расцвет средневековья
В XI веке в Западной Европе сложилось феодальное общество. В исторической науке
выделяют следующие черты феодализма: сосредоточение большинства населения в
деревне; господство натурального хозяйства, в котором слабо развита торговля, а все необходимое для себя
и господина производят крестьяне; несвободное положение земледельцев, господствующее
положение крупных
землевладельцев; вассально-сеньориальные отношения; влияние христианской церкви на все стороны
жизни общества. Владение землей, главной ценностью
средневековья, стало привилегией
духовенства и феодалов. К этому времени бенефиции превратились в феоды — земельные пожалования, предоставляемые за службу, но передаваемые по наследству.
Человек, вручавший феод, назывался сеньором, а получавший — его
вассалом, который мог в свою очередь передать земли своим людям. Так возник порядок, получивший название феодальная
лестница. На высшей ступени лестницы находился король, на низшей
— рыцарь, имевший землю с крестьянами только для обеспечения себя и своей семьи. Однако по отношению к крестьянам, не входившим в феодальную лестницу, рыцарь
являлся сеньором. Главная функция всех феодалов, независимо от занимаемой
ими ступеньки лестницы, — это военное дело. Если не было войны, время феодалов
заполнялось турнирами и охотой. Воплощением средневекового времени с его
частыми войнами стали замки, служившие
сеньору защитой, источником силы и права господства над крестьянами.
Расцвет средневековья
связан с вновь возникающими в Западной Европе городами — центрами ремесла и
торговли.
Города возникали при
наличии двух условий: безопасности и удобства для занятия торговлей и ремеслом.
Защиту городов обеспечивали крупные монастыри, замки, уцелевшие античные крепости. Города
обязательно должны были находиться на пересечении дорог или вблизи переправ через реки, у места слияния рек, их устья или около морских гаваней.
Города возникали на
земле сеньоров, ничего не имевших против появления новых источников доходов, так
как горожане подчинялись их власти и были обязаны платить подати. По мере роста
городов, увеличения их богатства, с одной стороны, росли претензии сеньоров к
ним, с другой — увеличивалось недовольство горожан зависимым положением.
Конфликты между сеньорами и горожанами могли длиться десятилетиями, часто они выливались в
вооруженные столкновения. Итогом этой борьбы было получение городом свободы,
закрепленной в хартии, — грамоте,
дававшей или подтверждавшей те или иные права. Только для Западной Европы
были характерны города-коммуны, имевшие
собственное самоуправление: городской совет — магистрат, избираемый горожанами, казну, печать, войска.
Проживавшее в городе население было неоднородным. Купцы, ремесленники, владевшие собственностью, являлись полноправными членами коммуны; с XI-XII века их стали называть бюргерами. Бюргерство в свою очередь распадалось на
две части: патрициев - влиятельных и богатых горожан, управлявших городскими делами, и на мастеров, многие из которых, разбогатев к XVI в., вступили в борьбу за право участвовать в управлении коммуной. Подмастерья, ученики, слуги, занимающиеся поденной работой, нищие-это категории населения средневекового города, не входящие в бюргерство. Крестьянин мог найти в городе
защиту от произвола сеньора и получить личную свободу, если он прожил в нем в течение одного года и дня.
Основу хозяйственной
жизни средневекового города составляли труд ремесленника и торговая
деятельность купца. Ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде самого
ремесленника, хотя в его мастерской работали подмастерья и ученики. Ремесленники
одной специальности объединялись в союзы — цеха, являвшиеся
религиозным объединением, братством взаимопомощи, политической и военной
организацией, хозяйственным объединением. На определенном этапе они
сыграли положительную роль в развитии ремесла, но затем жесткие ограничения внутри них
стали тормозом производства. Купечество, как и ремесленники, объединялось в союзы — гильдии. В
Западной Европе возникли ярмарки — рынки, регулярно
проводившиеся в определенное время и в постоянном месте. В XIII веке самые знаменитые ярмарки проходили в Шампани во
Франции.
Западноевропейское
средневековое общество делилось на три сословия — большие группы людей, за которыми закреплялись определенные права и обязанности, передававшиеся
по наследству. К первому сословию относилось духовенство — «те,
кто молится», — потому что только духовенство могло позаботиться о душе человека и выступить в качестве его
заступника перед Богом. Второе
сословие — «те, кто воюет» — защищало от врагов, обеспечивало порядок внутри страны, вершило суд. Третье сословие — «те, кто трудится», — к ним
относились все, кто не входил в первые два, прежде всего крестьянство.
Средневековый
человек, независимо от своего социального положения, не мыслил себя вне
христианской религии и церкви. У же в раннем средневековье были разработаны
наиболее важные положения христианского вероучения — догматы. Для
решения наиболее
сложных и спорных вопросов стали созывать соборы.
На первых двух соборах в Ники и в Константинополе главные догматы были сведены в Символ Веры. На соборах не удалось добиться единства в вероучении и обрядах между Западной и Восточной церквями. Во главе Западной церкви стал епископ Рима (папа римский), а на Востоке вершину церковной иерархии составили четыре патриарха: патриархи Иерусалима, Александрии, Антиохии и Константинополя, причем последний считался наиболее влиятельным.
В XI веке еще более обостряются отношения между Восточной и Западной
церквями. Это привело в 1054 году к разделению церкви на римско-католическую и
православную.
Для средневековой
Европы были характерны монашеские ордена — определенная форма
организации монахов, живших по одному уставу и ведущих одинаковый образ жизни. Среди
них
можно выделить монастырь Клюний.
В эпоху расцвета
средневековья католическая церковь, не признававшая государственных и языковых
границ, превратилась в могущественную силу, которая претендовала на верховенство духовной
власти над светской. В средневековье человек верил, что земная история имеет начало
и конец. Начало связывали с сотворением мира, а конец — с наступлением
второго пришествия
Христа. Христос должен прийти в мир не как спаситель, а как грозный судья, у
которого все получат по своим заслугам. По учению церкви, спасение человека от погибели души и мук в аду
невозможно без совершения семи христианских таинств, которые сопровождали
человека всю жизнь. Католическая церковь становилась обязательным посредником между человеком и
богом. Поэтому слова святого Августина («Вне церкви нет спасения») являлись для
средневекового человека непреложной истиной.
Церковь владела
большими материальными богатствами. Они складывались из получаемой ею церковной
десятины, продажи особых грамот, отпускающих
грехи, — индульгенций, доходов с земельных владений, полученных при дарении,
по завещанию
или купленных на церковные средства, пожертвований прихожан. Но
богатства церкви подрывали ее авторитет в обществе. Согласно Писанию, она —
«Царствие не от мира сего», не отягощена земной корыстью, а с другой стороны —
погружена в земные дела.
Между духовной и светской властью разгорелся ожесточенный спор о том, кто
владеет большей властью: короли или церковь. Этот спор длился многие столетия.
Наиболее драматический эпизод борьбы церкви
за власть в Европе связан с конфликтом
между папой Григорием VII и германским императором
Генрихом IV.
Наивысшего могущества папство достигло в
период, когда римский престол занимал
Иннокентий III (конец XII—начало
XIII века). Но это и время, когда угрозой для
церкви стали ереси — отвергнутые церковью и объявленные ложными, вредными для веры учения. Они появились еще в
раннем средневековье, но
вновь получили распространение в XI—XIII веках. Борьба с ересями осуществлялась разными путями.
Самым тяжелым наказанием было отлучение от церкви, поскольку человек лишался права на участие в церковных обрядах,
что отнимало у него надежду на
спасение души. Проводились крестовые походы против еретиков; был создан особый
церковный суд над ними — инквизиция. Католическая церковь в эпоху средневековья сумела сохранить единство и сплоченность.
|