Вторник, 21.11.2017, 22:27
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 401
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 3 » Россия во второй половине XVIII века. Быт и культура
11:34
Россия во второй половине XVIII века. Быт и культура

    Россия во второй половине XVIII века. 

Быт и культура

   Необходимость считаться с общественным мнением стала для Екатерины II неотъемлемой чертой государственной системы и легла в основу политики, получившей в литературе условное название «просвещенного абсолютизма» как политики исполь­зования монархами абсолютной власти для проведения преоб­разований, основанных на идеях Просвещения.

Необходимость перемен доказало и самое крупное социаль­ное потрясение XVIII века — восстание под предводительством Е. И. Пугачева (1773—1775). Наряду с казачеством в нем участвовали крестьяне, заводские рабочие Урала, ряд нерусских народов Поволжья. Массовость, большая организованность, более четко выраженные цели, длительная борьба с правительственными вой­сками отличают это выступление, поэтому большинство исследо­вателей сходится на том, что оно может претендовать на название «Крестьянская война». Правительство осознавало, что победа Пугачева означала бы истребление единственного образованно­го слоя — дворянства, нанесла бы непоправимый урон культуре, подорвала бы государственную систему России, создала бы угрозу ее территориальной целостности. Так, начав с поощрения либера­лизма, Екатерина после подавления повстанцев стала проводить более консервативную политику, ориентируясь не на сотрудни­чество сословий, а на объединение дворянства: новые реформы (губернская, центральных учреждений, жалованные грамоты дво­рянству и городам) объективно укрепляли феодально-абсолютист­ский строй, против которого направлялся «пугачевский бунт».

Во второй половине XVIII века Россия решила две внешнепо­литические задачи: добилась выхода к Черному морю и распрост­ранила свою власть на восточнославянские земли с православным населением. Имперская политика потребовала длительной борь­бы с Турцией (войны 1768—1774, 1787—1791 годы) и вовлекла Россию в раздел Польши (1772, 1793, 1795 годы), что повысило международный авторитет Российского государства и создало пред­посылки для завершения процесса его превращения в «великую европейскую державу». Русское военное искусство прославили А. В. Суворов, П. А. Румянцев, Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов. 34 года царствования Екатерины связаны с именами блестящих государственных деятелей, таких как А. Г. Орлов, А. А. Вязем­ский, Н. И. Панин, А. Р. Воронцов, Г. А. Потемкин, А. А. Безбо-родко, И. И. Бецкой и др. В целом эпоха Екатерины была време­нем внутриполитической стабильности, созидательных реформ, формирования национального самосознания и понятия человечес­кого достоинства. Но до «золотого века» было далеко: за внешним фасадом скрывались ужасы крепостничества, фаворитизм, взяточ­ничество, имперская национальная политика.

Во второй половине XVIII века сеть учебных заведений ста­ла расширяться. В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова и при поддержке И. И. Шувалова был создан Московский уни­верситет. Он был открыт для выходцев из непривилегирован­ных сословий. К концу века действовало 5 кадетских корпу­сов, Смольный институт благородных девиц, в 288 народных школах обучалось более 22 тысяч учащихся. Это время богато достижениями отечественной науки и техники (А. К. Нартов, И. П. Кулибин, И. И. Ползунов, В. Беринг, С. П. Крашенин­ников, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов и др.).

Русское искусство эпохи связано с тремя художественными стилями: барокко, рококо, классицизм. Особенностями классицизма являются гражданская тематика, защита «просве­щенного абсолютизма», преклонение перед человеческим ра­зумом. Важнейшими жанрами классических произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм нашел выражение прежде всего в поэзии Г. Р. Державина, А. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сума­рокова, В. К. Тредиаковского. На смену преобладающему в архитектуре в середине века пышному стилю барокко (Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Большой Екатеринин­ский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе Ф.-Б. Растрелли) также пришел классицизм: подчеркнуто ла­коничные здания, строго симметричные, лишенные второсте­пенных деталей (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Подъем портретного искусства связан с именами Ф. С. Роко-това, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского, хотя велика зна­чимость бытового жанра и пейзажа.

Интерьер жилища, костюм, ежедневный стол дворянина от­личались от крестьянских не только богатством, как в XVIXVII веках, но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее — фрак, держал повара, многочисленную дворню. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, при­вела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны.

Просмотров: 4147 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Россия во второй половине XVIII век | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика