и ее раскола, и с того вре- мени европейцы могли наблюдать шокирующее зрелище — нена- висть между приверженцами христианства. После смерти Григория XI, который возвратился из Авинь- она в Рим в 1378 г., влиятельные группировки могущественных кардиналов, разделенных на соперничающие партии, навязали ошеломленному и опечаленному христианскому миру раскол, который продолжался 39 лет. После первых столкновений като- лическая Европа раскололась на две части: Франция, Шотландия, Кастилия, Арагон и Неаполитанское королевство приняли сто- рону француза Клемента VII, другие страны высказались за ита- льянца Урбана VI. Оба первосвященника и две враждовавшие священные коллегии отлучили друг друга от церкви и пытались ввести в соблазн противостояния страны и королей. У каждой партии нашлись свои пропагандисты и свои святые. Петр Ара- гонский и Екатерина Сиенская оказались среди сторонников Ур- бана, Винцент Феррер и Колетт де Корби поддерживали Климен- та. Враждующие папы и их преемники, в свое время оказавшие- ся жертвой обстоятельств, стали и последними людьми, кто понимал, что единственный способ прекратить раскол состоял в том, чтобы отречься. Упрямство понтификов, и в особенности упрямство Бенедикта XIII, избранного в Авиньоне в 1394 г., на протяжении длительного времени сопротивлялось попыткам воссоединения. Чтобы оказывать давление на авиньонского папу, духовенство и французское правительство дважды «отказыва- лись от поддержки» — в 1398—1403 гг., затем еще раз с 1408-го. Бенедикт XIII был непреклонен. Он согласился, однако, в прин- ципе с тем, чтобы встретиться в 1407 г. со своим противником в Савоне. Оба папы не спеша направились на встречу, но так и не преодолели последние восемьдесят километров, которые их раз- деляли. Многие кардиналы из обеих партий откололись от своих первосвященников и созвали церковный собор в Пизе (1409). Бенедикт XIII и Григорий XII были провозглашены еретиками и низложены. Был избран новый папа, Александр V, который умер на следующий год. Его сменил Иоанн XXIII. Теперь было уже три папы, поскольку оба низложенных верховных понтифика не со- гласились отречься. Иоанн XXIII, карьера которого до описывае- мых событий была связана скорее с военной и политической де- ятельностью, чем с церковной, а поведение иной раз было про- сто скандальным, не мог отказать римскому королю Сигизмунду, «преданному защитнику святой церкви», в созыве нового цер- ковного собора в Констанце. Собор (1414—1418) не замедлил вступить в конфликт с Иоанном XXIII, который сбежал из Кон- станцы, но его догнали и в конце концов все-таки заставили от- казаться от папства. Григорий XII, утративший храбрость, также отрекся от папской власти. Напротив, Бенедикт XIII, упрямый старик>, словно в Ноевом ковчеге, обретший убежище среди ара- гонских скал Пиренейского полуострова, отклонял любой комп- ромисс до самой своей смерти в 1423 г. Избрав в Констанце папу Мартина V (1417), католический мир практически вновь обрел единство. Собравшиеся в Констанце не только хотели прекра- тить раскол, но и осудить гуситское учение, а главное — осуще- ствить обещание, столь долго провозглашаемое, — «реформиро- вать церковь, и ее голову, и ее члены». Итак, беспомощность пап и анархия, которая царила в христианстве, давали шанс успеш- ному развитию соборного движения. Оно опиралось на учение Жана де Жандюна и Марсилия Падуанского, которые ставили иласть папы в зависимость от добровольного согласия христи- анского народа. Задолго до созыва церковного собора в Констан- це знаменитые преподаватели университета, такие как Пьер д'Айи и Жерсон, требовали созыва церковных ассамблей, задачей кото- рых было наблюдение за управлением церкви в духовных и свет- ских вопросах. Собиралась ли церковь превратиться в сословно- мредставительную монархию? Федерацию автономных наций, периодически высказывающуюся на своих Генеральных Штатах о судьбах католического мира? Действительно, в Констанце свя- тые отцы объединились и голосовали по «нациям», доктора юри- дических наук и богословия были допущены к голосованию, и Мартин V был избран собранием, на котором настоящие 23 кар- динала должны допустить к голосованию 30 посланников «на- ций». Чем были эти нововведения, возвещали ли они реформу церкви? По правде, эту серьезную проблему стали рассматривать очень поздно и участники достаточно утомились после осужде- ния Яна Гуса и отречения Иоанна XXIII и Григория XI7. Однако все-таки 30 октября 1417 г. на голосование были поставлены 18 декретов, которые были