В первые десятилетия XX века промышленность в странах Европы и США
развивалась особенно быстрыми темпами. За относительно короткий период
1900—1913 гг. в мире почти в 2 раза выросли добыча угля и выпуск чугуна, в 2,5
раза — нефтедобыча. Большая часть этой продукции приходи лась на долю стран
Европы и США. Менялась структура промышленности: возрастал удельный вес
металлургии, машиностроения, развивались новые отрасли — станкостроение,
автомобилестроение, электротехническая и химическая промышленность.
Расширялась география
индустрии. Так, значительное число электротехнических и химических предприятий
было построено в Германии, промышленность которой в 1913 г. давала 86%
мирового производства синтетических красок, множество другой химической
продукции — от минеральных удобрений до взрывчатых веществ. В Швеции
расширялись предприятия лесопильной и бумажной промышленности, развернулось
производство высококачественных сталей. В Нидерландах был создан концерн «Филипс»,
выпускавший радиотехнику высокого качества и вскоре завоевавший мировой рынок.
В Италии за короткий срок выросла автомобильная промышленность (к 1914 г.
действовали 44 компании), лидером которой стала фирма «Фиат».
В разных отраслях
промышленности возникали крупные монополистические объединения. В Германии в
электротехнической отрасли господствовали концерны «Сименс — Гальске», «Сименс
— Шуккерт» и АЭГ («Всеобщее электрическое общество»), в судостроении — компании
«Северогерманский Ллойд» и «Гамбург — Америка», в химической промышленности
несколько картелей также объединились в две монополистические группы. В
автомобилестроении во Франции тон задавали две крупные фирмы — «Рено» и
«Пежо». Соединенные Штаты Америки в тот период получили название «страны
трестов». В 1900 г. монополии, численно составлявшие 8% всех предприятий,
производили 59,9% промышленной продукции страны. Имена Рокфеллеров, Карнеги,
Морганов символизировали целые отрасли экономики — нефть, сталь, финансы.
Одновременно с концентрацией производства усиливалась концентрация капитала. В
1909 г. 9 берлинских банков контролировали 83 % финансов страны, а в Англии 12
банков управляли 70 % всего банковского капитала.
В условиях возраставшей
конкуренции многие предприниматели занялись поисками путей более эффективной
организации производства, стандартизации и автоматизации. Система американца Ф.
Тейлора, предусматривавшая разделение производственного цикла на операции,
специализацию работников, хронометрирование и нормирование заданий, способствовала
повышению производительности труда рабочих. В 1913 г. на автомобильных
предприятиях Г. Форда впервые появился сборочный конвейер — поточная линия по
производству автомобилей из стандартных деталей. Вскоре компания Форда
выпускала по автомобилю каждые три минуты. Рост производительности труда давал
возможность снижать себе стоимость и цены. В эти годы количество автомобилей в
США превысило 1,2 млн., на каждых 9 американцев приходился один автомобиль.
Началась эпоха массового производства.
Бурный индустриальный
рост порождал не только достижения, но и проблемы. В результате введения новых
машин и форм организации труда значительно увеличивалась нагрузка рабочих. Те,
кто работал на конвейере, испытывали как физическую усталость, так и сильное
психическое напряжение. Машины диктовали людям жесткий трудовой ритм, не позволяя
ни на минуту расслабиться. Выдержать такую работу в течение 10—11 часов было
невозможно. Рабочие все более активно требовали изменения условий труда и
размеров оплаты.
С начала XX в. все острее давала от себе знать цикличность
развития экономики в индустриальном обществе. Периоды подъемов и стабильности
сменялись кризисами. В первые десятилетия века кризисными для многих
европейских стран и США оказались 1900—1903, 1907—1908 и 1913 годы. Быстрое
промышленное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось на состоянии
природы, среды обитания людей. Вокруг промышленных городов уже не оставалось
лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных
районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. Становилось все очевиднее,
что за технический прогресс приходится платить.
|