Среда, 12.08.2020, 09:04
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Май » 20 » ПЕРВОБЫТНОСТЬ ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
23:07
ПЕРВОБЫТНОСТЬ ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО


1. Эпоха первобытности

Первобытность — первая эпоха, выделяемая во всемирно-историческом процессе. Она включает период развития человечества с момента выделения человека из животного мира (ок. 2,5 млн лет назад) до образования классо­вого общества и первых цивилизаций (рубеж IVIII тысячелетий до н. э.). От последующих эпох первобытность принципиально отличается: а) огром­ной длительностью — более 9/10 всемирной истории; б) двойственностью, так как параллельно шло не только становление человеческого общества (социогенез), но и человека как биологического вида (антропогенез); в) отсутствием письменности.

Раздел исторической науки, изучающий первобытность, — первобытная история (иначе — доистория) тоже имеет свою специфику: а) она базирует­ся на данных антропологии, археологии и сравнительном этнографическом материале; б) теснее (чем другие разделы истории) связана с естественными науками (геологией, палеоботаникой и др.); в) использует одновременно антропологическую и археологическую периодизации.

Как данные геологии и этнографии могут помочь в изучении первобытной исто­рии? Приведите примеры.

2.  Основные этапы эволюции человека

Во второй половине XX в. произошли кар­динальные изменения во взглядах на древность человеческого рода, его прародину и этапы «оче­ловечивания». Они связаны с новыми находками в Африке, а также с использованием в антропо­логии методов биохимической и молекулярной генетики. Роль исторических и биологических факторов в эволюции стала понятнее, а сама она оказалась более сложной, чем представлялось ра­нее. Стало очевидно, например, что процесс «оче­ловечивания» начался раньше, чем предполага­лось, протекал неравномерно и имел (особенно на ранней стадии) много переходных, вариативных и тупиковых форм. Не все детали его известны, а в толковании все еще немало гипотез.

Австралопитек. Эфиопия Ио:||>и<;| 3,9 млн лет Рпкпппрукции М Л Кушиской

Поздний архантроп

(синантроп). Китай. Рекон­струкция М. М. Герасимова

Классический палеоантроп

(неандерталец) из пещеры Ла Ферраси. Франция. Рекон­струкция М. М. Герасимова

Поздний неоантроп

(кроманьонец) из пещеры Арене Кандида. Италия Реконструкция Т. С. Балуевой и Е. В. Веселовской

Согласно данным молекулярной биологии человек как биологический вид возник в Африке, откуда расселился по всей планете, и все народы мира — потомки небольшой родственной группы исторических африканцев. Окончательное расхождение эволюционных ветвей человека и крупных че­ловекообразных обезьян произошло, видимо, около 8—6 млн лет назад.

В современной теории антропогенеза одной из наиболее обоснованных является гипотеза «природного толчка» (климатического, тектонического, радиационного или другого характера), изменившего условия существования и направление естественного отбора предков человека. Чаще всего говорят об аридизации (от лат. аггаиз — сухой) климата, в результате которой площадь тропических лесов в Африке сократилась и часть их бывших обитателей приспособилась к наземному существованию в редколесье и саванне. Жизнь на открытом месте, освоение новых видов пищи, борьба за выживание с крупными наземными хищниками вызвали цепь взаимосвязанных процес­сов. Среди них переход к прямохождению, высвобождение и развитие рук, стимуляция деятельности головного мозга; начало производства орудий, в последующем — развитие речи и мышления, коллективных навыкон выживания. Основными двигателями эволюции выступают наследственная изменчивость и естественный отбор (как факторы биологические) и трудовая деятельность (как процесс социально-психологический).

Схематически в общем виде процесс антропогенеза выглядит следующим образом.

• 6/5—1,0 млн лет до н. э. — время существования в Африке (Южной и Восточной) переходного от человекообразных обезьян к человеку вида австра лопитеков («южных обезьян»), постоянно передвигавшихся на двух ногах и использовавших природные предметы (ветки, камни, кости) в качестве орудии защиты, охоты и т. п.

• 2,5/2 — 1,6 млн лет до н. э. — время существования древнейших пред­ставителей рода Нота (лат. — человек), потомков прогрессивного вида австралопитеков, первыми освоивших изготовление орудий труда из кам­ня. На роль «первого человека» претендуют: а) «человек умелый» (Нота НаЫНз) (Танзания, ущелье Олдувай; возраст 2 млн лет; первооткрыватель Л. Лики, 1960г.) и б) найденный позже «человек рудольфензийский» (Нота гиаоЦепзьз) (Кения, оз. Туркана (Рудольфа); возраст 2,5 млн лет). За пределами Африки вид неизвестен.

1,8 млн — 300/200 тыс. лет до н. э. — время существования «человека прямоходящего» (Нота егес1из), потомка «человека умелого». Появившись в Африке, он расселился на другие континенты. Первооткрыватель вида Э. Дюбуа (остров Ява, 1891 г.) назвал его питекантропом (греч. — обезьяночеловек). Известны разновидности: синантроп, мавританский человек, гейдельбергский человек и другие. В археологии все формы «человека прямоходящего» называют тпкже архантропами (греч. — древнейшие люди).

300/200 тыс. — 40/35 тыс. лет до н. э. — время существования «челове­ка неандертальского» (Нота зар1епз пеапаег1па1епз1з), потомка «человека прямоходящего». Вид сформировался в Африке, расселился в Азии и Европе; назван по месту первой находки (дер. Неандерталь, Германия, 1856 г.). Все разновидности «человека неандертальского» называют также палеоантропами (греч. — древние люди).

Расселение «человека разумного»

50-40 тыс. дон. э.

• 200/130 тыс. лет до н. э. — появление «человека разумного» (Нота заргепз нн1>1спн). Вид включает: а) ископаемые формы так называемого анатомически <'он|юм<м1иого человека; б) все современное человечество. Согласно современ­ным представлениям вид сформировался в Африке и расселился по миру. М 1']|!;к111(' пид появился около 40 тыс. лет до н. э., вытеснив неандертальцев  (не являвшихся, видимо, его предками). Его европейская ископаемая форма носит название кроманьонец (по находке в пещере Кроманьон, Франция). Ископаемых и современных представителей вида называют также нсоап тропами (греч. — новые люди). С появлением Нота заргепз зар1епз эволюция человека как биологического вида в основном завершилась.

3. Палеолит: становление человеческого общества

Одновременно с самим человеком шло формирование человеческого общества. Человеческое общество — это не просто совокупность людей. Оно образуется только тогда, когда в процессе совместной целенаправлен­ной созидательной социально-производственной деятельности возникают качественно новые социальные отношения.

Этапы становления и развития доклассового общества, занявшие всю первобытность, выделяют с помощью археологической периодизации, в основе которой — развитие каменных орудий, единственного повсеместно представленного «компонента» первобытной культуры. Это «технологиче­ское» членение соответствует эволюции видов человека, форм его хозяйства, а также уровню его духовного и интеллектуального развития.

Первобытность почти целиком принадлежит эпохе камня, которая в зави­симости от типа и приемов изготовления орудий труда подразделяется на:

палеолит (древнекаменный век): 2,5 млн — ХП/Х тыс. лет до н. э.,

периоды: ранний (или нижний), средний, поздний (или верхний);

мезолит   (среднекаменный век): Х/1Х—УШ/УП тыс. лет до н. э;

неолит      (новокаменный век): УШ/УП—III тыс. лет до н. э.

Ранний палеолит (2,5 млн — 300/200 тыс. лет до н. э.) — общества «человека умелого» и архантропа. Крошечные сообщества «человека умело­го», обитавшего только в тропическом климате, вели бродячий образ жизни, на временных стоянках соору­жали первые укрытия; пищу добывали собиратель­ством, частично питались падалью, осваивали охоту. Но именно они сделали первый шаг к целенаправлен­ной «орудийной» деятельности. Древнейшее сделан­ное ими орудие — грубое рубило (сколотый с одной стороны кусок гальки) — стало начальной формой приспособления людей к среде обитания.

Сообщества архантропов (называемые ранними праобщйнами) обитали уже на трех континентах в разных климатических условиях; были крупнее (до 60 человек) и намного сложнее. Главное орудие ирхантропов — ручное рубило (см. с. 25) стало первым стандартизи­рованным (т. е. выдержанным по форме) инструментом, сделанным человеком. Оно свидетельствует о высокой сообразительности и опыте и а готовителей .

Стоянки 'архантропов различались по назначению (общие поселения, временные охотничьи «лагеря», «мастерские» и др.), жилища — по типу (шалаши; укрепленные камнями хижины из веток; «шатры», похожие на чумы народов Севера; пещеры). Именно архантропы сделали одно из революционных открытий человечества — первыми освоили огонь — одну из природных сил. Получая его из естественных источников (обычно при пожарах), применяли для обогрева, защиты от хищников, приготовления мясной пищи, качественно меняя ее свойства. До половины рациона они добывали собирательством, но ведущую роль играла уже коллективная охота с участием всей праобщины, применением загонов, ловушек, поджога травы. Существование архантропов целиком зависело от того, что они «отбирали» у природы: это был присваивающий тип хозяйства в его простейшей форме.

О чем свидетельствует наличие разных по своему назначению стоянок и различных по типу жилищ? В пещере Чжоукоудянь (Китай) найдена стоянка архантропов с шестиметровым слоем золы от костра. Что это говорит об образе жизни дан­ного сообщества?

Мышление (хотя и в примитивной форме), освоение огня и изготов­ление орудий были главными преимуществами архантропов в борьбе за мыживание. В их обществе уже складывались отношения, которые станут глинными для человечества. Совместные формы проживания, орудийной деятельности и охоты сплачивали общины, формировали принципы кол­лективизма и равенства в распределении благ и обязанностей.

Средний палеолит (200—40 тыс. лет до н. э.): общество палеоантропов. Стоянки палеоантропов, найденные в Африке, Азии и Европе, свидетель-гтиуют об общем росте населения и дифференциации в использовавших их коллективах (так называемых поздних праобщинах). Лучше всего известны оароиейские неандертальцы. Время их жизни пришлось на ледниковый период (ок. 100—35 тыс. лет до н.э.)— последнее сильное похолодание ни .Чемле, потребовавшее значительной физической, хозяйственной и со­циальной адаптации.

Неандертальцы изготавливали уже десятки типов орудий, впервые — гнецинлииированных: остроконечники (превратившие копье в оружие, мрименяшнеося тысячи лет), скребла (для выделки шкур), ножи, зазубрен­ные «пилы»; достигли совершенства обработки кремня; обладали опытом, мимнием материала и его месторождений.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Неандертальцы освоили опасную охоту на гигантов, приспособившихся к хо­лодам (ископаемых пещерных медведей, шерстистых носорогов, мамонтом). Из их шкур неандертальцы первыми стали шить зимнюю одежду и ис­пользовать их для утепления жилища (пещеры, хижины). Научившие!, добывать огонь (трением или высеканием искр), обогревали жилища кост­рами. С помощью одежды и теплых жилищ они создали искусственный микроклимат, помогший им выжить в условиях оледенения.

Именно в быте неандертальцев можно заметить первые элементы духовной жизни. По всей Европе обнаружены пещеры, содержащие наме­ренно сгруппированные кости животных, чаще всего — черепа пещерных медведей (самых опасных хищников). Это несомненные следы древней­ших магических ритуалов, связывавших людей с животными — главным источником или главной угрозой их существования. У неандертальцев также впервые вошло в обычай хоронить своих умерших сородичей. Эле­менты погребального обряда говорят не только о возникновении зачатков верований, но и о зарождении в их среде качественно новых отношений. Известна недавняя находка в пещере на юге Африки — пластины охры с процарапанным геометрическим орнаментом: если возраст «рисунка» установлен верно (предположительно 70 тыс. лет до н. э.), то «автором» древнейшего в мире произведения искусства тоже был неандерталец.

Поздний палеолит (40—10 тыс. лет до н. э.): общество ископаемых нео­антропов. В позднем палеолите Ното заргепз обитал уже по всему миру: в Азии и Европе он сменил предшествовавшие ему архаические виды, а в Америке и Австралии стал первым представителем человеческого рода. Для этой переломной эпохи характерны: повышение технического уровня орудий; рост населения (почти в 10 раз); увеличение размеров и усложнение структуры коллективов; «скачок» в продолжительности жизни (в среднем до 33 лет); развитие речи, интеллекта, духовной жизни.

Оу     В эту же эпоху явственно проявляет себя процесс расообразования. Почему?

Кроманьонцы изготавливали уже более ста разновидностей орудий, освоили сложную технику обработки камня, использовали кость и бивни; изобрели орудия для охоты на расстоянии (копьеметалки, гарпуны), рыбо­ловные крючки и силки. Все это экономило сырье, время и силы, расши­ряло пищевую базу, усиливало власть человека над природой.

Кроманьонцы были лучшими охотниками палеолита: на их стоянках обнаружены кости тысяч животных. Они жили большими коллективами (до 150 человек), сооруженные ими «дома» (хижины из камня, дерева, шкур, полуземлянки) вмещали десятки людей.

Коллективы отличали не просто размеры: каждый представлял собой род. Его члены осознавали свое родство (и свое отличие от других родов) в осо­бой форме — тотемизме. Они верили в общее происхождение сородичей от одного предка (тотема), чаще всего — животного, главного объекта их охоты, который становился объектом почитания. Род являлся также хозяйственной единицей: сообща владел угодьями для собирательства и охоты, жилищами, запасами пищи, шкур, дров, кремня для орудий. Такой'коллектив называют родовой общиной. Родовыми общинами жили предки всех народов, населяющих Землю.

Кроманьонцам уже были присущи развитая речь, высокий уровень интеллектуального развития; У них впервые возникла потребность в си­стематических занятиях особым видом деятельности — искусством. На их стоянках в Европе (от Испании до Урала) найдено множество фигурок из мягкого камня, кости, бивня, а также поразительная пещерная графика и живопись (открыта впервые в 1879 г. в пещере Альтамира, Испания, М. де Саутолой, археологом-любителем).

В изобразительном и пластиче­ском искусстве позднего палеолита присутствуют два главных героя: животное — основа жизни — и женщина (обычно с преувеличенно полной фигурой) — прародитель­ница всего живого. Считается, что искусство палеолита носило по пре­имуществу утилитарный характер: оно предназначалось для магичес­кого воздействия на природу, по­могающего выживанию человека. О сложных мировоззренческих пред­ставлениях кроманьонцев можно также судить по их погребениям.

В палеолите человечество сфор­мировалось как биологический вид; приобрело важнейшие адаптацион­ные качества, расширило террито­рию проживания; освоило главные приемы производства орудий труда и коллективной охоты; научилось шить одежду, строить и обогревать жилища. Были заложены начала миропонимания и мировоззрения, отразившиеся в верованиях: магии,

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

тотемизме, анимизме (от лат. атта — дух, душа) и художественном тип честве.

С появлением в позднем палеолите человека современного тиин первобытной родовой общины завершилось становление человечески общества.

4, Мезолит: эпоха перемен

К X тысячелетию до н. э. палеолит закончился: ледники растаял! начались перемены в климате, флоре и фауне. Исчезли ископаемые гигш ты; в степях сократились стада копытных, в лесах стало много лесны животных и другой дичи.

Мезолит — время освоения человеком пространства с юга на север: изобретением транспортных средств (плотов, челноков, а также лыж) люд расселились до северных пределов Евразии. Их пищевая база расширял ас: менялся способ ее обеспечения: коллективная охота вытеснялась индиш-дуальной (особенно с изобретением лука и появлением помощницы — соГи ки — первого прирученного животного); воз­росла роль рыболовства — зародился морской промысел. Изменялось и общество: крупные родовые общины делились на более мелкие семейно-производственные ячейки, уже спо­собные себя прокормить; для большой облав­ной охоты объединялось несколько родов.

Искусство мезолита отразило перемены в мироощущении людей. Оно «вышло» из темных пещер на поверхность скал. Главным героем наскальных изображений стал человек, охотник, в его взаимодействии с другими людь­ми (сражения, коллективная охота). Однако мезолитический человек еще не обрел инди­видуальности и оставался безликим в прямом смысле слова.


Просмотров: 10137 | Добавил: $Andrei$ | Теги: ПЕРВОБЫТНОСТЬ, ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Май 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2020
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика