Просвещение, образование и идеология Приоритетным направлением образовательной политики после революции стала борьба за всеобщую грамотность. При Народном комиссариате просвещения в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны учиться грамоте, но чрезвычайные меры касались в первую очередь взрослого крестьянского населения. Выпуск массовыми тиражами политической литературы дополнялся средствами наглядной агитации. В борьбу с неграмотностью были вовлечены миллионы людей, и она дала заметные результаты. К концу 20-х гг. около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет умело читать и писать, хотя сохранялся большой разрыв между городом и селом, а женщины по-прежнему отставали по уровню грамотности от мужчин. Разработанные в 1918 г. «Основные принципы Единой трудовой школы» предусматривали создание 9-летней трудовой школы двух ступеней, обязательной для детей 8--17 лет. Тем самым был ликвидирован существовавший до революции разнобой в организации среднего образования. Однако для осуществления подобных планов первоначально не имелось материальной базы. К всеобщему обязательному начальному образованию в сельской местности и семилетнему в городах страна перешла только в 1930 г. Большое значение придавалось внешкольной воспитательной работе. В 1922 г. возникла пионерская организация (первые отряды пионеров появились при фабриках и заводах в 1919 г.). Пионерское движение быстро вытеснило «буржуазное» скаутское, переняв при этом принципы его организации — игровые формы работы, институт вожатых и объединение детей по отрядам. Еще в 1918 г. был создан комсомол (Российский, затем Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи), куда политически активные молодые люди могли вступать с 14 лет. Комсомол рассматривался как опора и кадровый резерв компартии. Комсомольцы нередко составляли костяк институтов советской власти, особенно в деревне, активно вовлекались в работу органов правопорядка. Массовые молодежные союзы занимались не только политической работой, но и организацией взаимопомощи и молодежного досуга. Другой сферой приоритетного внимания большевистских властей стала борьба с беспризорностью. В годы Гражданской войны детская беспризорность приняла масштабы национального бедствия. Для организации работы по решению проблемы была создана Детская комиссия ВЦИК во главе с руководителем ВЧК Ф.Э. Дзержинским. Задержанных беспризорников отправляли в трудовые колонии для малолетних правонарушителей и трудовые коммуны (первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», вышедший на экран в 1931 г., был посвящен истории такой коммуны). Уже в 1922 г. в детских домах и трудкоммунах воспитывалось более 500 тыс. детей. В ходе организации воспитательной работы с беспризорниками и трудными подростками большую известность получила педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Он организовал под Полтавой первую трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, которой было присвоено имя М. Горького. Основным принципом работы колонии было воспитание путем вовлечения подростков в общественно полезный труд в сплоченном вокруг общего дела коллективе.
|