Среда, 12.08.2020, 09:51
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Май » 20 » Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук
23:03
Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук


Среди почти 2000 наук о человеке и окружающем его мире особое место занимает история. История относится к общественным наукам. Предмет ее исследования — человечество, содержание — процесс его развития, задача — выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей. База исторической науки — исторические источники (материальные и пись­менные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества, ее инструментарий — научные методики их исследования, анализа и интер­претации.

История — наука многоотраслевая. Она включает несколько самосто­ятельных направлений: историю политическую, экономическую, куль­турную, религиозную, военную, государства и права и др. По ширине охвата материала она подразделяется на историю мира в целом (всемирную историю), отдельных континентов, стран и народов (например, России), регионов (например, балканистика, кавказоведение) и т. д.

История — наука комплексная. Большинство исторических проблем решается во взаимодействии с другими общественными науками (филосо­фией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.), а также десятками вспомогательных исторических дисциплин. Важнейшими из них являются: археология (изучает историю человечества по материальным остаткам его жизнедеятельности), этнография (иссле­дует культуру, быт и нравы народов, находящихся на разных ступенях исторического развития), антропология (изучает изменчивость физической организации человека в пространстве и времени по его костным останкам), хронология (изучает системы летоисчисления). В современной исторической науке широко используются также методы и новейшие открытия естествен­ных наук — химии, физики, биологии, генетики, геологии. На их стыке рождаются новые междисциплинарные науки (такие, как историческая география, палеоматериаловедение и др.).

/О^     Среди вспомогательных исторических дисциплин палеография, нумизматика, XX     сфрагистика, геральдика, топонимика. Раскройте их названия и объясните, чем они занимаются. Приведите примеры.

История — наука социальная. Она имеет особые общественные функ­ции. Главными из них являются: научно-познавательная, политико-прак­тическая, прогностическая, воспитательная, а также функция социальной

Нимяти. Ннбор этих функций примерно одинаков для всех исторических лпох, одннко изменяется их соотносительная ценность, отражая представ­лении и требования своего времени. Социальные функции истории имеют исключительно важное значение для выработки гражданских качеств, ирннстненных ориентиров, самоидентификации общества.

2. Этапы развития исторической науки

История — одна из древнейших наук. Интерес к прошлому пробудился у человека в глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках мифологического сознания. В мифах и (позднее) л носе в особой мифопоэтической форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов (теогония) и людей, возникновение племен и царств, устроение общественной жизни и т. п. Отдельные элемен­ты историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях, прославлявших деяния египетских фараонов, анна-лпх ассирийских царей, позднее — в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей чисти Библии).

Однако наука история, как и наука вообще, родилась позже и в другом месте — в Древней Греции. История как наука — продукт исторического познания: оно основывается на фактах, стремится постичь суть явлений и процессов, установить их истинные причинно-следственные связи, форми­рует особое видение истории — как определенной целостности, изменяю­щейся во времени и пространстве.

Такое познание зародилось в VIV вв. до н. э. в наиболее развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии). Само слово «история» (греч. — расспрашивание, описание, рассказ о прошлых собы­тиях) принадлежит ионийскому диалекту древнегреческого языка.

В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды ан­тичных, то есть древних греческих и римских (от лат. апИдииз — древний), историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греч. логос — слово, рассказ) — первые древнегреческие прозаики (н отличие от эпических поэтов). В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и мифологии они уже вводили описания реаль­ных событий. Самым известным из логографов был Гекатёй Милетский (VI V кн. до н. э.). Труды логографов сохранились лишь в отрывках.

11ерным историком принято считать грека Геродота (480—425 гг. до н. э.), пмторп «Истории» в девяти частях (книгах), повествующей о греко-персид­ских мой них. Почти половина его труда посвящена описанию стран и народов, нричигтиых к этим событиям. Собирая материал, автор объездил значитель­ную чисть известного грекам мира (побывал в Египте, Месопотамии, Причерно-моры1). В споем изложении событий он старался следовать фактам'и давать им цпциоплльпое объяснение. Уже в древности Геродота называли «отцом

Введение

Геродот

истории». Тем не менее многие считают пер­вым подлинно историческим сочинением «Ис­торию» Пелопоннесской войны его младшего современника Фукидйда (451—396 гг. до н. э.). В ней впервые был поставлен вопрос о методе исто­рического исследования и сделана первая попытка ответить на него.

Знаменитый древнегреческий историк Полйбий (200—120 гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую ис­торию» , которая охватывала события во всем извест­ном ему мире — Средиземноморье. Ее главная тема — завоевание Римом мирового господства, основной принцип — стремление к исторической правде. Великий римский историк Корнелий Тацит (55—120) в своих «Истории» и «Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым обратив внимание на роль личности в истории.

История делала первые шаги и на Древнем Восто­ке. ВIII в. до н. э. образованные жрецы — египтянин Манефон и вавилонянин Бёрос — изложили исто­рии своих стран, соответственно Египта и Вавило­нии. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки. «Китайским Геродо­том» часто называют тайшигуна (придворного летописца) Сыма Цяня (145—90 гг. до н. э.), автора прославленных «Исторических записок» («Ши цзи»). Построенные как жизнеописания вы­дающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических времен до времени жизни автора.

В эпоху Средневековья на Западе господствова­ла иная, чем в античности, идея истории, основанная на религиозном ми­ропонимании. Главной задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история превратилась в жанр христианской литературы. Основная ее идея — провиденциализм (от лат. ргоъгаепПа — провидение), объясняющий судьбу всего сущего, в том числе ход истории, замыслом Творца.

Основы этого подхода заложил величайший христианский богослов епископ Аврелий Августин (354—430). В его грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная» всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в десяти книгах также представлена автором как часть все­мирной библейской истории от «Со­творения мира».

В эпоху Средневековья развитие исторической науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019—1086) создал огромный труд «Всепроника­ющее зерцало, управлению помога­ющее» — сводную историю Китая. Выдающимися арабскими историками были Табарй (ок. 839—923), автор истории стран Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Яку-

бй (?—897), в сочинениях которого приведены сведения по истории Ассирии, Кгипта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама. Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров...») величайшего араб­ского мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406) — одного из первых теоретиков истории цивилизации.

Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию мира и истории. Главное в ней — интерес к личности, народу, стремление отде­лить собственно историю от религии. Блестящий пример этого — трактат мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь». Идея автора — делами мира управляют «естественные законо­мерности» времени и истории, которые человек может познать и исполь­зовать.

Достижением эпохи Нового времени был историзм — подход к истории как к прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просвети­телями XVIIXVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» А. Кондорсе (1743—1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694—1778), «Письма об изучении истории» лорда Болингброка (1678—1751) и др.

Однако историзму Просвещения была присуща двойственность, совмеще­ние рационализма и идеализма в понимании истории. Один из основополож­ников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вйко (1668—1744) и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история имеет одновременно провиденциальный и объективный харак­тер. Великий немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744—1803) и « Идеях к философии истории человечества» — грандиозной картине пути, пройденного всем человечеством, — основываясь на идее исторического про­гресса, считал, что последний предопределен Творцом, тождественным при­роде. Оба труда оказали колоссальное влияние на умы современников.

Введение

На Новое время приходится создание первых обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с древнейших времен» историка и государственного дея­теля В. Н. Татищева (1686—1750) и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М. М. Щербатова (1733 —1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства Российского» извест­ного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина (1766— 1826). Впечатление российского общества от этого труда выразил А. С. Пушкин: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом». Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах написал академик С. М. Соловьев (1820—1879).

Огромное значение для развития исторической науки имело формиро­вание в XIX в. исторического материализма как метода исторического познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820—1895) и марксизмом.

В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (исто­рия Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили пространство и время истории. Сложился ряд новых концеп­ций исторического развития: «цивилизационная» британского философа и историка Арнольда Тойнби (1889—1975), «осевого времени» немца Карла Ясперса (1883—1969), «индустриального общества» У. Ростоу, «постин­дустриального общества» О. Тоффлера, К. Кларка и др.

Широкое распространение получили «цивилизационные» концепции. Само понятие «цивилизация» (от лат. сшШз — государственный, город­ской, гражданский) ввели еще французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого общества. В начале XIX в., с утверждением линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать определенную стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что «цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные циви лизации».

В XX в. один из самых оригинальных вариантов «цивилизационных» кон­цепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций». Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). .')ти «локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.

3. Периодизация истории

Осознание истории как длительного процесса вело к попыткам ее периодизации, т. е. выделению значимых и отмеченных общностью этапов. Предложено много способов ее членения, основанных на различных кри­териях и разном понимании истории.

Древнейшим, еще «мифологическим», было деление жизни человечества на прошлое — «золотой век», когда миром правили боги, и настоящее — век людей, «испорченный». Так, греческий поэт Гесиод (VIIIVII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» говорит о пяти веках: золотом, серебряном, медном, героическом и железном, каждый — тяжелее предыдущего.

Другая родившаяся в древности периодизация (первым ее предло­жил ученик Аристотеля Дикеарх, IV в. до н. э.) построена на выделении способа жизнеобеспечения: охотничье-собирательского, пастушеского, земледельческого; много позже (в XVIII в.) к ним был прибавлен торгово-промышленный.

Рано сформировалась идея цикличности, суть которой — повторяемость :>тнпов развития всех обществ и государств: зарождения, зрелости, падения. Впервые она появилась у Ибн Халдуна, впоследствии в разных формах ее развивали Дж. Вико, Н. Макиавелли и многие другие.

Сложившаяся в эпоху Просвещения концепция поступательного развития общества (культурного прогресса) делила его историю на стадии дикости, варварства и цивилизации.

Еще в эпоху Возрождения в XV в. итальянские гуманисты ввели прин­ципиально новую периодизацию истории, под которой понималась лишь история писаная. Причисляя себя к Новому времени, они выделили его исторических предшественников: период античности (греко-римский, идеалам которого они подражали) и срединный период, «средние века» (для них — «темные», время безраздельного господства христианской ре­лигии). Таким образом, были выделены три всемирно-исторические эпохи. В эту схему позднее (по существу в XIX в., когда перед историками стал открываться мир Древнего Востока) был включен древневосточный период как предшествующий периоду античности.

Тогда же А. Сен-Симон (1760—1825) предложил периодизацию, осно­ванную на различии форм труда: рабского, феодального, наемного и сво­бодного от эксплуатации. Этот подход был использован в одной из наиболее обоснованных систем периодизации всемирной истории — марксистской. В ее основе лежит способ производства, т. е. исторически определенный способ добывания материальных благ в обществе, образующий единство производительных сил и производственных отношений. Соответственно история человечества членится на пять последовательных общественно-эко­номических эпох (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

В концепциях постиндустриального общества в качестве критерия периодизации истории взяты типы общественного производства: первич­ное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающее промышленное), третичное (сфера услуг). Им соответствуют три типа сменяющих друг друга обществ: аграрное, индустриальное и постиндустриальное (техно­тронное).

Просмотров: 9623 | Добавил: $Andrei$ | Теги: функции, Наука история: предмет, место в системе других наук, содержание | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Май 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2020
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика