1. Эпоха первобытности
Первобытность — первая эпоха, выделяемая во всемирно-историческом процессе. Она
включает период развития человечества с момента выделения человека из животного
мира (ок. 2,5 млн лет назад) до образования классового общества и первых
цивилизаций (рубеж IV—III тысячелетий до н. э.). От последующих эпох
первобытность принципиально отличается: а) огромной длительностью — более 9/10
всемирной истории; б) двойственностью, так как параллельно шло не только
становление человеческого общества (социогенез), но и человека как
биологического вида (антропогенез); в) отсутствием письменности.
Раздел исторической науки, изучающий
первобытность, — первобытная история (иначе — доистория) тоже
имеет свою специфику: а) она базируется на данных антропологии, археологии и сравнительном
этнографическом материале; б) теснее (чем другие разделы истории) связана с
естественными науками (геологией, палеоботаникой и др.); в) использует
одновременно антропологическую и археологическую периодизации.
Как данные геологии и этнографии могут помочь в изучении первобытной истории? Приведите примеры.
2. Основные этапы эволюции человека
Во второй половине XX в. произошли кардинальные изменения во взглядах
на древность человеческого рода, его прародину и этапы «очеловечивания». Они связаны
с новыми находками в Африке, а также с использованием в антропологии методов
биохимической и молекулярной генетики. Роль исторических и биологических
факторов в эволюции стала понятнее, а сама она оказалась более сложной, чем
представлялось ранее. Стало очевидно, например, что процесс «очеловечивания»
начался раньше, чем предполагалось, протекал неравномерно и имел (особенно на
ранней стадии) много переходных, вариативных и тупиковых форм. Не все детали
его известны, а в толковании все еще немало гипотез.
Австралопитек. Эфиопия Ио:||>и<;| 3,9 млн лет Рпкпппрукции М Л Кушиской
Поздний архантроп
(синантроп). Китай. Реконструкция М. М. Герасимова
Классический палеоантроп
(неандерталец) из пещеры Ла Ферраси. Франция. Реконструкция М. М. Герасимова
Поздний неоантроп
(кроманьонец) из пещеры Арене Кандида. Италия
Реконструкция Т. С. Балуевой и Е. В. Веселовской
Согласно данным молекулярной биологии человек
как биологический вид возник в Африке, откуда расселился по всей планете, и все
народы мира — потомки небольшой родственной группы исторических африканцев.
Окончательное расхождение эволюционных ветвей человека и крупных человекообразных
обезьян произошло, видимо, около 8—6 млн лет назад.
В современной теории антропогенеза одной из
наиболее обоснованных является гипотеза «природного толчка» (климатического,
тектонического, радиационного или другого характера), изменившего условия
существования и направление естественного отбора предков человека. Чаще всего
говорят об аридизации (от лат. аггаиз — сухой) климата, в результате
которой площадь тропических лесов в Африке сократилась и часть их бывших
обитателей приспособилась к наземному существованию в редколесье и саванне.
Жизнь на открытом месте, освоение новых видов пищи, борьба за выживание с крупными
наземными хищниками вызвали цепь взаимосвязанных процессов. Среди них переход
к прямохождению, высвобождение и развитие рук, стимуляция деятельности
головного мозга; начало производства орудий, в последующем — развитие
речи и мышления, коллективных навыкон выживания. Основными двигателями
эволюции выступают наследственная изменчивость и естественный отбор (как
факторы биологические) и трудовая деятельность (как процесс
социально-психологический).
Схематически в общем виде процесс антропогенеза
выглядит следующим образом.
•
6/5—1,0 млн лет до н. э. — время существования в Африке (Южной и Восточной)
переходного от человекообразных обезьян к человеку вида австра лопитеков («южных
обезьян»), постоянно передвигавшихся на двух ногах и использовавших природные
предметы (ветки, камни, кости) в качестве орудии защиты, охоты и т. п.
• 2,5/2 — 1,6 млн лет до н. э. — время существования
древнейших представителей рода Нота (лат. — человек), потомков
прогрессивного вида австралопитеков, первыми освоивших изготовление орудий
труда из камня. На роль «первого человека» претендуют: а) «человек умелый»
(Нота НаЫНз) (Танзания, ущелье Олдувай; возраст 2 млн лет; первооткрыватель
Л. Лики, 1960г.) и б) найденный позже «человек рудольфензийский» (Нота
гиаоЦепзьз) (Кения, оз. Туркана (Рудольфа); возраст 2,5 млн лет). За
пределами Африки вид неизвестен.
• 1,8 млн — 300/200
тыс. лет до н. э. — время существования «человека прямоходящего» (Нота
егес1из), потомка «человека умелого». Появившись в Африке, он расселился на
другие континенты. Первооткрыватель вида Э. Дюбуа (остров Ява, 1891 г.) назвал
его питекантропом (греч. — обезьяночеловек). Известны разновидности:
синантроп, мавританский человек, гейдельбергский человек и другие. В археологии
все формы «человека прямоходящего» называют тпкже архантропами (греч. —
древнейшие люди).
• 300/200 тыс. — 40/35
тыс. лет до н. э. — время существования «человека неандертальского»
(Нота зар1епз пеапаег1па1епз1з), потомка «человека прямоходящего». Вид
сформировался в Африке, расселился в Азии и Европе; назван по месту первой
находки (дер. Неандерталь, Германия, 1856 г.). Все разновидности «человека
неандертальского» называют также палеоантропами (греч. — древние люди).
Расселение «человека разумного»
50-40 тыс. дон. э.
• 200/130 тыс. лет до н. э. —
появление «человека разумного» (Нота заргепз нн1>1спн). Вид включает:
а) ископаемые формы так называемого анатомически <'он|юм<м1иого человека;
б) все современное человечество. Согласно современным представлениям вид
сформировался в Африке и расселился по миру. М 1']|!;к111(' пид появился около
40 тыс. лет до н. э., вытеснив неандертальцев (не являвшихся, видимо, его предками). Его европейская ископаемая
форма носит название кроманьонец (по находке в пещере Кроманьон, Франция).
Ископаемых и современных представителей вида называют также нсоап тропами (греч.
— новые люди). С появлением Нота заргепз зар1епз эволюция человека как
биологического вида в основном завершилась.
3. Палеолит: становление человеческого общества
Одновременно с самим человеком шло формирование человеческого
общества. Человеческое общество — это не просто совокупность людей. Оно
образуется только тогда, когда в процессе совместной целенаправленной
созидательной социально-производственной деятельности возникают качественно
новые социальные отношения.
Этапы становления и развития доклассового общества, занявшие всю
первобытность, выделяют с помощью археологической периодизации, в основе
которой — развитие каменных орудий, единственного повсеместно представленного
«компонента» первобытной культуры. Это «технологическое» членение
соответствует эволюции видов человека, форм его хозяйства, а также уровню его
духовного и интеллектуального развития.
Первобытность почти целиком принадлежит эпохе камня, которая в
зависимости от типа и приемов изготовления орудий труда подразделяется на:
• палеолит (древнекаменный
век): 2,5 млн — ХП/Х тыс. лет до н. э.,
периоды: ранний (или нижний), средний, поздний (или верхний);
• мезолит (среднекаменный век): Х/1Х—УШ/УП тыс.
лет до н. э;
• неолит (новокаменный век): УШ/УП—III тыс. лет до н. э.
Ранний палеолит (2,5 млн — 300/200 тыс. лет до н. э.) — общества «человека умелого» и архантропа. Крошечные сообщества
«человека умелого», обитавшего только в тропическом климате, вели бродячий
образ жизни, на временных стоянках сооружали первые укрытия; пищу добывали собирательством,
частично питались падалью, осваивали охоту. Но именно они сделали
первый шаг к целенаправленной «орудийной» деятельности. Древнейшее сделанное
ими орудие — грубое рубило (сколотый с одной стороны кусок гальки) —
стало начальной формой приспособления людей к среде обитания.
Сообщества архантропов (называемые ранними праобщйнами) обитали
уже на трех континентах в разных климатических условиях; были крупнее (до 60
человек) и намного сложнее. Главное орудие ирхантропов — ручное рубило (см. с. 25) стало первым
стандартизированным (т. е. выдержанным по форме) инструментом, сделанным
человеком. Оно свидетельствует о высокой сообразительности и опыте и а
готовителей .
Стоянки 'архантропов различались по назначению
(общие поселения, временные охотничьи «лагеря», «мастерские» и др.), жилища —
по типу (шалаши; укрепленные камнями хижины из веток; «шатры», похожие на чумы
народов Севера; пещеры). Именно архантропы сделали одно из революционных
открытий человечества — первыми освоили огонь — одну из природных сил.
Получая его из естественных источников (обычно при пожарах), применяли для обогрева,
защиты от хищников, приготовления мясной пищи, качественно меняя ее свойства.
До половины рациона они добывали собирательством, но ведущую роль играла уже коллективная
охота с участием всей праобщины, применением загонов, ловушек, поджога
травы. Существование архантропов целиком зависело от того, что они «отбирали» у
природы: это был присваивающий тип хозяйства в его простейшей форме.
О чем свидетельствует наличие разных по своему назначению стоянок и различных по типу жилищ? В пещере Чжоукоудянь (Китай) найдена стоянка архантропов с шестиметровым слоем золы от костра. Что это говорит об образе жизни данного сообщества?
Мышление (хотя и в примитивной форме), освоение
огня и изготовление орудий были главными преимуществами архантропов в борьбе
за мыживание. В их обществе уже складывались отношения, которые станут глинными
для человечества. Совместные формы проживания, орудийной деятельности и охоты
сплачивали общины, формировали принципы коллективизма и равенства в
распределении благ и обязанностей.
Средний палеолит (200—40 тыс. лет до н. э.):
общество палеоантропов. Стоянки палеоантропов, найденные в Африке, Азии и
Европе, свидетель-гтиуют об общем росте населения и дифференциации в
использовавших их коллективах (так называемых поздних праобщинах). Лучше всего
известны оароиейские неандертальцы. Время их жизни пришлось на ледниковый
период (ок. 100—35 тыс. лет до н.э.)— последнее сильное похолодание ни .Чемле,
потребовавшее значительной физической, хозяйственной и социальной адаптации.
Неандертальцы изготавливали уже десятки типов
орудий, впервые — гнецинлииированных: остроконечники (превратившие копье в
оружие, мрименяшнеося тысячи лет), скребла (для выделки шкур), ножи, зазубренные
«пилы»; достигли совершенства обработки кремня; обладали опытом, мимнием
материала и его месторождений.
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Неандертальцы освоили опасную охоту на гигантов,
приспособившихся к холодам (ископаемых пещерных медведей, шерстистых
носорогов, мамонтом). Из их шкур неандертальцы первыми стали шить зимнюю одежду
и использовать их для утепления жилища (пещеры, хижины). Научившие!, добывать
огонь (трением или высеканием искр), обогревали жилища кострами. С помощью
одежды и теплых жилищ они создали искусственный микроклимат, помогший им выжить
в условиях оледенения.
Именно в быте неандертальцев можно заметить
первые элементы духовной жизни. По всей Европе обнаружены пещеры,
содержащие намеренно сгруппированные кости животных, чаще всего — черепа
пещерных медведей (самых опасных хищников). Это несомненные следы древнейших
магических ритуалов, связывавших людей с животными — главным источником или
главной угрозой их существования. У неандертальцев также впервые вошло в обычай
хоронить своих умерших сородичей. Элементы погребального обряда говорят не
только о возникновении зачатков верований, но и о зарождении в их среде
качественно новых отношений. Известна недавняя находка в пещере на юге Африки —
пластины охры с процарапанным геометрическим орнаментом: если возраст «рисунка»
установлен верно (предположительно 70 тыс. лет до н. э.), то «автором»
древнейшего в мире произведения искусства тоже был неандерталец.
Поздний палеолит (40—10 тыс. лет до н. э.):
общество ископаемых неоантропов. В позднем палеолите Ното заргепз обитал
уже по всему миру: в Азии и Европе он сменил предшествовавшие ему архаические
виды, а в Америке и Австралии стал первым представителем человеческого рода.
Для этой переломной эпохи характерны: повышение технического уровня орудий;
рост населения (почти в 10 раз); увеличение размеров и усложнение структуры
коллективов; «скачок» в продолжительности жизни (в среднем до 33 лет); развитие
речи, интеллекта, духовной жизни.
Оу В эту же эпоху явственно проявляет себя процесс расообразования. Почему?
Кроманьонцы изготавливали уже более ста
разновидностей орудий, освоили сложную технику обработки камня, использовали
кость и бивни; изобрели орудия для охоты на расстоянии (копьеметалки, гарпуны),
рыболовные крючки и силки. Все это экономило сырье, время и силы, расширяло
пищевую базу, усиливало власть человека над природой.
Кроманьонцы
были лучшими охотниками палеолита: на их стоянках обнаружены кости тысяч
животных. Они жили большими коллективами (до 150 человек), сооруженные ими
«дома» (хижины из камня, дерева, шкур, полуземлянки) вмещали десятки людей.
Коллективы отличали не просто размеры: каждый представлял собой род.
Его члены осознавали свое родство (и свое отличие от других родов) в особой
форме — тотемизме. Они верили в общее происхождение сородичей от одного
предка (тотема), чаще всего — животного, главного объекта их охоты, который
становился объектом почитания. Род являлся также хозяйственной единицей: сообща
владел угодьями для собирательства и охоты, жилищами, запасами пищи, шкур,
дров, кремня для орудий. Такой'коллектив называют родовой общиной. Родовыми
общинами жили предки всех народов, населяющих Землю.
Кроманьонцам уже были присущи развитая речь,
высокий уровень интеллектуального развития; У них впервые возникла потребность
в систематических занятиях особым видом деятельности — искусством. На
их стоянках в Европе (от Испании до Урала) найдено множество фигурок из
мягкого камня, кости, бивня, а также поразительная пещерная графика и живопись
(открыта впервые в 1879 г. в пещере Альтамира, Испания, М. де Саутолой,
археологом-любителем).
В изобразительном и пластическом искусстве
позднего палеолита присутствуют два главных героя: животное — основа жизни — и
женщина (обычно с преувеличенно полной фигурой) — прародительница всего
живого. Считается, что искусство палеолита носило по преимуществу утилитарный
характер: оно предназначалось для магического воздействия на природу, помогающего
выживанию человека. О сложных мировоззренческих представлениях кроманьонцев
можно также судить по их погребениям.
В палеолите человечество сформировалось как
биологический вид; приобрело важнейшие адаптационные качества, расширило
территорию проживания; освоило главные приемы производства орудий труда и
коллективной охоты; научилось шить одежду, строить и обогревать жилища. Были заложены начала миропонимания и мировоззрения,
отразившиеся в верованиях: магии,
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
тотемизме, анимизме (от лат. атта — дух,
душа) и художественном тип честве.
С появлением в позднем палеолите человека
современного тиин первобытной родовой общины завершилось становление
человечески общества.
4, Мезолит: эпоха перемен
К X тысячелетию до н. э.
палеолит закончился: ледники растаял! начались перемены в климате, флоре и
фауне. Исчезли ископаемые гигш ты; в степях сократились стада копытных, в лесах
стало много лесны животных и другой дичи.
Мезолит — время освоения человеком пространства
с юга на север: изобретением транспортных средств (плотов, челноков, а также
лыж) люд расселились до северных пределов Евразии. Их пищевая база расширял ас:
менялся способ ее обеспечения: коллективная охота вытеснялась индиш-дуальной
(особенно с изобретением лука и появлением помощницы — соГи ки — первого
прирученного животного); возросла роль рыболовства — зародился морской
промысел. Изменялось и общество: крупные родовые общины делились на более
мелкие семейно-производственные ячейки, уже способные себя прокормить;
для большой облавной охоты объединялось несколько родов.
Искусство мезолита отразило перемены в
мироощущении людей. Оно «вышло» из темных пещер на поверхность скал. Главным
героем наскальных изображений стал человек, охотник, в его взаимодействии с
другими людьми (сражения, коллективная охота). Однако мезолитический человек
еще не обрел индивидуальности и оставался безликим в прямом смысле слова.
|