Среди почти 2000 наук о человеке и окружающем его мире особое
место занимает история. История относится к общественным наукам. Предмет ее
исследования — человечество, содержание — процесс его развития, задача —
выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных
рамок, движущих сил, общих закономерностей. База исторической науки —
исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и
процессы в развитии человечества, ее инструментарий — научные методики их
исследования, анализа и интерпретации.
История — наука многоотраслевая. Она включает несколько самостоятельных
направлений: историю политическую, экономическую, культурную, религиозную,
военную, государства и права и др. По ширине охвата материала она
подразделяется на историю мира в целом (всемирную историю), отдельных
континентов, стран и народов (например, России), регионов (например,
балканистика, кавказоведение) и т. д.
История — наука комплексная. Большинство исторических проблем
решается во взаимодействии с другими общественными науками (философией,
экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.), а также
десятками вспомогательных исторических дисциплин. Важнейшими из них
являются: археология (изучает историю человечества по материальным
остаткам его жизнедеятельности), этнография (исследует культуру, быт и
нравы народов, находящихся на разных ступенях исторического развития), антропология
(изучает изменчивость физической организации человека в пространстве и
времени по его костным останкам), хронология (изучает системы
летоисчисления). В современной исторической науке широко используются также
методы и новейшие открытия естественных наук — химии, физики, биологии,
генетики, геологии. На их стыке рождаются новые междисциплинарные науки (такие,
как историческая география, палеоматериаловедение и др.).
/О^ Среди вспомогательных исторических дисциплин — палеография, нумизматика, XX сфрагистика, геральдика, топонимика. Раскройте их названия и объясните, чем они занимаются. Приведите примеры.
История — наука социальная. Она имеет особые общественные функции.
Главными из них являются: научно-познавательная, политико-практическая,
прогностическая, воспитательная, а также функция социальной
Нимяти. Ннбор этих функций примерно одинаков для
всех исторических лпох, одннко изменяется их соотносительная ценность, отражая
представлении и требования своего времени. Социальные функции истории имеют
исключительно важное значение для выработки гражданских качеств, ирннстненных
ориентиров, самоидентификации общества.
2. Этапы развития исторической науки
История — одна из древнейших наук. Интерес к прошлому пробудился у человека в
глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках
мифологического сознания. В мифах и (позднее) л носе в особой мифопоэтической
форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов
(теогония) и людей, возникновение племен и царств, устроение общественной жизни
и т. п. Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях,
прославлявших деяния египетских фараонов, анна-лпх ассирийских царей, позднее —
в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей чисти Библии).
Однако наука история, как и наука вообще,
родилась позже и в другом месте — в Древней Греции. История как наука — продукт
исторического познания: оно основывается на фактах, стремится постичь суть
явлений и процессов, установить их истинные причинно-следственные связи, формирует
особое видение истории — как определенной целостности, изменяющейся во времени
и пространстве.
Такое познание зародилось в VI—V вв. до н. э. в наиболее
развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии). Само слово
«история» (греч. — расспрашивание, описание, рассказ о прошлых событиях)
принадлежит ионийскому диалекту древнегреческого языка.
В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды античных,
то есть древних греческих и римских (от лат. апИдииз — древний),
историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греч. логос
— слово, рассказ) — первые древнегреческие прозаики (н отличие от эпических
поэтов). В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и
мифологии они уже вводили описания реальных событий. Самым известным из
логографов был Гекатёй Милетский (VI V кн. до н. э.). Труды
логографов сохранились лишь в отрывках.
11ерным историком принято считать грека
Геродота (480—425 гг. до н. э.), пмторп «Истории» в девяти частях (книгах),
повествующей о греко-персидских мой них. Почти половина его труда посвящена
описанию стран и народов, нричигтиых к этим событиям. Собирая материал, автор
объездил значительную чисть известного грекам мира (побывал в Египте,
Месопотамии, Причерно-моры1). В споем изложении событий он старался
следовать фактам'и давать им цпциоплльпое объяснение. Уже в древности Геродота
называли «отцом
Введение
Геродот
истории». Тем не менее многие считают первым
подлинно историческим сочинением «Историю» Пелопоннесской войны его младшего
современника Фукидйда (451—396 гг. до н. э.). В ней впервые был
поставлен вопрос о методе исторического исследования и сделана первая попытка
ответить на него.
Знаменитый древнегреческий историк Полйбий (200—120
гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую историю» , которая охватывала события
во всем известном ему мире — Средиземноморье. Ее главная тема — завоевание
Римом мирового господства, основной принцип — стремление к исторической правде.
Великий римский историк Корнелий Тацит (55—120) в своих «Истории» и
«Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым
обратив внимание на роль личности в истории.
История делала первые шаги и на Древнем Востоке.
ВIII в. до н. э. образованные жрецы — египтянин
Манефон и вавилонянин Бёрос — изложили истории своих стран, соответственно
Египта и Вавилонии. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу
эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки. «Китайским Геродотом»
часто называют тайшигуна (придворного летописца) Сыма Цяня (145—90 гг.
до н. э.), автора прославленных «Исторических записок» («Ши цзи»). Построенные
как жизнеописания выдающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических
времен до времени жизни автора.
В эпоху Средневековья на Западе господствовала иная, чем в
античности, идея истории, основанная на религиозном миропонимании. Главной
задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история
превратилась в жанр христианской литературы. Основная ее идея — провиденциализм
(от лат. ргоъгаепПа — провидение), объясняющий судьбу всего сущего,
в том числе ход истории, замыслом Творца.
