Тоталитаризм
и культура
Особое положение
сложилось в 1920—1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные
режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим
фашизировать нацию... Фашизм
должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы
эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы
общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы
государственная Академия и
Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства. В Германии министерство народного просвещения
и пропаганды, возглавляемое И. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры,
куда вошли семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и
изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься
художественной деятельностью.
Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жестких
методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться
выставки под весьма выразительными названиями «Признаки разложения в
искусстве», «Выставка дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявлялись «вырожденческими».
Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров — В. Ван Гога, А. Матисса,
П. Пикассо, В. В. Кандинского, М.
Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам
нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвященные павшим на войне (их объявили «оскорбительными для национальных чувств
немцев»). В архитектуре попал под
огонь критики функционализм, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз».
По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР она также
подвергалась гонениям, но уже как проявление чуждой буржуазной культуры).
Что предлагалось
взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало
господствовавшей идеологии. В Германии получили поддержку и развитие идеи писателя и
философа Ф. Ницше (1844—1900) — отрицание общепринятых христианских
ценностей как «морали рабов», культ сильной личности, возвеличивание «сверхчеловека»
будущего. Ницшеанство стало одной из основ нацистского мировоззрения, оказало воздействие на творчество художников в разных
странах (среди них был, например, известный итальянский писатель Г. Д'Аннунцио).
В архитектуре и искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить
величие нового общества и порожденного им «сверхчеловека». В немецкой живописи, вытеснив модернистские
поиски и «потоки подсознания»,
утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам
«немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать»,
«немецкий солдат — защитник Родины». Особое направление в живописи и скульптуре каждого тоталитарного
общества составляли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Внимание, которое уделялось в тоталитарном обществе зрелищным искусствам,
особенно ощущалось в наиболее
массовом из них — кино. Здесь
устанавливались жесткие каноны как
для документальных лент, носивших
ярко выраженный пропагандистский
характер, так и для художественных
фильмов. Значительное место среди
последних занимали развлекательные
фильмы, музыкальные комедии.
Приобретавший все большую массовость
и популярность спорт также не обходился без идейного руководства.
Вопросы и задания
1.
Подтвердились ли предчувствия перемен, гибели старого общества, высказанные российскими и европейскими философами в начале XX века? "Как вы
полагаете, на чем могли основываться подобные предвидения в те годы?
2.
Объясните, в чем состояли основные различия между художественными течениями реализма и модернизма. Приведите примеры.
3.
Охарактеризуйте отдельные направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, как влиял собственный жизненный опыт
писателей на их идейно-художественные позиции?
4.
В чем выражалось и чем было порождено новаторство мексиканской школы
монументальной живописи?
5.
Раскройте, в чем состояли общие черты культурной политики в тоталитарных
государствах.
6.
"Составьте сравнительную характеристику развития культуры в 1920—1930-е
годы в СССР и зарубежных странах (используйте учебник по отечественной
истории). Существовали ли черты сходства? В чем заключались особенности
развития советской культуры?
Изучаем источники, решаем проблемы
Задание 1. О творчестве Ф. Кафки.
«Понадобился тяжкий и кровавый опыт Второй
мировой войны, централизованных изуверских режимов, малых и больших, уничтожения
десятков миллионов
людей, тотального гнета идеологических штампов, обезличения и обескровливания
поколений и обществ — понадобилось все это, чтобы в новом необычайно
резком свете предстали болезненность и призрачность художественного мира Кафки.
Чтобы произошел процесс узнавания — в вымышленном реального и в необычном
повседневного».
Ю. В. Манн. Франц Кафка: Голый среди одетых // Известия. 25 сентября
1991 г.
*Чем вы объясните приведенный пример «опережения» художником своего времени, предвидения будущего? Можете ли вы назвать другие случаи такого рода? Что лежит в их основе?
Задание 2. О творчестве Ч.
Чаплина.
А. Французская критика о первом полнометражном
фильме Чаплина «Парижанка» (1923):
Чаплин «не пощадил ничего из человеческой подлости и глупости.
Здесь все выведено наружу. Это величайшая
пощечина обществу».
Б. Французский художник Ф. Леже в те же годы заметил: «Искусство
изобретать — это Чаплин, искусство
подражать — это другие».
Цит. по: Кукаркин А.
Чарльз Чаплин и его фильмы. М., 1966. С. 74—75.
На какие стороны творчества Чаплина обращено внимание в одном и другом высказывании? Чем вы объясните то, что критик и художник имеют разный угол зрения?
|