Россия во второй
половине
XVIII века. Быт и культура
Необходимость считаться с общественным
мнением стала для Екатерины II неотъемлемой чертой государственной системы и легла в основу политики, получившей в литературе
условное название «просвещенного абсолютизма» как политики использования монархами абсолютной власти для проведения
преобразований, основанных на идеях
Просвещения.
Необходимость
перемен доказало и самое крупное социальное потрясение XVIII века — восстание под предводительством Е. И. Пугачева
(1773—1775). Наряду с казачеством в нем участвовали крестьяне, заводские рабочие
Урала, ряд нерусских народов Поволжья. Массовость, большая организованность,
более четко выраженные цели, длительная борьба с правительственными войсками
отличают это выступление, поэтому большинство исследователей сходится на том, что оно может
претендовать на название «Крестьянская
война». Правительство осознавало, что победа Пугачева означала бы истребление единственного образованного слоя — дворянства, нанесла бы непоправимый урон
культуре, подорвала бы государственную
систему России, создала бы угрозу ее
территориальной целостности. Так, начав с поощрения либерализма, Екатерина после подавления повстанцев стала
проводить более консервативную
политику, ориентируясь не на сотрудничество
сословий, а на объединение дворянства: новые реформы (губернская, центральных учреждений, жалованные
грамоты дворянству и городам) объективно укрепляли феодально-абсолютистский строй, против которого направлялся
«пугачевский бунт».
Во второй половине XVIII века Россия решила две внешнеполитические задачи: добилась выхода к Черному морю и распространила
свою власть на восточнославянские земли с православным населением. Имперская политика потребовала длительной борьбы с Турцией (войны 1768—1774, 1787—1791 годы) и
вовлекла Россию в раздел Польши
(1772, 1793, 1795 годы), что повысило международный
авторитет Российского государства и создало предпосылки для завершения процесса его превращения в «великую европейскую державу». Русское военное искусство
прославили А. В. Суворов, П. А. Румянцев,
Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов. 34 года
царствования Екатерины связаны с именами блестящих государственных деятелей, таких как А. Г. Орлов,
А. А. Вяземский, Н. И. Панин, А. Р. Воронцов, Г. А. Потемкин, А. А.
Безбо-родко, И. И. Бецкой и др. В целом эпоха Екатерины была временем внутриполитической стабильности, созидательных
реформ, формирования национального самосознания и понятия человеческого
достоинства. Но до «золотого века» было далеко: за внешним фасадом скрывались
ужасы крепостничества, фаворитизм, взяточничество,
имперская национальная политика.
Во второй половине XVIII века сеть учебных заведений стала расширяться. В
1755 году по инициативе М. В. Ломоносова и при поддержке И. И. Шувалова был создан
Московский университет. Он был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. К концу
века действовало 5 кадетских корпусов, Смольный институт благородных девиц, в
288 народных школах обучалось более 22 тысяч учащихся. Это время богато достижениями
отечественной науки и техники (А. К. Нартов, И. П. Кулибин, И. И. Ползунов, В.
Беринг, С. П. Крашенинников, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов и др.).
Русское искусство
эпохи связано с тремя художественными стилями: барокко, рококо, классицизм. Особенностями
классицизма являются гражданская тематика, защита «просвещенного
абсолютизма», преклонение перед человеческим разумом. Важнейшими жанрами
классических произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм
нашел выражение прежде всего в поэзии Г. Р. Державина, А. Кантемира, М. В.
Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского. На смену преобладающему в архитектуре в
середине века пышному стилю барокко (Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря,
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе Ф.-Б. Растрелли) также
пришел классицизм: подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные
второстепенных
деталей (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Подъем портретного
искусства связан с именами Ф. С. Роко-това, Д. Г. Левицкого и В. Л.
Боровиковского, хотя велика значимость бытового жанра и пейзажа.
Интерьер жилища, костюм, ежедневный стол
дворянина отличались от крестьянских не
только богатством, как в XVI— XVII веках, но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее — фрак,
держал повара, многочисленную дворню. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти
между дворянством и основной массой
населения страны.
|