направлены по преимуществу про- тив злоупотреблений папской властью, как финансовых, так и судебных. Но едва избранный Мартин V поспешил предста- вить встречный проект и начал вести переговоры с «нациями» по отдельности относительно временных договоренностей, кото- рые частично восстанавливали церковные выборы и сокращали Бенедикт XIII скончался в возрасте 94 лет. финансовые раходы папства. Церковный собор завершился в 1418 г. в состоянии полной растерянности, при полном отсутствии еди- ногласия. Однако он принял важное решение, имеющее принци- пиальное значение для будущего: теперь было признано, что ав- торитет папы подчиняется авторитету церковного собора, кото- рый должен был отныне собираться регулярно и безусловно. Созыв Базельского церковного собора (1431—1449) был следстви- ем этого постановления. Желание реформы главным образом шло от основ. Базель- ский собор привлек относительно мало прелатов (менее сотни), но на него съехались около четырехсот преподавателей универ- ситета, решивших продвигаться вперед. Церковный собор вна- чале пользовался общей симпатией христианского мира, и ЕвЛе- ний IV, хотя и испытывал к собору глубокую враждебность, вы- нужден был признать его каноническим (1434). На нем были достигнуты важные результаты по различным вопросам. Под эгидой церковного собора примирились Франция и Бургундия, чешские подобои' были объединены с римской католической церковью и решения о реформе были приняты в 1436 г. Однако Евгений IV вышел победителем из конфликта, с которым он стол- кнулся на церковном соборе. Экстремисты на этом соборе, кото- рый желал стать учредительным собранием, не предусмотрели вопроса о том, какие финансовые средства были оставлены пап- ству, и главным образом, попытались низложить Евгения IV и избрать Феликса V (1439). Глубокое потрясение перед возможно- стью возобновления церковного раскола оказалось общим. Фран- цузский король Карл VII и духовенство Франции, расположен- ные к церковному собору, сразу же приняли «прагматическую санкцию», которая под прикрытием идей галликанства и неза- висимости по отношению к папе в действительности превраща- ла короля в хозяина церковных бенефициев во Франции. Но они отступили перед новой трещиной в христианской общности. Повсюду реакция была одинаковой. Феликс V был признан только Базелем, Страсбургом, Савойей, Миланом, Арагоном и Баварией. Умеренные участники покинули Базельский собор, которому Ев- гений IV противопоставил с 1438 г. другой церковный собор. Этот собор сначала обосновался в Ферраре, а затем во Флоренции. Итак, именно во Флоренцию прибыл император Константино- поля, и именно Евгения IV он признал как преемника апостола Петра. Успех (хотя и не имевший будущего) в восстановлении единства греческой и латинской церкви (1439) поднял престиж Евгения IV. Смерть этого папы в 1447 г. (на смену ему пришел гуманист Николай V, который при помощи другого гуманиста Энея Сильвия Пикколомини вел переговоры о присоединении Германии к Святому престолу) завершила дискредитацию базель- ских экстремистов. Кроме того, Феликс V оказался в изоляции и отказался от борьбы (1449). Церковные соборы не преуспели в реформе церкви, тем более ее не удалось осуществить папам, чей понтификат приходится на период между 1450 г. и выступле- нием Лютера. * * * В 1434 г. Евгений IV писал отцам церковного собора в Ба- зеле: «В теле церкви от подошвы до макушки нет ни единой здо- ровой части». Пятьюдесятью годами позже представитель духо- венства в Туре был настроен не менее пессимистически: «В каж- дом монастыре, — утверждал он, — нет больше ни правил, ни набожности, ни религиозной дисциплины, равно среди духовен- ства возникло множество беспорядков, к великому ущербу для всего христианского мира». В результате столь категорических об- винений многие историки на протяжении длительного времени трактовали «злоупотребления» любого порядка, которых хвата- ло тогда в церкви, как главную причину Реформации. Действи- тельно, когда она обрушилась, то накопление бенефиций, ком- менда и непроживание в монастыре стали чуть ли не правилом. Монашеская жизнь была, кажется, в бесспорном упадке. Пико делла Мирандола и Эразм клеймили жизнь монастырей, состав которых часто вызывал сожаление. Есть ли необходимость напо- минать о сатирах Эразма и Рабле, направленных против монахов? Или о гнусной роли, которую Маргарита Наваррская в своих но- веллах нередко заставляет играть нищенствующих монахов? Кро- ме того, доминиканцы и францисканцы исчерпали свои силы в мелочных