Вторник, 26.09.2017, 14:04
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 11 » Тоталитаризм и культура
22:13
Тоталитаризм и культура

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920—1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизиро­вать нацию... Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть италь­янцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрож­дения». Культура, так же как и другие сферы общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Акаде­мия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искус­ства. В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое И. Геббельсом, организовало Имперскую палату культу­ры, куда вошли семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся члена­ми палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.

Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жестких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под весьма выразительными названия­ми «Признаки разложения в искусстве», «Выставка дегенеративного искус­ства», на которых произведения художников-модернистов объявлялись «вы­рожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произве­дений иностранных мастеров — В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятни­ки, например работы Э. Барлаха, посвященные павшим на войне (их объяви­ли «оскорбительными для национальных чувств немцев»). В архитектуре попал под огонь критики функционализм, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР она также подвергалась гонениям, но уже как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В Германии получили поддержку и развитие идеи писателя и философа Ф. Ницше (1844—1900) — отрицание общепринятых христианских ценностей как «морали рабов», культ сильной личности, возвеличивание «сверхчеловека» будущего. Ницшеанство стало одной из основ нацистского мировоззрения, оказало воздействие на творчество художников в разных странах (среди них был, например, известный итальянский писатель Г. Д'Аннунцио). В архитекту­ре и искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порожденного им «сверхчеловека».

В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпоч­тение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат — защитник Родины». Особое направление в живописи и скульптуре каждого тоталитарного общества составляли пор­треты и сюжетные картины, изобра­жавшие вождей.

   Внимание, которое уделялось в тоталитарном обществе зрелищным искусствам, особенно ощущалось в наиболее массовом из них — кино. Здесь устанавливались жесткие ка­ноны как для документальных лент, носивших ярко выраженный пропа­гандистский характер, так и для художественных фильмов. Значи­тельное место среди последних зани­мали развлекательные фильмы, му­зыкальные комедии. Приобретавший все большую массовость и популяр­ность спорт также не обходился без идейного руководства.


Вопросы и задания

1.   Подтвердились ли предчувствия перемен, гибели старого общества, высказанные российскими и европейскими философами в начале XX века? "Как вы
полагаете, на чем могли основываться подобные предвидения в те годы?

2.   Объясните, в чем состояли основные различия между художественными течениями реализма и модернизма. Приведите примеры.

3.   Охарактеризуйте отдельные направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, как влиял собственный жизненный опыт
писателей
на их идейно-художественные позиции?

4.   В чем выражалось и чем было порождено новаторство мексиканской школы
монументальной
живописи?

5.   Раскройте, в чем состояли общие черты культурной политики в тоталитарных
государствах.

6.   "Составьте сравнительную характеристику развития культуры в 19201930-е
годы в СССР и зарубежных странах (используйте учебник по отечественной
истории
). Существовали ли черты сходства? В чем заключались особенности
развития
советской культуры?

Изучаем источники, решаем проблемы

Задание 1. О творчестве Ф. Кафки.

«Понадобился тяжкий и кровавый опыт Второй мировой войны, централизо­ванных изуверских режимов, малых и больших, уничтожения десятков миллионов людей, тотального гнета идеологических штампов, обезличения и обескровливания поколений и обществ — понадобилось все это, чтобы в новом необычайно резком свете предстали болезненность и призрачность художественного мира Кафки. Чтобы произошел процесс узнавания — в вымышленном реального и в необычном повседневного».

Ю. В. Манн. Франц Кафка: Голый среди одетых // Известия. 25 сентября 1991 г.

*Чем вы объясните приведенный пример «опережения» художником своего времени,    предвидения будущего? Можете ли вы назвать другие случаи такого рода? Что ле­жит в их основе?

Задание 2. О творчестве Ч. Чаплина.

А. Французская критика о первом полнометражном фильме Чаплина «Пари­жанка» (1923):

Чаплин «не пощадил ничего из человеческой подлости и глупости. Здесь все выведено наружу. Это величайшая пощечина обществу».

Б. Французский художник Ф. Леже в те же годы заметил: «Искусство изобре­тать — это Чаплин, искусство подражать — это другие».

Цит. по: Кукаркин А. Чарльз Чаплин и его фильмы. М., 1966. С. 74—75.

На какие стороны творчества Чаплина обращено внимание в одном и другом высказывании? Чем вы объясните то, что критик и художник имеют разный угол зрения?

Просмотров: 4510 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Тоталитаризм и культура | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Октябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика