страна в середине 1980-Х-1990-Е годы
В марте 1985 года после кончины К. У.
Черненко новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев.
В качестве
государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления»: вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю
развития отдельных регионов, а
история XX века — это глобальная
история,
ужасы «дикого капитализма» начала XX столетия ушли из жизни
человечества. Поэтому было необходимо скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей.
В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый — с марта 1985 года по январь
1987 года — проходил под лозунгом «больше социализма». Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л. И.
Брежнева. Развернулась борьба с
коррупцией, злоупотреблениями. Начались переосмысление исторического
прошлого, массовая реабилитация
репрессированных. Провозглашалась «гласность» — открытость, доступность информации для общества.
Вместе с тем политическая система
общества оставалась неизменной. Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников «перестройки» (с середины 80-х годов этот термин означает курс на реформирование тоталитарной системы в СССР,
приведший к значительным изменениям в
жизни общества). Следующий этап —
1987—1988 годы — можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в
котором классовое понятие демократии
было заменено общечеловеческим
(либеральным) пониманием. Высшим органом власти в стране провозглашался
съезд народных депутатов СССР (в республиках
— республиканские съезды). Выборы в высшие органы власти, которые впервые в истории советского общества были альтернативными (из нескольких кандидатур),
открыли новый этап — этап размежевания в лагере перестройки (1989— 1991 годы). В апреле 1989 года открылся I Съезд
народных депутатов СССР.
Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем
был избран М. С. Горбачев.
На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа» (Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Т. X. Гдлян, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Н. И. Травкин и др.).
В марте 1990 года III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял решение
о переходе к президентской системе правления.
Съезд избрал Президентом страны М. С. Горбачева. Было принято решение об отмене ст. 6 Конституции СССР. В октябре 1990 года был принят закон СССР «Об
общественных объединениях»,
признавший наличие в стране многопартийности. Театром наиболее ожесточенных
схваток стал XXVIII (и последний) съезд КПСС,
состоявшийся в июле 1990 года. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн в 1985 году до 15 млн человек к
лету 1990 года. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее
выделилась так называемая «демократическая
платформа», образовавшая самостоятельную
партию. С другой стороны, в июне 1990 года была создана Коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических
позициях. Б. Н. Ельцину после выхода из
КПСС удалось сплотить в единую коалицию силы различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.
В связи с
экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции, приведшие в конечном итоге к
распаду СССР. В 1988 году начался конфликт между двумя кавказскими народами (армянами и
азербайджанцами) из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но
входившей на правах автономии
в состав Азербайджана. Сепаратистское движение
разгорелось и в Прибалтийских республиках. Тем не менее уровень экономической интеграции между
республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности.
В ответ на
сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Став
председателем Верховного
Совета РСФСР, Б. Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство
российских законов над союзными, что свело
власть союзного правительства фактически к нулю. В июне 1991 года были
проведены всенародные выборы Президента РСФСР. Их выиграл Б. Н. Ельцин, набрав 57% голосов.
Планировалось подписание нового Союзного
договора, что означало бы ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства) и
на деле лишало бы центр его огромных
полномочий. Это вызвало недовольство
консервативных сил в руководстве страны. Учрежденный комитет в ночь на 19
августа объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о запрете митингов, оппозиционных партий. В Москву вводились войска.
Президент (якобы по состоянию
здоровья) отстранялся от власти. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как
попытку антиконституционного переворота, «путча». Десятки
тысяч граждан встали на защиту «Белого
Дома» — здания Верховного Совета России.
Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М. С. Горбачев возвратился в Москву, но практически потерял
свое влияние. Последний удар по
Союзу был нанесен 8 декабря 1991 года, когда руководители России,
Украины и Белоруссии Б. Н. Ельцин, Л. М.
Кравчук и С. Ю. Шушкевич, не ставя в известность М. С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о
прекращении действия Союзного договора 1922 года и ликвидации Союза СССР.
Демократизация
общества оказалась несовместимой с сохранением старой системы межнациональных
отношений. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств —
объединения,
статус которого до настоящего времени не определен. 25 декабря 1991 года ушел в
отставку с поста Президента СССР М. С. Горбачев.
Августовские события
1991 года, ликвидация СССР выдвинули задачу формирования основ новой
государственности. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие
между Советами и Президентом стало неразрешимым. Изменить же Конституцию мог
только Съезд народных депутатов или всенародный референдум.
В марте 1993 года Б.
Н. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране
президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. На основании решений референдума 21
сентября 1993 года Б. Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы».
Был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту
и поддержании его курса. Верховный Совет принял решение о смещении Президента, как
нарушившего Конституцию. Президентом был избран А. В. Руцкой. Политический кризис
привел к вооруженному столкновению (3—4 октября 1993 года) сторонников Верховного Совета
и Президента. Он завершился расстрелом парламента и его роспуском. Одержав военную победу,
Президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган —
Федеральное Собрание, состоящий их двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно
проводился референдум по новой Конституции. За новую Конституцию проголосовало
58,4% граждан, участвовавших в голосовании. Согласно Конституции Россия являлась Федеративной
демократической Республикой с президентской формой правления.
После августовских событий 1991 года,
которые привели к развалу СССР, правительство России начало форсированный
переход к рынку. Он мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому
необходимо было приватизировать (передать в частную собственность) значительную часть
предприятий.
Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров
и продуктов. Цены выросли за 6 месяцев в 10—12 раз. Все сбережения населения моментально
обесценились. Большая часть населения тем самым оказывалась за чертой бедности — не
случайно реформа была определена в народе «грабительской». Не оправдались
расчеты на
значительную финансовую поддержку Запада. Начался рост инфляции. Наиболее
острые формы принял конфликт в Чечне.
В1991 году новое руководство Чечни заявило о независимости ее от России. Президентом стал генерал Д. Дудаев, который провозгласил создание независимой чеченской республики Ичкерия (Ингушетия выделилась в самостоятельную
республику в составе России). Чеченцы захватили имущество и вооружение Советской Армии на территории республики, блокировали железные дороги и автомагистрали. Занятые политической борьбой российские власти до 1994 года не занимались всерьез чеченскими проблемами.
В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Е. Гайдара. Новым главой правительства был утвержден В. С. Черномырдин.
Следующим этапом
реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации
была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Согласно ей было проведено
акционирование государственных предприятий, 51% акций распределялся между
работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался ваучер (сумма
была определена исходя из оценки имущества
российских предприятий на 1 января 1992 года в 1 трлн 400 млрд руб.).
С1 января 1993 года на такой приватизационный чек стоимостью в 10 тысяч рублей можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была собирание средств населения и обеспечение инвестиции в производство. В социальном плане приватизации преследовалась цель: «создание класса собственников». Однако вследствие инфляции ваучеры полностью обесценились.
Зарплата рабочим не
выплачивалась месяцами, что вынуждало их продавать свои акции за бесценок. Расслоение общества резко усилилось. Приватизация не привела к росту
производства, хотя удалось создать слой крупных собственников. Реформы зашли в тупик. За период 1992—2000 годов
сменилось 6 премьеров: Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин, С. Кириенко, Е. Примаков, В. Путин. В то же время в
стране за это время были созданы все виды
рынков: товаров, услуг, труда, капиталов,
кредитов и т. д.
Ухудшение
экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие
17 декабря 1995 года. Вторая Дума
оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.
Постоянное противостояние законодательной и
президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические
вопросы не решались. Реальная политическая
власть все в большей степени сосредоточивалась в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела государственной собственности.
Переизбрание Б. Н. Ельцина в 1996
году на новый срок не привело к стабилизации в стране. 18 декабря 1999
года прошли выборы в третью Государственную Думу. Ее председателем, как и во
второй Думе, стал Г.
Селезнев. Вслед за выборами в Думу 31 декабря
1999 года Б. Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента В. В. Путину, действующему
премьеру. Согласно Конституции 26 марта 2000 года были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России
был выбран В. Путин,
премьер-министром стал М. Касьянов.
Наиболее резкие
изменения произошли в 90-х годах в области социальной сферы. Реформы ударили по
материальным интересам десятков миллионов людей. Резко выросла дифференциация по
уровню доходов, по социальному признаку. По данным на 1999 год, доходы 10% самых бедных
были в 26 раз ниже доходов 10% самых богатых. Резко сократилась продолжительность жизни (до
58 лет у мужчин и до 67 лет у женщин).
В области искусства
переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны,
российская культура
оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. С другой, сокращение государственного финансирования
поставило в крайне бедственное положение музеи, театры, библиотеки. В то же время государством тратились большие средства
для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 800-летие Российского флота, 850-летие Москвы), имеющих
идеологическое значение.
После распада Советского Союза
сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России. Россия проводила политику уступок, шла
навстречу стратегическим интересам
западных стран. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на
широкомасштабную помощь Запада.
Однако США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие
очертания, учитывающие национальные
интересы и приоритеты страны. В
феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы, а в мае 2002 года Россия и 19 стран-участниц римского
саммита подписали документы о
создании Совета Россия — НАТО.
Постепенно важнейшим
направлением внешней политики России становились поиск новых форм межнациональных отношений с «ближним
зарубежьем». Весной 1996 года в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников — России, Беларуси,
Казахстана и Киргизии, весной 1998 года
к ним присоединился Таджикистан.
Перед новой
демократической Россией стоят очень трудные и долговременные задачи. Во многом для своего
решения они требуют не только воли политического руководства страны, но и масштабных изменений
в сознании, психологии граждан.
|