ссорах. Францисканцы, в свою очередь, разделились на две соперничающие группы — обсервантов и конвентуалов. На- конец, нищенствующие и светские часто противостояли друг дру- гу, первые пытались вытеснить вторых в приходской жизни. Прав- да и то, что низшее духовенство, в свою очередь, оставляло желать лучшего. Именно малопоучительная картина его деятельности создается многочисленными документами — сатиры Себастьяна Бранта и Эразма, проповеди пламенных проповедников, пастыр- ские записи о посещениях, архивы должностных лиц. Там часто речь идет о грубых, сварливых священниках, священниках, имеющих наложниц. Имелись и еще более серьезные случаи: священники малообразованны и слишком бедны, главным образом в сельской местности, многие бенефициарии не проживали в своих бенефи- циях, и, более того, их приходилось заменять служителями культа за вознаграждение. Священник должен был трудиться, таким об- разом, часто для того, чтобы выжить; иногда он «торговал» таин- ствами. Места культа плохо поддерживались, основам религии плохо обучали, таинств было немного, и они плохо распределя- лись. В своем капитальном труде Ж. Туссаэр показал, что в таком христианском регионе, как Фландрия, верующим (грубой толпе еще с языческими инстинктами) предлагалось «христианство, ко- торое включало 80 % морали, 15 % догматики и 5 % таинств». Итак, епископы все более и более забывали о том, что их имя «означает тяжелый труд, бдительность, внимание» (Эразм). Духовенство ча- сто формировалось из дворянства, нанимавшегося в Германии в армию, а в других местах его представители становились совет- никами, которым внимали государи. С 1436 по 1444 г. в совете Кар- ла VII заседало шесть епископов, у них не было и тени сомнений в том, что они могут заседать, и они забывали посещать свою епар- хию. Чем выше мы взбираемся по уровням церковной иерархии, тем большей кажется скандальность поведения ее представителей. В Риме, испорченном роскошью Ренессанса, кардиналы, уже выс- меянные Петраркой, — более чем прежде, — «сатрапы, поднятые на лошадях, покрытых золотом и... подкованных золотом...». Свя- тая Бригитта Шведская требовала подавления этих «бесполезных». Что касается пап, «которые своим молчанием о Христе позволяют забывать о нем», то, как утверждал Эразм, они «связывают его сво- ими гнусными законами, искажают его учение своими за уши при- тянутыми толкованиями и убивают его своей гнусной жизнью»1. Сикст IV позволил себе участие в подготовке заговора Пацци; Иннокентий VIII приглашает всю высшую итальянскую знать на свадьбу своего сына; Александр VI, папа, торгующий духовными благами (по этой причине Савонарола поносил его), покрывал своей властью преступления и честолюбивые помыслы своего сына Чезаре; Юлий II, «дряхлый старик», проявлял в войне пылкость молодого человека. Его преемник, Лев X, — человек, более мир- ный по своему нраву, имел грех страстной любви к театру. В эпоху Лютера ему лучше бы было заниматься чем-нибудь другим. Что удивительного, если христианство, направляемое подоб- ным образом и помещенное в подобные рамки, накануне Рефор- мации создает впечатление хаоса? Литургия растерялась перед но- иыми формулами благочестия. Следовало ли хвататься за таинства или за четки, или спасаться мессой, — мессой, которую большин- ство верующих не понимало, — или же идти крестным ходом за liora и святых? Многобожие, кажется, возрождалось. Христиане, преследуемые страхом смерти и ада, пытаются теперь укрыться широким плащом Богоматери и, пытаясь увериться в спасении, нынуждены покупать индульгенции. Покаяние приобретает, таким образом, зловещий характер, и индульгенции предлагаются, слов- но выигрыши в вещевых лотереях. В это время всем и всюду ме- рещится бродящий дьявол. В атмосфере, исполненной страха, к XV в. начинается охота на колдунов и в еще большей мере на исдьм, которая прекратится только в 1648 г. Каким же образом христианская Европа, утратившая христианские основы, разры- каемая многочисленными внутренними конфликтами, могла со- противляться посягательствам неверных? Христиане, уже потер- певшие поражение при Никополе (1396) и Варне (1444), не суме- ли воспрепятствовать падению Константинополя (1453). Они остались глухи к обращениям, трогательным, но анахроничным, Каликста III и Пия II, которые пытались активизировать идею Крестового похода. Кризис церкви, таким образом, проявлялся во всех отношениях. Сжигая святых людей, таких как Ян Гус (1415) и Савонарола (1498), отказавшись слушать призывы к обновле- нию, церковь столкнулась с ударом, нанесенным из Виттенберга, гораздо более сильным: Лютер (1483—1546) соединил с богослов- ской наукой Виклифа пылкость Яна Гуса. Начиная с момента, ко- гда брат Мартин (без малейшего помышления о том, чтобы вос- ставать против Рима) прибил 31 октября 1517 г. свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, трещина в католическом мире ста- ла увеличиваться с обескураживающей скоростью. Примерно че- рез четыре года Лютера, превратившегося в самого знаменитого человека в Германии, отлучили от церкви, он был изгнан из импе- рии. Вскоре он тайком был привезен в Вартбург по инициативе своего сторонника Фридрх*ха Саксонского. Но еще до отлучения от церкви за один год (1520) Лютер написал четыре фундамен- тальных сочинения, которым суждено было стать основой ре- формационного богословия: «О папстве в Риме», «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пле- нении церкви», трактат «О свободе совести христианина». В Варт- бурге в 1522 г. Лютер начал переводить Библию, эту работу он про- должил уже в Виттенберге, куда мог возвратиться, поскольку его безопасности уже ничто не угрожало. Действительно, большая часть Германии разделила его взгляды: гуманисты, например Ме- ланхтон, который стал его первым учеником, художники, такие как Дюрер, Кранах, Гольбейн, мелкое рыцарство под предводитель- ством Франца фон Зикингена и Ульриха фон Гуттена, городская буржуазия и князья. Когда на сейме в 1529 г. пожелали снова вве- сти в действие Вормсский эдикт, по которому реформатор должен был подвергнуться имперской опале, то шесть князей и четыр- надцать городов опротестовали это предложение — отсюда и воз- никло название «протестанты». В 1530 г. Меланхтон составил «Ауг- бургское исповедание». Начиная с 1531 г. с переменчивым успехом велась война между войсками пролютеровской Шмалькальден- ской лиги ' и союзниками Карла V. Когда противники императора получили поддержку Франции, он предоставил своему брату Фер- динанду в 1555 г. возможность согласиться с религиозным раско- пом в Германии. К этому времени две трети страны стали люте- ранскими. В то же время Реформация широко распространилась и за пределами Германии. Вся Скандинавия качнулась в сторону протестантов. Релитиозные волнения стали интенсивнее в Ни- дерландах. В Страсбурге протестантизм был установлен в 1523— 1524 гг. Большая часть Швейцарии отказалась от Римской церкви: Цюрих в 1523 г. вслед за Цвингли, Сен-Галлен — в 1524 г., Берн — ч 1528 г., Базель в 1529 г.— после приглашения Эколампадия, Нёф- шатель — в 1530-м, Женева — в 1535 г. по подстрекательству Фа- реля. С 1523 г. Фарель создавал в Париже первую во Франции про- тестантскую церковь, и первый французский протестантский му- ченик в тот же год был казнен. Одиннадцатью годами позже разразилось «дело о плакатах», которое так сильно разгневало Франциска I. В Англии Томас Кромвель, который подтолкнул Ген- риха VIII к тому, чтобы он порвал с Римом (отлучение от церкви государя и «Акт о супрематии», 1534)., придерживался лютеран- ских убеждений. В 1528 г. погиб первый протестантский мученик в Шотландии. В Севилье и Вальядолиде и особенно в Неаполе (кру- жок Хуана Вальдеса) и Ферраре (при дворе Ренаты Французской) было популярно учение Лютера. В Чехии, где почва уже была под- готовлена Яном Гусом, в Моравии и, главным образом, в Венгрии и Трансильвании широкие слои населения также оказались сто- ронниками Реформации. Наконец, к 1555 г. лютеранство приобре- ло многочисленных сторонников в Верхней и Нижней Австрии, Штирии, Каринтии и Крайне, Познани и Литве. Смерть Лютера в 1546 г. вызвала кризис внутри государств, которые были связаны условием Аугсбургского мира, и кризис этот продолжался более 40 лет. Но в тот момент, когда лютеран- ство стало выдыхаться, Кальвин (1509—1564) дал вторую жизнь и новые силы Реформации. Кальвин был приглашен в Женеву Фарелем, через два года был изгнан из города (1536), но в 1541 г. вновь был призван женевцами обратно и оставался там до конца своих дней. Автор «Наставлений в христианской вере» стал вто- рым «отцом Реформации», а город Лемана стал протестантским Римом. Именно оттуда выходили пасторы, которые во Франции и Нидерландах взяли в свои руки руководство многочисленными группами «исповедующих новое течение», до этого плохо орга- низованных. С другой стороны, Джон Нокс, который к 1560 г. добился триумфа пресвитерианства в Шотландии, дважды по- сетил Женеву, где началась его дружба с Кальвином. Он был так- же чем-то вроде советника по религиозным делам при моло- дом Эдуарде VI Английском, в котором он хотел видеть нового Иосию. Однако Эдуард царствовал только шесть лет (1547— 1553). Смерть короля, вступление на престол Марии Тюдор, ко- торая была католичкой, а затем приход к власти Елизаветы (1558), остававшейся довольно безразличной к вопросам дог- матики, лишили Англию шансов на проведение Реформации по швейцарскому образцу. Однако «39 статей»1, принятые в 1563 г. и закрепившие основы англиканской церкви, сочетали культ и церковную иерархию, внешне остававшиеся католическими, с богословием, по преимуществу кальвинистского толка. Кроме того, в Англии развивается мощное пуританское движение, ко- торое впоследствии привело страну к гражданской войне. Оно было враждебно и «католическому идолопоклонничеству», и епископату, который они рассматривали как «прожорливых волков» и «слуг Люцифера». Во второй половине XVI — начале XVII столетия цвинглианско-кальвинистская Реформация — выражение более точное, чем понятие «кальвинизм», — торже- ствовала в рейнском Пфальце, где был составлен знаменитый Гейдельбергский катехизис (1563), и распространялась по Вос- точной Фрисландии, где стала религией ландграфов Гессен-Кас- сельских и Бранденбургских курфюрстов. Она продвинулась на восток и охватила ту часть Венгрии, которая перешла под ту- рецкое господство. Главным образом она оказалась официаль- но признана в Соединенных Провинциях, восставших против Филиппа II и отделившихся от Нидерландов с 1581 г. Во Фран- ции, по сведениям Колиньи, в 1562 г. насчитывалось более 2150 «союзов» сторонников Реформации, которые объединяли чет- верть населения королевства. Впрочем, начиная с 1560 г. дви- жение протестантизма ослабевает и протестанты сталкиваются с более сильной католической обороной. Сопротивление римской церкви, паства которой, конечно, уменьшилась, но не была уничтожена, усилилось при понтифи- кате Павла III (1534—1549). Действительно, именно он одобрил уставы Общества иезуитов (1540), создал инквизицию (1542), созвал Тридентский (1545) экуменический церковный собор, К которому призывал Лютер в своих обращениях. Папство, од- нако, долго сомневалось в необходимости его созыва, памятуя 0 прецедентах Констанцского и Базельского соборов. Тем не ме- нее церковный собор, несмотря на трудности его проведения (он растянулся на восемнадцать лет и был дважды распущен) при- нял значительные решения — определил свое учение: поддержал догмат о добрых делах (т. е. свободу выбора) в доктрине спасе- ния, сохранил семь таинств, безоговорочно подтвердил тезис о ре- альном присутствии плоти и крови при причащении, составил катехизис, обязал епископов находиться в своем диоцезе, а свя- щенников — служить мессу, принял решение о создании семи- нарий. Но этот церковный собор принял также решение об от- казе вести диалог с протестантами, окончательно отнесенными к категории «еретиков». Он выступил также против брака свя- щенников, как и против причащения под двумя видами, столь дорогого Лютеру и уже принятого подобоями в Чехии. Церков- ный собор в пику Лютеру и Цвингли, которые высмеивали ин- дульгенции и паломничества, в пику Кальвину, который ирони- зировал по поводу реликвий, сохранил все традиционные фор- мы благочестия. Он подтвердил культ святых. Он постановил, что Вульгата святого Иеронима ! есть аутентичный текст Писания, и сохранил латинский язык для богослужения. Через год после окончания церковного собора Пий IV опубликовал первый «Ин- декс запрещенных авторов и книг». Все сочинения Эразма, скон- чавшегося в 1536 г., фигурировали там с пометкой «damnatus primae classis»2. Это осуждение означало отказ от гуманистической i Святой Иероним (ок. 340—420) — один из великих отцов и учителей хри- стианской церкви. Б 382—384 гг. перевел Новый Завет и псалмы на латинский язык, опираясь на общепризнанные греческие списки. В 386 г. поселился в Виф- лееме, где завершил перевод Ветхого Завета с греческого, затем уточнил текст, переведя его с древнееврейского. Под названием Вульгаты перевод Священного Писания, сделанный св. Иеронимом, принят Римско-католической церковью и счи- тается каноническим. попытки примирения. Эразм не одобрил отлучение от церкви Лютера, поскольку всегда порицал чрезмерное насилие. Он окон- чательно порвал с Лютером в 1525 г., защищая принцип «свобо- ды воли» против лютеровского принципа «рабства воли»1. Его преференции вели к идее о такой церкви, где богословские дис- куссии были бы свободны, а упражнения в христианских добро- детелях предпочтительнее доктринерских споров.
|