Среда, 08.05.2024, 05:25
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 23 » страна в середине 1980-Х-1990-Е годы
20:31
страна в середине 1980-Х-1990-Е годы

страна в середине 1980-Х-1990-Е годы

В марте 1985 года после кончины К. У. Черненко новым Гене­ральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. В ка­честве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления»: вся предшествующая история раз­вития человечества представляет собой историю развития от­дельных регионов, а история XX века — это глобальная исто­рия, ужасы «дикого капитализма» начала XX столетия ушли из жизни человечества. Поэтому было необходимо скорректи­ровать идеологию марксизма-ленинизма в направлении призна­ния приоритета общечеловеческих ценностей.

В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый — с марта 1985 года по январь 1987 года — проходил под лозунгом «больше социализма». Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л. И. Брежнева. Раз­вернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями. Начались переосмысление исторического прошлого, массовая реабилита­ция репрессированных. Провозглашалась «гласность» — откры­тость, доступность информации для общества. Вместе с тем по­литическая система общества оставалась неизменной. Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников «пе­рестройки» (с середины 80-х годов этот термин означает курс на реформирование тоталитарной системы в СССР, приведший к значительным изменениям в жизни общества). Следующий этап — 1987—1988 годы — можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловечес­ким (либеральным) пониманием. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в рес­публиках — республиканские съезды). Выборы в высшие ор­ганы власти, которые впервые в истории советского общества были альтернативными (из нескольких кандидатур), открыли новый этап — этап размежевания в лагере перестройки (1989— 1991 годы). В апреле 1989 года открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М. С. Горбачев.

На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называе­мая «межрегиональная группа» (Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Т. X. Гдлян, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Н. И. Травкин и др.).

В марте 1990 года III внеочередной Съезд народных депута­тов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Съезд избрал Президентом страны М. С. Горбаче­ва. Было принято решение об отмене ст. 6 Конституции СССР. В октябре 1990 года был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности. Театром наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII (и по­следний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 года. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократи­лась с 21 млн в 1985 году до 15 млн человек к лету 1990 года. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась так называемая «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 года была создана Коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ор­тодоксально-коммунистических позициях. Б. Н. Ельцину после выхода из КПСС удалось сплотить в единую коалицию силы раз­личной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.

В связи с экономическим кризисом возросли сепаратист­ские тенденции, приведшие в конечном итоге к распаду СССР. В 1988 году начался конфликт между двумя кавказскими на­родами (армянами и азербайджанцами) из-за Нагорного Кара­баха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Сепаратистское дви­жение разгорелось и в Прибалтийских республиках. Тем не менее уровень экономической интеграции между республика­ми был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распрост­раняться русский национализм. Став председателем Верховно­го Совета РСФСР, Б. Н. Ельцин провозгласил суверенитет Рос­сии и верховенство российских законов над союзными, что све­ло власть союзного правительства фактически к нулю. В июне 1991 года были проведены всенародные выборы Президента РСФСР. Их выиграл Б. Н. Ельцин, набрав 57% голосов.

Планировалось подписание нового Союзного договора, что означало бы ликвидацию ряда единых государственных струк­тур (единого МВД, КГБ, армейского руководства) и на деле ли­шало бы центр его огромных полномочий. Это вызвало недоволь­ство консервативных сил в руководстве страны. Учрежденный комитет в ночь на 19 августа объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о запрете митингов, оппозиционных партий. В Москву вводились войска. Президент (якобы по состоянию здоровья) отстранялся от власти. Руко­водство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку анти­конституционного переворота, «путча». Десятки тысяч граж­дан встали на защиту «Белого Дома» — здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М. С. Гор­бачев возвратился в Москву, но практически потерял свое влия­ние. Последний удар по Союзу был нанесен 8 декабря 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ель­цин, Л. М. Кравчук и С. Ю. Шушкевич, не ставя в известность М. С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союз­ного договора 1922 года и ликвидации Союза СССР. Демократи­зация общества оказалась несовместимой с сохранением старой системы межнациональных отношений. Вместо СССР провоз­глашалось создание Содружества Независимых Государств объединения, статус которого до настоящего времени не опре­делен. 25 декабря 1991 года ушел в отставку с поста Прези­дента СССР М. С. Горбачев.

Августовские события 1991 года, ликвидация СССР выдви­нули задачу формирования основ новой государственности. Цен­тром оппозиции становится Верховный Совет Российской Феде­рации. Противоречие между Советами и Президентом стало неразрешимым. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум.

В марте 1993 года Б. Н. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. На основании реше­ний референдума 21 сентября 1993 года Б. Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Верховный Со­вет принял решение о смещении Президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А. В. Руцкой. Полити­ческий кризис привел к вооруженному столкновению (3—4 ок­тября 1993 года) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом парламента и его роспуском. Одер­жав военную победу, Президент издал Указ о проведении выбо­ров в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы. Одновременно проводился референдум по новой Кон­ституции. За новую Конституцию проголосовало 58,4% граж­дан, участвовавших в голосовании. Согласно Конституции Рос­сия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления.

После августовских событий 1991 года, которые привели к развалу СССР, правительство России начало форсированный переход к рынку. Он мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать (пе­редать в частную собственность) значительную часть пред­приятий. Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены выросли за 6 месяцев в 10—12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большая часть населения тем самым оказывалась за чертой бедности — не случайно реформа была определена в народе «грабительской». Не оправдались расчеты на значительную финансовую поддержку Запада. Начался рост инфляции. Наиболее острые формы принял конфликт в Чечне.


В1991 году новое руководство Чечни заявило о независимости ее от России. Президентом стал генерал Д. Дудаев, который провозгласил создание независи­мой чеченской республики Ичкерия (Ингушетия выделилась в самостоятельную республику в составе России). Чеченцы захватили имущество и вооружение Со­ветской Армии на территории республики, блокировали железные дороги и авто­магистрали. Занятые политической борьбой российские власти до 1994 года не занимались всерьез чеченскими проблемами.

В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Е. Гайдара. Новым главой правительства был утвержден В. С. Черномырдин.

Следующим этапом реформ стала приватизация государст­венных предприятий. Концепция приватизации была разрабо­тана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Соглас­но ей было проведено акционирование государственных пред­приятий, 51% акций распределялся между работниками пред­приятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждо­му россиянину выдавался ваучер (сумма была определена исхо­дя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 года в 1 трлн 400 млрд руб.).

С1 января 1993 года на такой приватизационный чек стоимостью в 10 тысяч рублей можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране созда­вались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была собирание средств населения и обеспечение инвестиции в производство. В социальном плане прива­тизации преследовалась цель: «создание класса собственников». Однако вслед­ствие инфляции ваучеры полностью обесценились.

Зарплата рабочим не выплачивалась месяцами, что вынуж­дало их продавать свои акции за бесценок. Расслоение общест­ва резко усилилось. Приватизация не привела к росту произ­водства, хотя удалось создать слой крупных собственников. Реформы зашли в тупик. За период 1992—2000 годов сменилось 6 премьеров: Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин, С. Ки­риенко, Е. Примаков, В. Путин. В то же время в стране за это время были созданы все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов и т. д.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изме­нению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выбо­ров во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года. Вторая Дума оказалась более оппозиционной прави­тельству и президенту, чем первая. Постоянное противостояние законодательной и президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические вопросы не решались. Реальная политическая власть все в большей степени сосредоточивалась в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе при­ватизации и раздела государственной собственности. Переиз­брание Б. Н. Ельцина в 1996 году на новый срок не привело к стабилизации в стране. 18 декабря 1999 года прошли выборы в третью Государственную Думу. Ее председателем, как и во вто­рой Думе, стал Г. Селезнев. Вслед за выборами в Думу 31 дека­бря 1999 года Б. Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента В. В. Путину, действующему премье­ру. Согласно Конституции 26 марта 2000 года были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.

Наиболее резкие изменения произошли в 90-х годах в обла­сти социальной сферы. Реформы ударили по материальным интересам десятков миллионов людей. Резко выросла диффе­ренциация по уровню доходов, по социальному признаку. По данным на 1999 год, доходы 10% самых бедных были в 26 раз ниже доходов 10% самых богатых. Резко сократилась продол­жительность жизни (до 58 лет у мужчин и до 67 лет у жен­щин).

В области искусства переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны, российская куль­тура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. С другой, сокращение государственного финансирова­ния поставило в крайне бедственное положение музеи, театры, библиотеки. В то же время государством тратились большие сред­ства для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 800-летие Российского флота, 850-летие Москвы), име­ющих идеологическое значение.

После распада Советского Союза сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия прово­дила политику уступок, шла навстречу стратегическим интере­сам западных стран. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада. Однако США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы, а в мае 2002 года Россия и 19 стран-участниц римского саммита под­писали документы о создании Совета Россия — НАТО.

Постепенно важнейшим направлением внешней политики России становились поиск новых форм межнациональных от­ношений с «ближним зарубежьем». Весной 1996 года в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников — России, Беларуси, Казахстана и Кир­гизии, весной 1998 года к ним присоединился Таджикистан.

Перед новой демократической Россией стоят очень трудные и долговременные задачи. Во многом для своего решения они требуют не только воли политического руководства страны, но и масштабных изменений в сознании, психологии граждан.

Просмотров: 3582 | Добавил: $Andrei$ | Теги: страна в середине 1980-Х-1990-Е год | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика