Конец XIX — начало XX в. — время важнейших научных открытий, бурного
технического прогресса, значительных изменений во всех сферах жизни:
производстве, быте, досуге людей. Революция в физике, быстрое продвижение в
других естественных науках коренным образом изменили традиционные представления
о природе, человеке, возможностях техники. Были открыты электромагнитные волны
(радиоволны) и «икс-лучи» (впоследствии названные рентгеновскими). Вслед за
открытием М. Склодовской-Кюри и П. Кюри радиоактивности Э. Резерфорд обосновал
новую модель строения атома. М. Планк и Н. Бор положили начало разработке
квантовой теории и механики. А. Эйнштейн выдвинул теорию относитель ности. В
биологии в особые научные дисциплины выделились науки о строении и развитии
клеток и тканей, генетика. С 1901 г. началось присуждение международных
Нобелевских премий за научные труды по физике, химии, физиологии и медицине. В
сфере наук о человеке и обществе произошло становление психологии и социологии.
Отличительные черты
развития науки и техники в конце XIX — начале XX в. — быстрое внедрение открытий и изобретений в производство,
создание на их основе устройств и средств, используемых в повседневной жизни
людей. В это время были изобретены и стали получать все большее распространение
механизмы и машины, в которых использовались двигатели внутреннего сгорания
(автомобили, самолеты, теплоходы), технологии, основанные на применении
электричества (электроплавка металлов, электросварка). В химической
промышленности началось производство искусственных материалов — пластмасс,
каучука, тканей. Медики разработали препараты, позволявшие бороться против
болезней, ранее уносивших жизни сотен тысяч людей, — холеры, туберкулеза,
дифтерита и др. В городах обычными видами транспорта стали трамваи, автомобили,
в столицах — метро. На смену керосиновым и газовым лампам пришли электрические.
В учреждениях и богатых домах появились лифты и телефоны.
Одним из определяющих
процессов социально-экономического развития многих стран в рассматриваемый
период являлась индустриализация. Составлявшее ее основу быстрое
развитие крупного машинного производства сопровождалось урбанизацией, притоком
сельского населения в города, все более широким использованием машин в
сельском хозяйстве. Индустриализация несла с собой как экономические, так и
социальные перемены. Рост численности лиц наемного труда, их сосредоточение на
крупных предприятиях способствовали активизации социальных движений. Урбанизация
означала не только количественный рост городов и их населения (см. таблицу), но
и изменение условий труда и досуга масс людей, утверждение определенного
уклада жизни.
Городское население в
мире
|
Начало XIX
в.
|
1900 г.
|
1995 г.
|
Число горожан (в млн.
человек)
|
29,3
|
224,4
|
2585
|
% от всего населения
Земли
|
3
|
13,6
|
45
|
Количество городов с
населением более 1 млн. человек
|
1
|
13
|
325
|
Развитие транспорта — железных и автомобильных дорог, морских трасс
— и связи (телефонная связь и радиосвязь) привело к складыванию новой
системы коммуникаций между людьми, странами, континентами. В первые десятилетия
XX века длина железных дорог в мире увеличилась
почти в 1,5 раза (с 803 тыс. км в 1900 г. до 1100 тыс. км в 1913 г.). В США в
этот период действовали уже четыре трансамериканские железнодорожные линии,
связывавшие восточные и западные штаты страны. В России в 1904 г. завершилось
строительство транссибирской магистрали протяженностью 7 тыс. км. Наряду с
сухопутным, расширялось и морское сообщение. В 1914 г. был открыт Панамский
канал, соединивший воды Атлантического и Тихого океанов. Развитие сухопутного и
морского транспорта создавало условия как для лучшего освоения во многих
странах собственных территорий, так и для более активного выхода на внешние
рынки.
В ходе индустриализации
в начале XX века давала о себе знать проявлявшаяся на
протяжении Нового времени неравномерность экономического развития отдельных
стран. Традиционных европейских лидеров — Великобританию и Францию стали
догонять по ряду показателей в промышленном производстве позже вставшие на
путь индустриализации Германия и Италия. Германия, например, обогнала
Великобританию по общим размерам промышленного производства, выпуску стали и
чугуна, развитию химической промышленности. Все более заметную конкуренцию
европейской промышленности и торговле составляли Соединенные Штаты Америки.
Они заняли первое место в мире по добыче угля и нефти, выплавке стали и меди,
производству электроэнергии.
|