Суббота, 20.04.2024, 10:45
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 23 » ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК РЕФОРМА ЦЕРКВИ
12:43
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК РЕФОРМА ЦЕРКВИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
КАК РЕФОРМА ЦЕРКВИ
В эпоху Возрождения синхронно формировались европей-
ские нации и утверждался абсолютизм. В этот период абсолют-
ная монархия становилась реальностью, морские путешествия
и завоевания за океаном изменяли направление развития и ритм
экономики, искусство и культура (вследствие того, что античное
наследие становилось все известнее, художники больше внима-
ния стали уделяться земному миру, мастерство их становилось
более уверенным) ориентировались на совершенно новые на-
правления; короче, можно было видеть общие изменения в этом
более активном, более урбанизованном, более образованном, бо-
лее светском, чем в XII—XIII вв., обществе. Можно ли утверж-
дать, что глубинные изменения коснулись и самой религии, оп-
ределяла ли она по-прежнему повседневную жизнь и проникала
ли в сердце каждого человека? Казалось, будто церковь Христова
скатывается в пропасть в период, когда Западная и Центральная
Европа переживала ужасную чуму, непрерывные войны и жес-
токую социальную борьбу. К тому же ее потрясли внезапные из-
менения в экономической конъюнктуре. XVI столетие оказалось
свидетелем и восстановления церкви, и ее раскола, и с того вре-
мени европейцы могли наблюдать шокирующее зрелище — нена-
висть между приверженцами христианства.
После смерти Григория XI, который возвратился из Авинь-
она в Рим в 1378 г., влиятельные группировки могущественных
кардиналов, разделенных на соперничающие партии, навязали
ошеломленному и опечаленному христианскому миру раскол,
который продолжался 39 лет. После первых столкновений като-
лическая Европа раскололась на две части: Франция, Шотландия,
Кастилия, Арагон и Неаполитанское королевство приняли сто-
рону француза Клемента VII, другие страны высказались за ита-
льянца Урбана VI. Оба первосвященника и две враждовавшие
священные коллегии отлучили друг друга от церкви и пытались
ввести в соблазн противостояния страны и королей. У каждой
партии нашлись свои пропагандисты и свои святые. Петр Ара-
гонский и Екатерина Сиенская оказались среди сторонников Ур-
бана, Винцент Феррер и Колетт де Корби поддерживали Климен-
та. Враждующие папы и их преемники, в свое время оказавшие-
ся жертвой обстоятельств, стали и последними людьми, кто
понимал, что единственный способ прекратить раскол состоял
в том, чтобы отречься. Упрямство понтификов, и в особенности
упрямство Бенедикта XIII, избранного в Авиньоне в 1394 г., на
протяжении длительного времени сопротивлялось попыткам
воссоединения. Чтобы оказывать давление на авиньонского папу,
духовенство и французское правительство дважды «отказыва-
лись от поддержки» — в 1398—1403 гг., затем еще раз с 1408-го.
Бенедикт XIII был непреклонен. Он согласился, однако, в прин-
ципе с тем, чтобы встретиться в 1407 г. со своим противником в
Савоне. Оба папы не спеша направились на встречу, но так и не
преодолели последние восемьдесят километров, которые их раз-
деляли. Многие кардиналы из обеих партий откололись от своих
первосвященников и созвали церковный собор в Пизе (1409).
Бенедикт XIII и Григорий XII были провозглашены еретиками
и низложены. Был избран новый папа, Александр V, который умер
на следующий год. Его сменил Иоанн XXIII. Теперь было уже три
папы, поскольку оба низложенных верховных понтифика не со-
гласились отречься. Иоанн XXIII, карьера которого до описывае-
мых событий была связана скорее с военной и политической де-
ятельностью, чем с церковной, а поведение иной раз было про-
сто скандальным, не мог отказать римскому королю Сигизмунду,
«преданному защитнику святой церкви», в созыве нового цер-
ковного собора в Констанце. Собор (1414—1418) не замедлил
вступить в конфликт с Иоанном XXIII, который сбежал из Кон-
станцы, но его догнали и в конце концов все-таки заставили от-
казаться от папства. Григорий XII, утративший храбрость, также
отрекся от папской власти. Напротив, Бенедикт XIII, упрямый
старик>, словно в Ноевом ковчеге, обретший убежище среди ара-
гонских скал Пиренейского полуострова, отклонял любой комп-
ромисс до самой своей смерти в 1423 г. Избрав в Констанце папу
Мартина V (1417), католический мир практически вновь обрел
единство. Собравшиеся в Констанце не только хотели прекра-
тить раскол, но и осудить гуситское учение, а главное — осуще-
ствить обещание, столь долго провозглашаемое, — «реформиро-
вать церковь, и ее голову, и ее члены». Итак, беспомощность пап
и анархия, которая царила в христианстве, давали шанс успеш-
ному развитию соборного движения. Оно опиралось на учение
Жана де Жандюна и Марсилия Падуанского, которые ставили
иласть папы в зависимость от добровольного согласия христи-
анского народа. Задолго до созыва церковного собора в Констан-
це знаменитые преподаватели университета, такие как Пьер д'Айи
и Жерсон, требовали созыва церковных ассамблей, задачей кото-
рых было наблюдение за управлением церкви в духовных и свет-
ских вопросах. Собиралась ли церковь превратиться в сословно-
мредставительную монархию? Федерацию автономных наций,
периодически высказывающуюся на своих Генеральных Штатах
о судьбах католического мира? Действительно, в Констанце свя-
тые отцы объединились и голосовали по «нациям», доктора юри-
дических наук и богословия были допущены к голосованию,
и Мартин V был избран собранием, на котором настоящие 23 кар-
динала должны допустить к голосованию 30 посланников «на-
ций». Чем были эти нововведения, возвещали ли они реформу
церкви? По правде, эту серьезную проблему стали рассматривать
очень поздно и участники достаточно утомились после осужде-
ния Яна Гуса и отречения Иоанна XXIII и Григория XI7. Однако
все-таки 30 октября 1417 г. на голосование были поставлены
18 декретов, которые были направлены по преимуществу про-
тив злоупотреблений папской властью, как финансовых, так
и судебных. Но едва избранный Мартин V поспешил предста-
вить встречный проект и начал вести переговоры с «нациями»
по отдельности относительно временных договоренностей, кото-
рые частично восстанавливали церковные выборы и сокращали
Бенедикт XIII скончался в возрасте 94 лет.
финансовые раходы папства. Церковный собор завершился в 1418 г.
в состоянии полной растерянности, при полном отсутствии еди-
ногласия. Однако он принял важное решение, имеющее принци-
пиальное значение для будущего: теперь было признано, что ав-
торитет папы подчиняется авторитету церковного собора, кото-
рый должен был отныне собираться регулярно и безусловно.
Созыв Базельского церковного собора (1431—1449) был следстви-
ем этого постановления.
Желание реформы главным образом шло от основ. Базель-
ский собор привлек относительно мало прелатов (менее сотни),
но на него съехались около четырехсот преподавателей универ-
ситета, решивших продвигаться вперед. Церковный собор вна-
чале пользовался общей симпатией христианского мира, и ЕвЛе-
ний IV, хотя и испытывал к собору глубокую враждебность, вы-
нужден был признать его каноническим (1434). На нем были
достигнуты важные результаты по различным вопросам. Под
эгидой церковного собора примирились Франция и Бургундия,
чешские подобои' были объединены с римской католической
церковью и решения о реформе были приняты в 1436 г. Однако
Евгений IV вышел победителем из конфликта, с которым он стол-
кнулся на церковном соборе. Экстремисты на этом соборе, кото-
рый желал стать учредительным собранием, не предусмотрели
вопроса о том, какие финансовые средства были оставлены пап-
ству, и главным образом, попытались низложить Евгения IV и
избрать Феликса V (1439). Глубокое потрясение перед возможно-
стью возобновления церковного раскола оказалось общим. Фран-
цузский король Карл VII и духовенство Франции, расположен-
ные к церковному собору, сразу же приняли «прагматическую
санкцию», которая под прикрытием идей галликанства и неза-
висимости по отношению к папе в действительности превраща-
ла короля в хозяина церковных бенефициев во Франции. Но они
отступили перед новой трещиной в христианской общности.
Повсюду реакция была одинаковой. Феликс V был признан только
Базелем, Страсбургом, Савойей, Миланом, Арагоном и Баварией.
Умеренные участники покинули Базельский собор, которому Ев-
гений IV противопоставил с 1438 г. другой церковный собор. Этот
собор сначала обосновался в Ферраре, а затем во Флоренции.
Итак, именно во Флоренцию прибыл император Константино-
поля, и именно Евгения IV он признал как преемника апостола
Петра. Успех (хотя и не имевший будущего) в восстановлении
единства греческой и латинской церкви (1439) поднял престиж
Евгения IV. Смерть этого папы в 1447 г. (на смену ему пришел
гуманист Николай V, который при помощи другого гуманиста
Энея Сильвия Пикколомини вел переговоры о присоединении
Германии к Святому престолу) завершила дискредитацию базель-
ских экстремистов. Кроме того, Феликс V оказался в изоляции
и отказался от борьбы (1449). Церковные соборы не преуспели в
реформе церкви, тем более ее не удалось осуществить папам, чей
понтификат приходится на период между 1450 г. и выступле-
нием Лютера.
* * *
В 1434 г. Евгений IV писал отцам церковного собора в Ба-
зеле: «В теле церкви от подошвы до макушки нет ни единой здо-
ровой части». Пятьюдесятью годами позже представитель духо-
венства в Туре был настроен не менее пессимистически: «В каж-
дом монастыре, — утверждал он, — нет больше ни правил, ни
набожности, ни религиозной дисциплины, равно среди духовен-
ства возникло множество беспорядков, к великому ущербу для
всего христианского мира». В результате столь категорических об-
винений многие историки на протяжении длительного времени
трактовали «злоупотребления» любого порядка, которых хвата-
ло тогда в церкви, как главную причину Реформации. Действи-
тельно, когда она обрушилась, то накопление бенефиций, ком-
менда и непроживание в монастыре стали чуть ли не правилом.
Монашеская жизнь была, кажется, в бесспорном упадке. Пико
делла Мирандола и Эразм клеймили жизнь монастырей, состав
которых часто вызывал сожаление. Есть ли необходимость напо-
минать о сатирах Эразма и Рабле, направленных против монахов?
Или о гнусной роли, которую Маргарита Наваррская в своих но-
веллах нередко заставляет играть нищенствующих монахов? Кро-
ме того, доминиканцы и францисканцы исчерпали свои силы в
мелочных ссорах. Францисканцы, в свою очередь, разделились на
две соперничающие группы — обсервантов и конвентуалов. На-
конец, нищенствующие и светские часто противостояли друг дру-
гу, первые пытались вытеснить вторых в приходской жизни. Прав-
да и то, что низшее духовенство, в свою очередь, оставляло желать
лучшего. Именно малопоучительная картина его деятельности
создается многочисленными документами — сатиры Себастьяна
Бранта и Эразма, проповеди пламенных проповедников, пастыр-
ские записи о посещениях, архивы должностных лиц. Там часто речь
идет о грубых, сварливых священниках, священниках, имеющих
наложниц. Имелись и еще более серьезные случаи: священники
малообразованны и слишком бедны, главным образом в сельской
местности, многие бенефициарии не проживали в своих бенефи-
циях, и, более того, их приходилось заменять служителями культа
за вознаграждение. Священник должен был трудиться, таким об-
разом, часто для того, чтобы выжить; иногда он «торговал» таин-
ствами. Места культа плохо поддерживались, основам религии
плохо обучали, таинств было немного, и они плохо распределя-
лись. В своем капитальном труде Ж. Туссаэр показал, что в таком
христианском регионе, как Фландрия, верующим (грубой толпе
еще с языческими инстинктами) предлагалось «христианство, ко-
торое включало 80 % морали, 15 % догматики и 5 % таинств». Итак,
епископы все более и более забывали о том, что их имя «означает
тяжелый труд, бдительность, внимание» (Эразм). Духовенство ча-
сто формировалось из дворянства, нанимавшегося в Германии
в армию, а в других местах его представители становились совет-
никами, которым внимали государи. С 1436 по 1444 г. в совете Кар-
ла VII заседало шесть епископов, у них не было и тени сомнений
в том, что они могут заседать, и они забывали посещать свою епар-
хию. Чем выше мы взбираемся по уровням церковной иерархии,
тем большей кажется скандальность поведения ее представителей.
В Риме, испорченном роскошью Ренессанса, кардиналы, уже выс-
меянные Петраркой, — более чем прежде, — «сатрапы, поднятые
на лошадях, покрытых золотом и... подкованных золотом...». Свя-
тая Бригитта Шведская требовала подавления этих «бесполезных».
Что касается пап, «которые своим молчанием о Христе позволяют
забывать о нем», то, как утверждал Эразм, они «связывают его сво-
ими гнусными законами, искажают его учение своими за уши при-
тянутыми толкованиями и убивают его своей гнусной жизнью»1.
Сикст IV позволил себе участие в подготовке заговора Пацци;
Иннокентий VIII приглашает всю высшую итальянскую знать на
свадьбу своего сына; Александр VI, папа, торгующий духовными
благами (по этой причине Савонарола поносил его), покрывал
своей властью преступления и честолюбивые помыслы своего сына
Чезаре; Юлий II, «дряхлый старик», проявлял в войне пылкость
молодого человека. Его преемник, Лев X, — человек, более мир-
ный по своему нраву, имел грех страстной любви к театру. В эпоху
Лютера ему лучше бы было заниматься чем-нибудь другим.
Что удивительного, если христианство, направляемое подоб-
ным образом и помещенное в подобные рамки, накануне Рефор-
мации создает впечатление хаоса? Литургия растерялась перед но-
иыми формулами благочестия. Следовало ли хвататься за таинства
или за четки, или спасаться мессой, — мессой, которую большин-
ство верующих не понимало, — или же идти крестным ходом за
liora и святых? Многобожие, кажется, возрождалось. Христиане,
преследуемые страхом смерти и ада, пытаются теперь укрыться
широким плащом Богоматери и, пытаясь увериться в спасении,
нынуждены покупать индульгенции. Покаяние приобретает, таким
образом, зловещий характер, и индульгенции предлагаются, слов-
но выигрыши в вещевых лотереях. В это время всем и всюду ме-
рещится бродящий дьявол. В атмосфере, исполненной страха,
к XV в. начинается охота на колдунов и в еще большей мере на
исдьм, которая прекратится только в 1648 г. Каким же образом
христианская Европа, утратившая христианские основы, разры-
каемая многочисленными внутренними конфликтами, могла со-
противляться посягательствам неверных? Христиане, уже потер-
певшие поражение при Никополе (1396) и Варне (1444), не суме-
ли воспрепятствовать падению Константинополя (1453). Они
остались глухи к обращениям, трогательным, но анахроничным,
Каликста III и Пия II, которые пытались активизировать идею
Крестового похода. Кризис церкви, таким образом, проявлялся во
всех отношениях. Сжигая святых людей, таких как Ян Гус (1415)
и Савонарола (1498), отказавшись слушать призывы к обновле-
нию, церковь столкнулась с ударом, нанесенным из Виттенберга,
гораздо более сильным: Лютер (1483—1546) соединил с богослов-
ской наукой Виклифа пылкость Яна Гуса. Начиная с момента, ко-
гда брат Мартин (без малейшего помышления о том, чтобы вос-
ставать против Рима) прибил 31 октября 1517 г. свои 95 тезисов
к дверям церкви в Виттенберге, трещина в католическом мире ста-
ла увеличиваться с обескураживающей скоростью. Примерно че-
рез четыре года Лютера, превратившегося в самого знаменитого
человека в Германии, отлучили от церкви, он был изгнан из импе-
рии. Вскоре он тайком был привезен в Вартбург по инициативе
своего сторонника Фридрх*ха Саксонского. Но еще до отлучения
от церкви за один год (1520) Лютер написал четыре фундамен-
тальных сочинения, которым суждено было стать основой ре-
формационного богословия: «О папстве в Риме», «Обращение к
христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пле-
нении церкви», трактат «О свободе совести христианина». В Варт-
бурге в 1522 г. Лютер начал переводить Библию, эту работу он про-
должил уже в Виттенберге, куда мог возвратиться, поскольку его
безопасности уже ничто не угрожало. Действительно, большая
часть Германии разделила его взгляды: гуманисты, например Ме-
ланхтон, который стал его первым учеником, художники, такие как
Дюрер, Кранах, Гольбейн, мелкое рыцарство под предводитель-
ством Франца фон Зикингена и Ульриха фон Гуттена, городская
буржуазия и князья. Когда на сейме в 1529 г. пожелали снова вве-
сти в действие Вормсский эдикт, по которому реформатор должен
был подвергнуться имперской опале, то шесть князей и четыр-
надцать городов опротестовали это предложение — отсюда и воз-
никло название «протестанты». В 1530 г. Меланхтон составил «Ауг-
бургское исповедание». Начиная с 1531 г. с переменчивым успехом
велась война между войсками пролютеровской Шмалькальден-
ской лиги ' и союзниками Карла V. Когда противники императора
получили поддержку Франции, он предоставил своему брату Фер-
динанду в 1555 г. возможность согласиться с религиозным раско-
пом в Германии. К этому времени две трети страны стали люте-
ранскими. В то же время Реформация широко распространилась
и за пределами Германии. Вся Скандинавия качнулась в сторону
протестантов. Релитиозные волнения стали интенсивнее в Ни-
дерландах. В Страсбурге протестантизм был установлен в 1523—
1524 гг. Большая часть Швейцарии отказалась от Римской церкви:
Цюрих в 1523 г. вслед за Цвингли, Сен-Галлен — в 1524 г., Берн —
ч 1528 г., Базель в 1529 г.— после приглашения Эколампадия, Нёф-
шатель — в 1530-м, Женева — в 1535 г. по подстрекательству Фа-
реля. С 1523 г. Фарель создавал в Париже первую во Франции про-
тестантскую церковь, и первый французский протестантский му-
ченик в тот же год был казнен. Одиннадцатью годами позже
разразилось «дело о плакатах», которое так сильно разгневало
Франциска I. В Англии Томас Кромвель, который подтолкнул Ген-
риха VIII к тому, чтобы он порвал с Римом (отлучение от церкви
государя и «Акт о супрематии», 1534)., придерживался лютеран-
ских убеждений. В 1528 г. погиб первый протестантский мученик
в Шотландии. В Севилье и Вальядолиде и особенно в Неаполе (кру-
жок Хуана Вальдеса) и Ферраре (при дворе Ренаты Французской)
было популярно учение Лютера. В Чехии, где почва уже была под-
готовлена Яном Гусом, в Моравии и, главным образом, в Венгрии
и Трансильвании широкие слои населения также оказались сто-
ронниками Реформации. Наконец, к 1555 г. лютеранство приобре-
ло многочисленных сторонников в Верхней и Нижней Австрии,
Штирии, Каринтии и Крайне, Познани и Литве.
Смерть Лютера в 1546 г. вызвала кризис внутри государств,
которые были связаны условием Аугсбургского мира, и кризис
этот продолжался более 40 лет. Но в тот момент, когда лютеран-
ство стало выдыхаться, Кальвин (1509—1564) дал вторую жизнь
и новые силы Реформации. Кальвин был приглашен в Женеву
Фарелем, через два года был изгнан из города (1536), но в 1541 г.
вновь был призван женевцами обратно и оставался там до конца
своих дней. Автор «Наставлений в христианской вере» стал вто-
рым «отцом Реформации», а город Лемана стал протестантским
Римом. Именно оттуда выходили пасторы, которые во Франции
и Нидерландах взяли в свои руки руководство многочисленными
группами «исповедующих новое течение», до этого плохо орга-
низованных. С другой стороны, Джон Нокс, который к 1560 г.
добился триумфа пресвитерианства в Шотландии, дважды по-
сетил Женеву, где началась его дружба с Кальвином. Он был так-
же чем-то вроде советника по религиозным делам при моло-
дом Эдуарде VI Английском, в котором он хотел видеть нового
Иосию. Однако Эдуард царствовал только шесть лет (1547—
1553). Смерть короля, вступление на престол Марии Тюдор, ко-
торая была католичкой, а затем приход к власти Елизаветы
(1558), остававшейся довольно безразличной к вопросам дог-
матики, лишили Англию шансов на проведение Реформации по
швейцарскому образцу. Однако «39 статей»1, принятые в 1563 г.
и закрепившие основы англиканской церкви, сочетали культ и
церковную иерархию, внешне остававшиеся католическими, с
богословием, по преимуществу кальвинистского толка. Кроме
того, в Англии развивается мощное пуританское движение, ко-
торое впоследствии привело страну к гражданской войне. Оно
было враждебно и «католическому идолопоклонничеству», и
епископату, который они рассматривали как «прожорливых
волков» и «слуг Люцифера». Во второй половине XVI — начале
XVII столетия цвинглианско-кальвинистская Реформация —
выражение более точное, чем понятие «кальвинизм», — торже-
ствовала в рейнском Пфальце, где был составлен знаменитый
Гейдельбергский катехизис (1563), и распространялась по Вос-
точной Фрисландии, где стала религией ландграфов Гессен-Кас-
сельских и Бранденбургских курфюрстов. Она продвинулась на
восток и охватила ту часть Венгрии, которая перешла под ту-
рецкое господство. Главным образом она оказалась официаль-
но признана в Соединенных Провинциях, восставших против
Филиппа II и отделившихся от Нидерландов с 1581 г. Во Фран-
ции, по сведениям Колиньи, в 1562 г. насчитывалось более 2150
«союзов» сторонников Реформации, которые объединяли чет-
верть населения королевства. Впрочем, начиная с 1560 г. дви-
жение протестантизма ослабевает и протестанты сталкиваются
с более сильной католической обороной.
Сопротивление римской церкви, паства которой, конечно,
уменьшилась, но не была уничтожена, усилилось при понтифи-
кате Павла III (1534—1549). Действительно, именно он одобрил
уставы Общества иезуитов (1540), создал инквизицию (1542),
созвал Тридентский (1545) экуменический церковный собор,
К которому призывал Лютер в своих обращениях. Папство, од-
нако, долго сомневалось в необходимости его созыва, памятуя
0 прецедентах Констанцского и Базельского соборов. Тем не ме-
нее церковный собор, несмотря на трудности его проведения (он
растянулся на восемнадцать лет и был дважды распущен) при-
нял значительные решения — определил свое учение: поддержал
догмат о добрых делах (т. е. свободу выбора) в доктрине спасе-
ния, сохранил семь таинств, безоговорочно подтвердил тезис о ре-
альном присутствии плоти и крови при причащении, составил
катехизис, обязал епископов находиться в своем диоцезе, а свя-
щенников — служить мессу, принял решение о создании семи-
нарий. Но этот церковный собор принял также решение об от-
казе вести диалог с протестантами, окончательно отнесенными
к категории «еретиков». Он выступил также против брака свя-
щенников, как и против причащения под двумя видами, столь
дорогого Лютеру и уже принятого подобоями в Чехии. Церков-
ный собор в пику Лютеру и Цвингли, которые высмеивали ин-
дульгенции и паломничества, в пику Кальвину, который ирони-
зировал по поводу реликвий, сохранил все традиционные фор-
мы благочестия. Он подтвердил культ святых. Он постановил, что
Вульгата святого Иеронима ! есть аутентичный текст Писания, и
сохранил латинский язык для богослужения. Через год после
окончания церковного собора Пий IV опубликовал первый «Ин-
декс запрещенных авторов и книг». Все сочинения Эразма, скон-
чавшегося в 1536 г., фигурировали там с пометкой «damnatus primae
classis»2. Это осуждение означало отказ от гуманистической
i Святой Иероним (ок. 340—420) — один из великих отцов и учителей хри-
стианской церкви. Б 382—384 гг. перевел Новый Завет и псалмы на латинский
язык, опираясь на общепризнанные греческие списки. В 386 г. поселился в Виф-
лееме, где завершил перевод Ветхого Завета с греческого, затем уточнил текст,
переведя его с древнееврейского. Под названием Вульгаты перевод Священного
Писания, сделанный св. Иеронимом, принят Римско-католической церковью и счи-
тается каноническим.
попытки примирения. Эразм не одобрил отлучение от церкви
Лютера, поскольку всегда порицал чрезмерное насилие. Он окон-
чательно порвал с Лютером в 1525 г., защищая принцип «свобо-
ды воли» против лютеровского принципа «рабства воли»1. Его
преференции вели к идее о такой церкви, где богословские дис-
куссии были бы свободны, а упражнения в христианских добро-
детелях предпочтительнее доктринерских споров.
Просмотров: 787 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика