Территории, примыкающие с востока к Средиземному морю (в древности—
Ханаан), играли исключительно важную роль «моста» между древними цивилизациями.
Проходящие там караванные пути связывали между собой Египет, Малую Азию,
Месопотамию, Закавказье, а морские порты служили окном в Эгейский мир.
Исторически эта территория делилась на Сирию (от Евфрата до моря), Финикию
(прибрежную полосу) и Палестину. К концу III—II тыс. до н. э. там
возникло много политически самостоятельных и враждовавших между собой
городов-государств. Крупнейшие из них в Сирии — Алалах и Эбла; в Палестине —
Мегиддо, Иерусалим, Хацор; в Финикии — Библ, Сидон, Тир, Угарит и др. Они Пыли
ареной столкновений интересов крупных государств.
Финикия. Располагая удобными гаванями, финикийцы
заняли господствующие позиции в международной торговле. Они вывозили прежде
всего ценную древесину — дуб (для кораблестроения), ливанский кедр (его в
огромных количествах закупали египтяне — для саркофагов), а также прославленные
изделия ремесла — сосуды из непрозрачного цветного стекла, шерстяные ткани,
окрашенные в пурпур. Само название «Финикия» в переводе с греческого означает
«страна пурпура». Состав этой краски, добываемой из морских моллюсков, держали
в секрете. Пурпурный цвет высоко ценился как один из символов царской власти.
Финикия стала важнейшим центром посреднической
торговли самым ценным сырьем — металлами (медью, серебром, железом) и рабами.
О финикийцах по всему Средиземноморью шла дурная слава как о работорговцах и
пиратах, охотившихся за людьми.
13 снмой Финикии множество рабов трудилось в мастерских.
Финикийцы считались лучшими мореходами древности. Они первыми достигли
Иснинии, Гибралтара, Британии. Около 600г. до н. э. финикийцы по поручению
фараона Нехо обогнули Африку. Они первыми начали осно-иышггь колонии на
побережье Средиземного моря. Самая знаменитая из них — Карфаген в
Северной Африке (совр. Тунис). Самое большое дости-тиыие финикийцев — создание
в XIII в. до н. э. алфавита из 22 согласных ГСукв: он
послужил (после усовершенствования его греками и другими породами) основой для
большинства алфавитов мира.
Политическая история финикийских городов была сложной. В XVI в. до н. э. они входили
в сферу влияния Египта, позднее — хеттов. В XI— VIII вв. до н. э. часть из
них объединилась в Тиро-Сидонское государство со столицей в Тире. Самым
известным его царем был Хирам (X в. до н. э.),
прославившийся строительством роскошного дворца. В VIII—VI вв. до н. э. царство
находилось в центре внимания великих держав, борющихся за господство в
Передней Азии. В 701 г. до н. э. территория Финикии стала частью ассирийской
державы, с ее упадком признала (ок. 570 г. до н. э.) верховную власть
Вавилонии, а затем добровольно подчинилась персидской империи Ахеменидов.
Палестина — узкая полоса побережья к югу от
Финикии. С XVI в. ';о н. э. она находилась в зависимости, а
потом и под властью Египта, •I затем и хеттов. Около
1300-х годов до н. э. здесь расселились ското-юдческие западносемитские
племена — предки евреев. Они покорили коренное население (ханаанеев), а
потом почти век боролись с воинственными племенами пелесет — филистимлянами
(входившими в число так называемых народов моря), занявшими берег
Средиземного моря. Их имя '(нло название Палестина самой стране.
Израильско-Иудейское царство. В конце XII в. до н. э. в Палестине •ложился союз 12
древнееврейских племен (колен) с выборными вождями->1С|>оцами
(судьями). В XI в. до н. э. образовалось Израильско-Иудейское
1,прство. Его расцвет связан с царем Давидом (ок. 1004—965
гг. до н. э.), /дичливым правителем и полководцем; при нем крепость Иерусалим
стала столицей. Его сын Соломон (965—928 гг. до н. э.), прославленный
потомками :ш мудрость, построил в Иерусалиме огромный храм Яхве, племенного
ни'н-ггокровителя, и великолепный царский дворец.
По объединение оказалось непрочным: родовая
знать сопротивля-пкч! усилению царской власти, народ был недоволен введением
нало-чН1. После смерти Соломона государство распалось на два небольших Мфстнн:
северное, Израиль (со столицей в г. Самария), и южное, Иудейского (со
столицей в Иерусалиме). Соперничество и распри между ними продолжались.
Судьбы Израиля и Иудеи. В 722 г. до н. э.
Израильское царство было уничтожено ассирийским царем Саргоном II, Самарию стерли с лица земли, большинство
населения угнали в плен. Царю Иудеи удалось сохранить независимость, уступив
часть своей территории и выплатив огромную дань. Но в 587 г. до н. э.
независимое Иудейское царство было тоже уничтожено нововавилонским царем
Навуходоносором II.
Стены Иерусалима и храм Соломона были снесены до основания, а десятая часть
населения (в основном жрецы, ремесленники и знать) угнана в «плен вавилонский».
После разгрома халдейского Вавилона в 539 г. до н. э. персы разрешили евреям
вернуться домой и восстановить храм Яхве, но независимости их
стране не дали.
Именно в плену жрецы записали священную историю
древних евреев и изречения иудейских пророков, которые впоследствии составили
древнейшую часть Библии — Ветхий Завет.
Движение пророков. Гибель государства и
«вавилонский плен» вызвали к жизни движение так называемых народных пророков (VIII—VI вв. до н. э.). Не являясь храмовыми жрецами, но считая себя
выразителями воли Яхве, они страстно обличали социальную несправедливость и
забвение заветов Яхве, который, наказывая бедствиями, старается вывести
«избранный народ» на путь истины — почитания единственного бога. Так начинает
формироваться идея единобожия (монотеизма), легшая в основу новой
религии древних евреев — иудаизма, который позднее стал, преодолев
сопротивление общества, государственной религией.
|