Воскресенье, 22.10.2017, 23:44
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 24 » расцвет средневековья
18:23
расцвет средневековья

расцвет средневековья

В XI веке в Западной Европе сложилось феодальное общество. В исторической науке выделяют следующие черты феодализма: сосредоточение большинства населения в деревне; господство натурального хозяйства, в котором слабо развита торговля, а все необходимое для себя и господина производят крестьяне; несво­бодное положение земледельцев, господствующее положение крупных землевладельцев; вассально-сеньориальные отношения; влияние христианской церкви на все стороны жизни общества. Владение землей, главной ценностью средневековья, стало при­вилегией духовенства и феодалов. К этому времени бенефиции превратились в феоды земельные пожалования, предостав­ляемые за службу, но передаваемые по наследству. Человек, вру­чавший феод, назывался сеньором, а получавший его васса­лом, который мог в свою очередь передать земли своим людям. Так возник порядок, получивший название феодальная лест­ница. На высшей ступени лестницы находился король, на низ­шей — рыцарь, имевший землю с крестьянами только для обес­печения себя и своей семьи. Однако по отношению к крестья­нам, не входившим в феодальную лестницу, рыцарь являлся сеньором. Главная функция всех феодалов, независимо от зани­маемой ими ступеньки лестницы, — это военное дело. Если не было войны, время феодалов заполнялось турнирами и охотой. Воплощением средневекового времени с его частыми войнами стали замки, служившие сеньору защитой, источником силы и права господства над крестьянами.

Расцвет средневековья связан с вновь возникающими в За­падной Европе городами — центрами ремесла и торговли.

Города возникали при наличии двух условий: безопасности и удобства для занятия торговлей и ремеслом. Защиту городов обеспечивали крупные монастыри, замки, уцелевшие античные крепости. Города обязательно должны были находиться на пе­ресечении дорог или вблизи переправ через реки, у места слия­ния рек, их устья или около морских гаваней.

Города возникали на земле сеньоров, ничего не имевших про­тив появления новых источников доходов, так как горожане подчинялись их власти и были обязаны платить подати. По мере роста городов, увеличения их богатства, с одной стороны, росли претензии сеньоров к ним, с другой — увеличивалось недоволь­ство горожан зависимым положением. Конфликты между сеньо­рами и горожанами могли длиться десятилетиями, часто они выливались в вооруженные столкновения. Итогом этой борьбы было получение городом свободы, закрепленной в хартии, грамоте, дававшей или подтверждавшей те или иные права. Только для Западной Европы были характерны города-комму­ны, имевшие собственное самоуправление: городской совет — магистрат, избираемый горожанами, казну, печать, войска.

Проживавшее в городе население было неоднородным. Купцы, ремесленники, владевшие собственностью, являлись полноправными членами коммуны; с XI-XII века их стали называть бюргерами. Бюргерство в свою очередь распадалось на


две части: патрициев - влиятельных и богатых горожан, управлявших городски­ми делами, и на мастеров, многие из которых, разбогатев к XVI в., вступили в борьбу за право участвовать в управлении коммуной. Подмастерья, ученики, слуги, занимающиеся поденной работой, нищие-это категории населения сред­невекового города, не входящие в бюргерство. Крестьянин мог найти в городе защиту от произвола сеньора и получить личную свободу, если он прожил в нем в течение одного года и дня.

Основу хозяйственной жизни средневекового города состав­ляли труд ремесленника и торговая деятельность купца. Ремес­ленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде самого ремесленника, хотя в его мастерской рабо­тали подмастерья и ученики. Ремесленники одной специально­сти объединялись в союзы цеха, являвшиеся религиозным объединением, братством взаимопомощи, политической и во­енной организацией, хозяйственным объединением. На опреде­ленном этапе они сыграли положительную роль в развитии ремес­ла, но затем жесткие ограничения внутри них стали тормозом производства. Купечество, как и ремесленники, объединялось в союзы гильдии. В Западной Европе возникли ярмарки рын­ки, регулярно проводившиеся в определенное время и в посто­янном месте. В XIII веке самые знаменитые ярмарки проходи­ли в Шампани во Франции.

Западноевропейское средневековое общество делилось на три сословия большие группы людей, за которыми закреплялись определенные права и обязанности, передававшиеся по наслед­ству. К первому сословию относилось духовенство — «те, кто молится», — потому что только духовенство могло позаботить­ся о душе человека и выступить в качестве его заступника пе­ред Богом. Второе сословие — «те, кто воюет» — защищало от врагов, обеспечивало порядок внутри страны, вершило суд. Тре­тье сословие — «те, кто трудится», — к ним относились все, кто не входил в первые два, прежде всего крестьянство.

Средневековый человек, независимо от своего социального положения, не мыслил себя вне христианской религии и церкви. У же в раннем средневековье были разработаны наиболее важные положения христианского вероучения догматы. Для решения наиболее сложных и спорных вопросов стали созывать соборы.

На первых двух соборах в Ники и в Константинополе главные догматы были сведены в Символ Веры. На соборах не удалось добиться единства в вероучении и обрядах между Западной и Восточной церквями. Во главе Западной церкви стал епископ Рима (папа римский), а на Востоке вершину церковной иерархии состави­ли четыре патриарха: патриархи Иерусалима, Александрии, Антиохии и Констан­тинополя, причем последний считался наиболее влиятельным.

В XI веке еще более обостряются отношения между Восточ­ной и Западной церквями. Это привело в 1054 году к разделе­нию церкви на римско-католическую и православную.


Для средневековой Европы были характерны монашеские ордена определенная форма организации монахов, живших по одному уставу и ведущих одинаковый образ жизни. Среди них можно выделить монастырь Клюний.

В эпоху расцвета средневековья католическая церковь, не признававшая государственных и языковых границ, преврати­лась в могущественную силу, которая претендовала на верхо­венство духовной власти над светской. В средневековье человек верил, что земная история имеет начало и конец. Начало свя­зывали с сотворением мира, а конец — с наступлением второго пришествия Христа. Христос должен прийти в мир не как спа­ситель, а как грозный судья, у которого все получат по своим заслугам. По учению церкви, спасение человека от погибели души и мук в аду невозможно без совершения семи христиан­ских таинств, которые сопровождали человека всю жизнь. Ка­толическая церковь становилась обязательным посредником между человеком и богом. Поэтому слова святого Августина («Вне церкви нет спасения») являлись для средневекового че­ловека непреложной истиной.

Церковь владела большими материальными богатствами. Они складывались из получаемой ею церковной десятины, продажи особых грамот, отпускающих грехи, индульгенций, доходов с земельных владений, полученных при дарении, по завеща­нию или купленных на церковные средства, пожертвований прихожан. Но богатства церкви подрывали ее авторитет в об­ществе. Согласно Писанию, она — «Царствие не от мира сего», не отягощена земной корыстью, а с другой стороны — погруже­на в земные дела. Между духовной и светской властью разго­релся ожесточенный спор о том, кто владеет большей властью: короли или церковь. Этот спор длился многие столетия. Наибо­лее драматический эпизод борьбы церкви за власть в Европе связан с конфликтом между папой Григорием VII и герман­ским императором Генрихом IV.

Наивысшего могущества папство достигло в период, когда римский престол занимал Иннокентий III (конец XII—начало XIII века). Но это и время, когда угрозой для церкви стали ереси отвергнутые церковью и объявленные ложными, вред­ными для веры учения. Они появились еще в раннем средневе­ковье, но вновь получили распространение в XIXIII веках. Борьба с ересями осуществлялась разными путями. Самым тя­желым наказанием было отлучение от церкви, поскольку чело­век лишался права на участие в церковных обрядах, что отни­мало у него надежду на спасение души. Проводились крестовые походы против еретиков; был создан особый церковный суд над ними — инквизиция. Католическая церковь в эпоху средневеко­вья сумела сохранить единство и сплоченность.

Просмотров: 3385 | Добавил: $Andrei$ | Теги: расцвет средневековья | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика