Воскресенье, 22.10.2017, 23:43
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 3 » Русь в IX - XII веке
09:52
Русь в IX - XII веке

Русь в IX - XII веке

Переходный период, когда славянское общество подходило к возникновению государственности, обычно определяется как строй «военной демократии».

Дискуссии о возникновении государства на Руси не закончены до сих пор, однако достоверно то, что в IX веке государственность у восточных славян уже существовала. Так, раннегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древне­русская народность.

Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. На основе «варяжской легенды» возникла в XVIII веке норманнская теория, которая утверж­дала, что государство у восточных славян создали пришель­цы-скандинавы, то есть германцы.

В современной науке большинство ученых признает историчность Рюрика, вы-мышленность Трувора и Синеуса, варяжское происхождение первых русских кня­зей (имена Олег, Игорь, Ольга явно скандинавские Хельг, Ингварь, Хельга), но считает, что государство возникло в результате закономерного развития восточ­нославянского общества.

Скорее всего, враждующие славянские племена призвали норманнов как нейтральную силу, способную прекратить усо­бицы. Варягов, которые находились на той же стадии разви­тия, призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.

Государство Русь появилось в результате объединения двух основных политических центров восточных славян — Киева и Новгорода. Если до их объединения существовали отдельные племенные государства-княжения, то вокняжение Олега в 882 году стало условной датой возникновения в Восточной Европе Древнерусского государства с центром в Киеве. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками.

Киевские князья правили, опираясь на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей. Первые


являлись по преимуществу советниками, вторые — воинами. Кроме предводительства в военных походах, князь разбирал меж­племенные споры, тяжбы и, основное, организовывал сбор дани (полюдья). Неопределенность размера дани подчас приводила к злоупотреблениям. Так князь Игорь был убит в 945 году древля­нами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань (руководил восстанием древлянский князь Мал). После по­давления восстания Ольга, княжившая до 964 года, установила размеры сбора дани — уроки, и места сбора — погосты.

С образованием единого государства неоднократно предпри­нимались попытки превратить Киев в религиозный центр вос­точных славян, но официальным началом христианизации Древ­ней Руси является крещение киевлян, которое, по данным ле­тописи, было осуществлено князем Владимиром летом 988 года.

Каждая религия как форма мировоззрения пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мир вокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения. Язычество можно определить как систему взгля­дов на мир человека в его неразрывной связи с природой, где человек и себя рассматривает как часть этой природы. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.) в центре мира ставят человека.

То есть переход к христианству не являлся прихотью Влади­мира и его приближенных, а был исторически предрешен, как и ориентация на Византию. Православие, провозглашенное госу­дарственной религией Древней Руси, признавало приоритет (гла­венство) светской власти над духовной. Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства Древнерусского государства, для укрепления центральной власти; расширялись связи Руси с Ев­ропой; распространялись нормы христианской морали; дальней­шее развитие получила единая древнерусская культура.

Междуусобица 1015—1024 годов между сыновьями Влади­мира Святославича показала непрочность единой Руси. Расцвет городов, развитие хозяйственных, международных связей, ук­репление государственности наблюдается в годы правления ве­ликого князя Ярослава Мудрого (1019—1054). Русь обретает первый свод законов «Русскую Правду», которая уточнялась и дополнялась в течение XIXII веков.

Завоевательные устремления первых правителей Древнерусско­го государства, их походы на земли Византии (Олег — в 907 году, Игорь — в 941, 944 годах, Святослав — в 970—971 годах, Вла­димир I — в 989 году), Болгарии (Святослав — в 968 году, Владимир — в 985 году) и других стран цементировали единст­во Руси. Но только внешних завоеваний для поддержания един­ства страны было недостаточно, оно явно ослабевало.

Важной задачей являлась оборона славянских земель от постоянного натиска степных кочевников хазар, печенегов, половцев. Но и эти проблемы со «степью» постепенно регулиро­вались: Святослав (964—972 годы) сумел полностью разгромить Хазарский каганат, Ярослав прекратил набеги на Русь печене­гов (1036 год). Что касается внутренних функций, то они могли быть более успешно выполнены в рамках отдельных, сравни­тельно небольших территорий. Усложнение общественной жиз­ни требовало не редких появлений князя из центра, а каждо­дневного регулирования. Кроме того, запутанная система передачи княжеской власти порождала частые конфликты. Прекра­тить усобицы пытался совместный съезд князей в Любече в 1097 году. Договорились, что за каждым будут сохраняться земли («отчины») отцов (Ярославичей). Но, несмотря на из­менившееся отношение правителей к подвластным землям, на то, что они внимательнее стали относиться к проблемам под­данных, распад Киевской Руси приостановился лишь при вели­ком князе Владимире Мономахе (1113—1125), его сыне Мсти­славе (1125—1132), поскольку авторитет этих киевских князей был весьма велик. Так, Владимир Мономах проявил себя как крупный полководец, властный государственный деятель, про­водивший политику, направленную на смягчение социального гнета, на распространение просвещения и культуры, градостро­ительство. Однако после смерти Мстислава Великого распри начались уже между потомками Мономаха. Это привело к окон­чательной утрате единства Киевской Руси.

Просмотров: 1701 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Русь в IX - XII веке | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика