Русь в IX - XII веке
Переходный период,
когда славянское общество подходило к возникновению государственности,
обычно определяется как строй «военной демократии».
Дискуссии о возникновении государства на Руси не закончены до сих пор, однако достоверно то, что в IX веке государственность у восточных славян уже существовала. Так, раннегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность.
Летопись связывает
возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. На основе
«варяжской легенды» возникла в XVIII веке норманнская теория, которая утверждала, что
государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то
есть германцы.
В современной науке большинство ученых признает историчность Рюрика, вы-мышленность Трувора и Синеуса, варяжское происхождение первых русских князей (имена Олег, Игорь, Ольга — явно скандинавские Хельг, Ингварь, Хельга), но
считает, что государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества.
Скорее всего,
враждующие славянские племена призвали норманнов как нейтральную силу,
способную прекратить усобицы. Варягов, которые находились на той же стадии развития,
призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже
существовала.
Государство Русь
появилось в результате объединения двух основных политических центров
восточных славян — Киева и Новгорода. Если до их объединения существовали
отдельные племенные
государства-княжения, то вокняжение Олега в 882 году стало условной датой
возникновения в Восточной Европе Древнерусского государства с центром в
Киеве. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с
кочевниками.
Киевские князья
правили, опираясь на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую —
гридей. Первые
являлись по преимуществу советниками, вторые
— воинами. Кроме предводительства в военных походах, князь разбирал межплеменные споры,
тяжбы и, основное, организовывал сбор дани (полюдья). Неопределенность размера
дани подчас приводила к злоупотреблениям. Так князь Игорь был убит в 945 году древлянами, которые восстали
из-за попытки князя вторично собрать дань (руководил восстанием древлянский князь
Мал). После подавления восстания Ольга, княжившая до 964 года, установила размеры
сбора дани — уроки, и места сбора — погосты.
С образованием
единого государства неоднократно предпринимались попытки превратить Киев в
религиозный центр восточных славян, но официальным началом христианизации
Древней Руси является крещение киевлян, которое, по данным летописи, было
осуществлено князем Владимиром летом 988 года.
Каждая религия как форма мировоззрения пытается по-своему объяснить человеку мир. Если изменяется мир вокруг человека, то возникает и потребность изменить способ его объяснения. Язычество можно определить как систему взглядов на мир человека в его неразрывной связи с природой, где человек и себя рассматривает как часть этой природы. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.) в центре мира ставят человека.
То есть переход к
христианству не являлся прихотью Владимира и его приближенных, а был исторически
предрешен, как и ориентация на Византию. Православие, провозглашенное государственной религией
Древней Руси, признавало приоритет (главенство) светской власти над духовной.
Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для
единства Древнерусского государства, для укрепления центральной власти; расширялись
связи Руси с Европой; распространялись нормы христианской морали; дальнейшее развитие получила
единая древнерусская культура.
Междуусобица 1015—1024
годов между сыновьями Владимира Святославича показала непрочность единой Руси.
Расцвет городов,
развитие хозяйственных, международных связей, укрепление государственности наблюдается
в годы правления великого князя Ярослава Мудрого (1019—1054). Русь
обретает первый свод законов — «Русскую Правду», которая уточнялась
и дополнялась в течение XI—XII веков.
Завоевательные
устремления первых правителей Древнерусского государства, их походы на земли Византии (Олег — в 907 году, Игорь — в 941, 944 годах, Святослав — в 970—971
годах, Владимир I —
в 989 году), Болгарии (Святослав — в 968 году, Владимир — в 985 году) и других стран
цементировали единство Руси. Но только внешних завоеваний для поддержания единства страны было
недостаточно, оно явно ослабевало.
Важной задачей
являлась оборона славянских земель от постоянного натиска степных кочевников
— хазар,
печенегов, половцев. Но и эти проблемы со «степью» постепенно
регулировались:
Святослав (964—972 годы) сумел полностью разгромить Хазарский каганат,
Ярослав прекратил набеги на Русь печенегов (1036 год). Что касается внутренних функций, то они могли быть более успешно выполнены в рамках отдельных,
сравнительно небольших территорий.
Усложнение общественной жизни
требовало не редких появлений князя из центра, а каждодневного регулирования. Кроме того, запутанная
система передачи княжеской власти порождала частые конфликты. Прекратить усобицы пытался совместный съезд князей в
Любече в 1097 году. Договорились, что за каждым будут сохраняться земли («отчины») отцов (Ярославичей). Но, несмотря на изменившееся отношение правителей к подвластным землям, на то, что они внимательнее стали относиться к
проблемам подданных, распад Киевской Руси приостановился лишь при великом князе Владимире Мономахе (1113—1125),
его сыне Мстиславе (1125—1132),
поскольку авторитет этих киевских князей был весьма велик. Так, Владимир Мономах проявил себя как крупный полководец, властный государственный
деятель, проводивший политику, направленную на смягчение социального
гнета, на распространение просвещения и культуры, градостроительство. Однако после смерти Мстислава Великого
распри начались уже между потомками
Мономаха. Это привело к окончательной
утрате единства Киевской Руси.