«Новому миру — новый досуг!» После революции новое быстро входило в жизнь российского общества. Страна перешла на григорианский календарь (после 31 января 1918 г. сразу наступило 14 февраля). В течение 1918 г. была осуществлена реформа русской орфографии (разработанная учеными еще до революции), в результате которой произошло упрощение правил письма. Менялись непривычные названия улиц, площадей и общественных мест в больших и малых городах. Новая власть занялась переименованиями уже с первых месяцев своего существования. Волна переименований усилилась после смерти В.И. Ленина. Открывались санатории и дома отдыха для рабочих. В выходные дни те, кто не хотел оставаться в перенаселенных квартирах, отправлялись за город. Курортные местечки под Москвой и Ленинградом с трудом справлялись с наплывом отдыхающих. Большой популярностью пользовались музеи, вход в них был тогда бесплатным. Другой формой активного отдыха стали занятия спортом. Они охватывали часть социально организованного населения учащихся, военнослужащих, молодых рабочих. Уже в годы «военного коммунизма» развитие физкультурного движения рассматривалось как государственная задача. Ее решение возлагалось на органы Всевобуча. В стране открылись институты физической культуры. Однако в условиях бытовых трудностей и нехватки спортивных сооружений и инвентаря пропаганда физкультуры как «гигиены» и «разрядки» больших результатов не давала. Занятия в спортивных кружках и секциях вплоть до конца 20-х гг. не носили массового характера. С аналогичными трудностями столкнулись организаторы новых праздничных мероприятий, которым большевистская власть придавала важное значение. С помощью новых форм организованного досуга предполагалось пропагандировать идеи новой власти и вытеснить привычные религиозные праздники и обычаи. В праздничном оформлении улиц и площадей после революции участвовали известные художники Б.М. Кустодиев, Н.И. Альтман, братья Веснины, К.С. Петров-Водкин, М.В. До-бужинский и др. В Витебске украшением города к празднованию первой годовщины советской власти руководил уполномоченный комиссар по делам искусств Витебской губернии, будущий всемирно известный художник М.З. Шагал. В идеологических целях власти организовывали кампании солидарности с «братьями по классу» в зарубежных странах, будь то бастующие британские шахтеры и докеры или казненные в США по сфабрикованному обвинению профсоюзные активисты Н. Сакко и Б. Ванцетти. Митинги по сбору средств в фонд бастующих были призваны показать, что советские люди не одиноки в борьбе за идеалы революции.
|