Вопросы и задания 1. Как повлияли события Первой мировой войны и послевоенных лет на освободительные движения в странах Азии? 2. Объясните, что способствовало модернизации Турции в 1920—1930-е годы.
3. *В чем вы видите причины того, что Монголия избрала путь «к социализм' минуя капитализм»? 4. Какие изменения произошли в освободительной борьбе в Китае в 1920- годы по сравнению с началом века? 5. Сравните освободительную борьбу в Китае и Индии в 1920-е годы (задач^ участники; лидеры; формы борьбы; итоги). 6. *Как вы думаете, почему борьба населения Индии не удержалась в рамка «ненасильственного сопротивления»? 7. *Выскажите ваше отношение к идеям и тактике «ненасильственного сопротивления». В чем, с вашей точки зрения, состоят их достоинства и недостатки? Могут ли они быть эффективными в современном обществе? 8. *Дайте оценку роли лидеров в освободительных движениях в странах Азии (1920—1930-е годы). Какое значение имели их личные качества? Приведите примеры. Изучаем источники, решаем проблемы Задание 1. О преобразованиях в Турции. «Серия реформ была связана с секуляризацией государства. Ислам, вначале объявленный государственной религией, вскоре потерял этот статус и бы.: низведен до уровня отделенной от школы и государства религии... Ни одно и, исламских государств никогда не совершало одним ударом столь радикальных преобразований, высвобождавших страну из жесткой паутины ислама Символом этого освобождения было не только уравнивание в правах женщин, но также и принятое в специальных законах и обязательное для всего населения распоряжение перейти на европейскую форму одежды, европейский календарь и летосчисление, гражданскую форму брака с ликвидацией многоженства и введение фамилий с упразднением старых форм общения (бей, паша, эфенди и т. п.)... Был принят латинизированный алфавит, заменивший арабский и облегчивший обучение в многочисленных заново создававшихся по европейскому стандарту начальных и средних школах, специальных и высших учебных заведениях. Упразднение шариатского суда сопровождалось введением судопроизводства по европейскому образцу, что повлекло за собой необходимость создания кадров юридически подготовленных специалистов, прежде всего адвокатов (и поныне это одна из самых почтенных профессий в стране)». Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 149 Как вы определите сущность названных преобразований? Какими методами они проводились? Предположите (смоделируйте), каким было отношение разных слоев населения к этим новшествам.
Задание 2. Об особенностях освободительной борьбы в Китае. В 1923 г. делегация Гоминьдана во главе с Чан Кайши приехала в Москву для обсуждения вопросов о советской военной и политической помощи Гоминьдану. Китайских представителей ознакомили с историей и опытом политической деятельности большевистской партии, постановкой военного дела в СССР. Состоялась и встреча Чан Кайши с китайской молодежью, учившейся и работавшей в советской стране. Вот ее описание. «Для передовой части китайских студентов и представителей интеллигенции в те годы характерна была тяга к изучению, пониманию социализма, интернационалистских основ марксизма. Китайцы, проживавшие в Москве, обратили внимание на посланника Сунь Ятсена. Их в немалой степени интересовал вопрос, что все же представляет собой Чан Кайши? Ординарный милитарист? Рядовой функционер Гоминьдана? В начале октября они собрались, чтобы послушать рассказ Чана о деятельности Сунь Ятсена в революции. Рассуждения представителя Сунь Ятсена вызвали бурную реакцию слушателей. Разве Маркс не сказал? <...> Разве русский опыт не доказывает? <...> Слушателям не понадобилось много времени, чтобы убедиться в теоретической беспомощности оратора. В его ответе прозвучало безразличие к интернациональному, политическому опыту революционеров. "Я не говорил о России! — вызывающе заявил Чан. — <...> Я веду речь о Китае. Вы должны изучать больше вашу собственную страну, прежде чем столь бойко рассуждать об иностранной теории". Некоторые слушатели отреагировали сразу же: "Национализм! Отъявленный национализм!" — послышались голоса». Цит. по: Воронцов В. Б. Судьба китайского Бонапарта. М., 1989. С. 38. Определите, в чем состояла сущность спора. Какие две тенденции в идеологии освободительных движений того времени нашли в нем отражение? О каких взглядах Чан Кайши свидетельствовали его высказывания? Как они проявились в его дальнейшей деятельности? Задание 3. М. К. Ганди и Индийский национальный конгресс. Из книги Дж. Неру «Открытие Индии»: «Когда Ганди впервые вступил в Индийский национальный конгресс, он немедленно полностью изменил его устав. Он превратил Конгресс в демократическую и массовую организацию. Конгресс и прежде был демократической организацией, но его состав был ограничен представителями высших классов. Теперь в него устремились крестьяне, и в своем новом виде он стал приобретать характер широкой крестьянской организации с большой прослойкой представителей средних классов. Преобладание крестьян в дальнейшем усилилось. Пришли также и промышленные рабочие, но поодиночке, а не в организованном порядке. Основой и целью этой организации стало действие, осуществляемое мирными средствами... Был выработан новый метод действия: являясь абсолютно мирным, он тем не менее заключал в себе неподчинение тому, что считал ос неправильным... Ганди был пацифист своеобразного типа, ибо он был челе век действия, преисполненный динамической энергии. В нем не было покорности судьбе или чему-либо, что он считал злом; он был всегда готов к сопротивлению, но это сопротивление было мирное и проявлялось в учтиво) форме ». Неру Дж. Открытие Индии. М., 1989. Кн. 2. С. 127 В чем заключалась суть позиции Ганди? Чем она отличалась от взглядов других политических лидеров того времени? *Как вы полагаете, какую роль в освободительном движении народов Индии сыграли нравственные ценности, провозглашенных Махатмой Ганди?
|