В книге «Открытие Индии»
Дж. Неру отмечал: «По-настоящему воздействие Запада сказалось в Индии в XIX веке под влиянием технических изменений и их
динамических последствий. В сфере идей также произошли потрясения, перемены и
расширение горизонтов, которые были так долго крайне ограничены».
В начале XX века в Индии уже действовали крупные предприятия
по производству тканей, чая, кофе, сахара. Оборудование для них поступало из
Англии. Наряду с английским капиталом в финансировании промышленных
предприятий участвовали индийцы, владевшие третью акций. Строились крупный
металлургический завод и электростанция, принадлежавшие индийской компании
«Тата». Протяженность железных дорог в стране с 1860 по 1910 г. возросла с 1
тыс. км до 52 тыс. км. Численность рабочих в Индии в начале XX века составляла около 800 тыс. человек.
Изменение условий труда тысяч людей, постепенное проникновение новых идей и
отношений затрагивали разные слои общества.
Реакция на перемены, на
то, что несли с собой европейцы, была неоднозначной — одни поддерживали
новое, другие выступали за неизменность традиционного уклада. При этом
противников европеизации можно было встретить и среди знати, и среди крестьян.
Те, кто стремился к обновлению, тоже стояли на разных позициях. В верхушке
индийского общества, в частности среди интеллигентов, получивших английское
образование, европейский опыт зачастую воспринимался как образец для
подражания. Другие видели свою задачу в том, чтобы идти к возрождению Индии,
опираясь на непреходящие духовные и культурные ценности ее народов. При этом
многими, в том числе религиозными лидерами, признавалась необходимость
преодоления некоторых архаичных традиций и обычаев — кастового неравенства,
униженного положения женщин и др. Расхождение взглядов было заметно и в рамках
Индийского национального конгресса, где наряду с либеральными деятелями
выступал представитель радикального национализма Б. Тилак. За призывы к
решительной антиколониаль ной борьбе он был приговорен к шести годам
заключения, что вызвало мощную рабочую забастовку в поддержку Б. Тилака.
Несмотря на
существовавшие разногласия, в начале XX века широкую поддержку получили лозунги, направленные на
достижение независимости страны, — свадеши (отечественное производство,
одним из проявлений этого движения было изготовление индийских тканей и отказ
от ввозимых английских тканей) и сварадж (собственное правление). Было
очевидно, что решение проблем модернизации в Индии невозможно без учета задач
национального освобождения.
|