Основы этого подхода заложил величайший
христианский богослов епископ Аврелий Августин (354—430). В его
грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная»
всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего
Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в
десяти книгах также представлена автором как часть всемирной библейской
истории от «Сотворения мира».
В эпоху Средневековья развитие исторической
науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019—1086) создал огромный
труд «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее» — сводную историю Китая.
Выдающимися арабскими историками были Табарй (ок. 839—923), автор истории стран
Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Яку-
бй (?—897), в сочинениях которого приведены
сведения по истории Ассирии, Кгипта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама.
Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров...»)
величайшего арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406) — одного из
первых теоретиков истории цивилизации.
Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию
мира и истории. Главное в ней — интерес к личности, народу, стремление отделить
собственно историю от религии. Блестящий пример этого — трактат мыслителя и
государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь». Идея
автора — делами мира управляют «естественные закономерности» времени и
истории, которые человек может познать и использовать.
Достижением эпохи Нового времени был историзм — подход к истории как к
прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просветителями XVII—XVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например:
«Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» А. Кондорсе
(1743—1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694—1778), «Письма об изучении истории»
лорда Болингброка (1678—1751) и др.
Однако историзму Просвещения была присуща
двойственность, совмещение рационализма и идеализма в понимании истории. Один
из основоположников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вйко (1668—1744)
и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история
имеет одновременно провиденциальный и объективный характер. Великий немецкий
философ и историк Иоганн Гердер (1744—1803) и « Идеях к философии
истории человечества» — грандиозной картине пути, пройденного всем
человечеством, — основываясь на идее исторического прогресса, считал, что
последний предопределен Творцом, тождественным природе. Оба труда оказали
колоссальное влияние на умы современников.
Введение
На Новое время приходится создание первых
обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с
древнейших времен» историка и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686—1750)
и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М.
М. Щербатова (1733 —1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства
Российского» известного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина
(1766— 1826). Впечатление российского общества от этого труда выразил А. С.
Пушкин: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом».
Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю
России с древнейших времен» в 29 томах написал академик С. М. Соловьев (1820—1879).
Огромное значение для развития исторической
науки имело формирование в XIX в. исторического материализма как метода исторического
познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818—1883)
и Ф. Энгельса (1820—1895) и марксизмом.
В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (история
Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили
пространство и время истории. Сложился ряд новых концепций исторического
развития: «цивилизационная» британского философа и историка Арнольда Тойнби (1889—1975),
«осевого времени» немца Карла Ясперса (1883—1969), «индустриального
общества» У. Ростоу, «постиндустриального общества» О. Тоффлера, К.
Кларка и др.
Широкое распространение получили «цивилизационные»
концепции. Само понятие «цивилизация» (от лат. сшШз —
государственный, городской, гражданский) ввели еще французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого
общества. В начале XIX в., с утверждением
линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать
определенную стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что
«цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные
циви лизации».
В
XX в. один из самых оригинальных вариантов
«цивилизационных» концепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение
истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций».
Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший
одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). .')ти
«локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.
3. Периодизация истории
Осознание истории как длительного процесса вело
к попыткам ее периодизации, т. е. выделению значимых и отмеченных
общностью этапов. Предложено много способов ее членения, основанных на
различных критериях и разном понимании истории.
Древнейшим, еще «мифологическим», было деление
жизни человечества на прошлое — «золотой век», когда миром правили боги, и
настоящее — век людей, «испорченный». Так, греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» говорит о пяти веках: золотом,
серебряном, медном, героическом и железном, каждый — тяжелее предыдущего.
Другая родившаяся в древности периодизация
(первым ее предложил ученик Аристотеля Дикеарх, IV в. до н. э.) построена на выделении способа
жизнеобеспечения: охотничье-собирательского, пастушеского, земледельческого;
много позже (в XVIII в.) к ним был прибавлен
торгово-промышленный.
Рано сформировалась идея цикличности, суть
которой — повторяемость :>тнпов развития всех обществ и государств:
зарождения, зрелости, падения. Впервые она появилась у Ибн Халдуна,
впоследствии в разных формах ее развивали Дж. Вико, Н. Макиавелли и многие
другие.
Сложившаяся в эпоху Просвещения концепция поступательного
развития общества (культурного прогресса) делила его историю на стадии дикости,
варварства и цивилизации.
Еще в эпоху Возрождения в XV в. итальянские гуманисты ввели принципиально
новую периодизацию истории, под которой понималась лишь история писаная.
Причисляя себя к Новому времени, они выделили его исторических
предшественников: период античности (греко-римский, идеалам которого они
подражали) и срединный период, «средние века» (для них — «темные», время
безраздельного господства христианской религии). Таким образом, были выделены
три всемирно-исторические эпохи. В эту схему позднее (по существу в XIX в., когда перед историками стал открываться мир
Древнего Востока) был включен древневосточный период как предшествующий
периоду античности.
Тогда же А. Сен-Симон (1760—1825) предложил периодизацию,
основанную на различии форм труда: рабского, феодального, наемного и свободного
от эксплуатации. Этот подход был использован в одной из наиболее обоснованных
систем периодизации всемирной истории — марксистской. В ее основе лежит способ
производства, т. е. исторически определенный способ добывания материальных
благ в обществе, образующий единство производительных сил и производственных
отношений. Соответственно история человечества членится на пять
последовательных общественно-экономических эпох (формаций): первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
В
концепциях постиндустриального общества в качестве критерия периодизации
истории взяты типы общественного производства: первичное (сельское хозяйство),
вторичное (обрабатывающее промышленное), третичное (сфера услуг). Им
соответствуют три типа сменяющих друг друга обществ: аграрное,
индустриальное и постиндустриальное (технотронное).
|