РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХVI-ХVII ВЕКОВ
Итогом царствования
Ивана IV, самого длительного
в русской истории, стал глубокий социально-экономический и политический
кризис. Положение еще более ухудшилось из-за нескольких неурожаев и эпидемии чумы. Центральные
и западные районы страны обезлюдели.
Особенно острым оказался вопрос рабочих рук. Поэтому в конце XVI века усилилась тенденция к насильственному закрепощению крестьян за их владельцами, был сделан
решающий шаг к установлению крепостного права.
Эпоха кризиса государственности
рубежа XVI—XVII веков уже в XVII веке получила
название Смуты. Вырваться наружу скопившимся в русском обществе
социальным страстям помог династический кризис. В 1581 году Иван
Грозный в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана. Престол
унаследовал слабый умственно и физически царь Федор. Сознавая его неспособность
самостоятельно управлять государством, Иван IV в своем завещании учредил в помощь ему регентский
совет. В результате закулисной борьбы фактическим правителем
государства стал Борис Годунов. Возвышению Годунова способствовали не
только родственные связи, но и незаурядные качества этого политического деятеля. Власти
Годунова угрожало лишь то, что наследником бездетного Федора являлся его
младший брат Дмитрий, проживавший в Угличе. Родственники Дмитрия (бояре Нагие) не скрывали намерения
расправиться с Годуновым после вступления Дмитрия на трон. Однако в 1591 году
Дмитрий погиб при неясных до сих пор обстоятельствах.
Официальная версия утверждала, что произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него в эпилептическом припадке. Но в обществе
считали, что он был убит по приказу правителя. Этот спор не разрешен и до сих пор. Ясно лишь, что смерть Дмитрия была выгодна Годунову.
Правительство
Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. Знаменательным
политическим событием этого времени стало учреждение в Москве
патриаршества
(1589). Приобретение
главой русской церкви высшего в православной
иерархии сана подтверждало особое положение Москвы как столицы великого православного государства. Первым русским патриархом стал друг Годунова
митрополит Иов. Русская церковь окончательно стала самостоятельной
(автокефальной).
В развернувшейся
после смерти бездетного царя Федора борьбе победителем вышел Борис Годунов,
выбранный в 1598 году Земским собором по предложению патриарха
Иова. До этого Россия
не знала выборных монархов.
Из семи лет
царствования Бориса только первые три года были относительно спокойными. В 1601
году в результате неурожая разразился голод.
В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тысяч человек умерли голодной смертью. Была организована раздача голодающим хлеба и денег из казны. Для того чтобы дать нуждающимся дополнительный заработок, Борис развернул масштабные строительные работы. Была, в частности, возведена знаменитая кремлевская колокольня. Но все эти меры не дали ощутимых результатов, так как не были поддержаны другими владельцами крупных хлебных запасов.
В 1603 году Россия
впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов — крестьян
и холопов подруководством Хлопка. Восставшие
действовали под самой Москвой, разбили высланные против них войска.
Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить и освободить
участвовавших в нем холопов. Основу боевой мощи восстания составляли
военные холопы. Без этих людей, опытных в военном деле, повстанцы были разбиты.
Восстание Хлопка явилось прологом гражданской войны (вооруженной борьбы между социальными группами), охватившей вскоре
Россию. Разбои, голод приобрели характер государственного бедствия. Стали
говорить, что это — Божья кара за преступления Бориса, неправедным путем вступившего на
престол. Одновременно распространился слух о том, что в Польше скрывается
законный наследник престола — «природный» царевич Дмитрий, считавшийся погибшим. Григорий
Отрепьев вошел в русскую историю как Лже-дмитрий I.
Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Пудовом монастыре. Здесь он
вскоре был замечен патриархом Иовом, который взял его к себе «для книжного
письма». В Кремле, под впечатлением придворной жизни, интриг, у молодого честолюбивого авантюриста и родился план выдать себя за царевича, чудесно спасшегося от подосланных Годуновым убийц.
Прося о помощи в
овладении московским престолом, Лже-дмитрий обещал польскому королю уступить ему
Чернигово-Северские
земли и ввести в России католицизм.
Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его войско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские
магнаты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого стала невестой «царевича».
Охотно присоединялись
к самозванцу и русские, бежавшие в Польшу по разным причинам (из-за голода;
спасаясь от преследований после восстания Хлопка и т. д.). Осенью 1604 года Лжедмитрий вторгся в
Россию, его силы быстро росли. Служилые люди переходили на его сторону, города
без боя открывали ворота. В 1605 году умер Борис Годунов. Его 16-летний сын
Федор
был свергнут и убит. В июне 1605 года в Москву вступил «царь Дмитрий
Иванович», что стало первым актом начавшейся в России
гражданской войны.
Но завладеть престолом Отрепьеву было проще, чем его удержать. Своей политикой он не оправдал надежд ни одной из поддержавших его сил: облегчения положения крестьян не произошло, недовольно было и российское дворянство раздачей земель польской шляхте, медлил правитель с введением католичества. Взойдя на трон, Лжедмитрий повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, после обеда не ложился спать, как полагалось, а в одиночку разгуливал по городу, убеждал бояр в необходимости просвещения народа, одевался в европейское платье, не ходил в баню по субботам и др.
Глухим недовольством
простого люда решили воспользоваться бояре, которым ранее Лжедмитрий был нужен для
свержения Годунова. Во главе заговора встали князья Шуйские. Вскоре после
свадьбы с Мариной Мнишек самозванец был убит.
Новым царем на Красной
площади «выкликнули» Василия Шуйского, входившего в круг наиболее могущественной аристократии,
человека хитрого и лицемерного. Вступая на престол, В. И. Шуйский впервые присягнул подданным
— дал «кресто-целовальную запись», обещав не
накладывать опалы без боярского
суда, не слушать ложных доносов, но обещаний не выполнил. Возведение Шуйского на трон не успокоило
страну. Царь недолго наслаждался относительным покоем. Начинается новый этап Смуты.
Не успело
правительство рассеять отряды Ивана Болотникова (1606—1607 годы), как в
Северской земле вновь появился самозванец Лжедмитрий II,
происхождение которого неизвестно. Соединиться с восставшими он не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине.
Современники прозвали его «тушинским
вором». В лагере были казаки, крестьяне,
холопы, служилые люди, даже знатные бояре, но главную роль играли поляки, от которых новый самозванец
всецело зависел. В сентябре 1609 года польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск: после двух лет осады
часть оставшихся в живых смолян
заперлась в соборе и взорвала хранившийся там порох. Большой отряд поляков осадил Троице-Сергиеву лавру. Знаменитый
центр русской духовности не сдался и, героически обороняясь, выдержал полуторагодичную осаду. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского
лагеря, который после этого распался.
Лжедмитрий II бежал в Калугу и вскоре был убит (кстати, уже в марте 1611 года объявился новый Лжедмитрий III, но эта личность прошла не слишком заметно в бурной российской истории). В сложной обстановке летом 1610 года группа бояр и дворян заставила Шуйского отречься от престола и
постричься в монахи (бывший царь оказался в руках поляков и после многих унижений умер в плену в 1612 году). После нескольких месяцев «семибоярщины» велись переговоры о призвании на русский престол сына польского 'короля Владислава. В России настала пора безвластия, но зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением такого понимания стали народные ополчения, собираемые в провинциальных городах для освобождения Москвы.
В феврале 1611 года
ополчение двинулось к Москве. Главную роль в нем играли казаки атамана И.
Заруцкого и князя Д. Т. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым. Однако противоречия
между дворянами и казаками привели к распаду ополчения. Стала реальностью
возможность включения России в состав Речи Посполитой.
Осенью 1611 года по призыву нижегородского
купеческого старосты Козьмы Минина началось
формирование Второго ополчения.
Главную роль в нем играли посадские люди. Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий
Пожарский. Средства для вооружения
были добыты благодаря добровольным пожертвованиям
населения и обязательному обложению на пятую часть имущества. Центром формирования нового ополчения стал Ярославль. В конце октября 1612 года
Москва была освобождена. В честь
этого события на Красной площади был возведен Казанский собор.
В 1613 году Земский
собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова (1613—1645).
Сам этот 16-летний юноша, человек средних дарований, ничем не заслужил
столь высокой оценки своей личности. Сыграли и родственные связи Романовых с прежней династией, а также личная популярность его отца Филарета, не предавшего интересы России. Многих устраивало и то, что Михаил не сможет играть активную политическую роль.
В 1617—1618 годах
были заключены договоры об окончании военных действий со Швецией и Польшей. При этом пришлось пойти на серьезные территориальные (Россия
окончательно лишилась выхода к
Балтийскому морю) и другие уступки, однако главная задача — сохранение
национально-государственной независимости
была разрешена.
Смута начала XVII века нанесла огромный материальный ущерб стране, не успевшей восстановить
силы, после экономической разрухи
царствования Ивана IV. Громадные территории запустели. Не менее
значительными оказались и политические последствия. Одновременно с падением значения в государстве старой боярской аристократии шел процесс
возвышения дворянства, сыгравшего
вместе с городским посадским населением главную роль в ликвидации
Смуты. Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело —
имел отклик у большинства простых
людей, символизируя поворот общества к
нравственному гражданскому началу.
|