КУЛЬТУРА В
МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
В начале эпохи
Наступление XX века ознаменовалось существенным продвижением I разных областях
знания, материальной и производственной культуры, о чем уже говорилось в
предшествующих главах. Что происходило в первой трети этого бурного,
переломного столетия с духовной и художественной культурой? Уже в начале века можно было заметить, что духовная культура обладает
свойством не только отражать действительность, но и предвосхищать ее. В среде европейской интеллигенции стали распространяться
ощущения кризиса и распада
окружающего мира, предчувствия близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным
названием «Конец Европы», а немец О.
Шпенглер — книгу «Закат Европы» (в точном переводе — «Закат западного мира»), которая приобрела широкую
известность после мировой войны. В этих работах развенчивались
рационально-оптимистические представления о
европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен
высказывались идеи культурно-исторического
круговорота, неизбежной смены культур.
В художественной
сфере эти идеи выразились в отходе от идеалов реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX—XX вв. новое художественное движение получило название модернизм (термин тойегп в
большинстве европейских языков означает «современный»). В нем были представлены разные течения и группы,
не имевшие единой идейно-художественной
программы. Общим было отрицание основ и идеалов прежнего искусства — антиреализм, а
также поиск новых художественных форм и средств. Если реалистическое искусство
видело главную цель в отражении действительности, то модернистские течения — в
создании собственного, особого мира, воплощении ощущений и фантазий художника. Художники-реалисты XIX века считали необходимым занять некую позицию по
отношению к изображаемому, передать чувства сопереживания, симпатии или
антипатии, которые можно было обозначить формулой «я люблю (или не люблю)
это». Представители модернизма (называемого также «неклассическим
искусством») ограничивались предъявлением объекта, чаще всего не стремясь обнаружить в нем особый
смысл или придать эмоциональную окраску,
они только констатировали: «вот это».
Экспериментальный характер нового
искусства способствовал возникновению
множества стилей и направлений, которые нередко сменяли друг друга даже в творчестве одного и того же
художника. Еще одна примечательная
особенность развития культуры в первые десятилетия XX века заключалась в тесном взаимодействии, взаимовлиянии
мастеров европейской культуры,
интернационализации художественных поисков. Это был общий «плавильный котел», в котором зарождалось искусство
новой эпохи. Особое
место в художественной культуре конца XIX — начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм»), который распространился в ряде стран Европы (во Франции — под названием
«ар-нуво», в Германии — «югендштиль», в Австрии — «сецессион» и т. д.). Он
основывался на идее о том, что искусство создает
прекрасное и привносит его в жизнь. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств — архитектуры,
декоративно-прикладного искусства, живописи
и графики и т. д. Мастера модерна широко
использовали сочетания элементов
разных стилей — европейских и восточных, современных
и традиционных (см. ил.). Особенно
значительными оказались достижения
модерна в архитектуре, где были
созданы необычные по внешнему
облику, изысканные, а иногда и слишком
вычурные здания с удобной
внутренней планировкой. Однако при
всей своей художественной
выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место
другим течениям. Более смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств в рамках модернизма вели течения и группы, объединявшиеся общим понятием авангардизм. Поэты
экспериментировали с формами и размером
стиха (хорошо известным примером было раннее
творчество В. В. Маяковского и других
русских футуристов), художники — с цветом
и композицией своих картин. Наиболее яркими
модернистскими течениями в первой трети XX века были фовизм (от франц. дикий), примитивизм,
экспрессионизм,
кубизм и абстракционизм. На протяжении двух-трех десятилетий они видоизменялись, некоторые
из них перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с
отдельными течениями (например, А. Матисс — с фовизмом, М. Шагал — с примитивизмом,
П. Пикассо
— с кубизмом), не умещались в эти тесные и довольно условные рамки. Они не столько подчинялись канонам того или иного течения, сколько вырабатывали и совершенствовали собственный стиль манеру живописи,
которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях
начала XX века стало творчество российских художников. Так, первые шаги абстракционизма и примитивизм
связаны с
именами В. В. Кандинского, К. С. Малевича, М. Ф. Ларионова Н. С. Гончаровой. В
России сформировался как художник М. 3. Шагал, один и крупнейших мастеров в искусстве XX века.
С началом мировой
войны единое культурное пространство, существовавшее в начале века, было расколото.
Новые времена
Мировая война и
последовавшие за ней события принесли миллиона! людей тяжелые испытания и потери,
потрясли основы общественно!1 устройства, дали толчок попыткам его
революционного преобразования. В этот период раскрылись и
противоречия, разделявшие
людей, и их общие устремления к свободе и
справедливости. Это не могло не
отразиться на культуре 1920—1930-х годов. Одна из ее особенностей
состояла в размежевании многих мастеров
культуры, творческих организаций по
идейно-политическим признакам.
Борьба между демократией и авторитаризмом, идеологический диктат в тоталитарных обществах развели людей по
разным лагерям. Тем не менее в истории этого времени остались имена художников, следовавших заповедям гуманизма,
чувствам человеческого сопереживания и
сострадания. В послевоенной
литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения» — немец Э. М.
Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и несли в себе память о том, что там увидели и узнали. Показывая жизнь своих
героев на войне, они протестовали против
страшного своей обыденностью истребления людей. Антивоенная
направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала
поддержку со стороны одних людей и раздражение
других. Так, публикация романа Ремарка «На западном фронте без перемен» (1929) стала причиной лишения его
германского гражданства.
В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых
преобладало чувство сожаления об утраченных
идеалах и ценностях, многие деятели европейской
культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX века появление новых социальных и политических идей. Их
привлекла активная борьба
людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. В их числе были французские писатели А.
Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Неприятие устоев буржуазного общества раскрывалось в их
произведениях через судьбы героев, одни из которых боролись против этого
общества, как герои романа А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффите из
«Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нем и
погибали, не достигнув своей цели.
В литературе и
искусстве данного направления выразительно проявилась характерная для
новейшего времени черта — идеологизация и политизация культуры. Многие из
принадлежавших к нему художников вступи ли в коммунистические партии, занимались
политической и общественно! деятельностью. Представители революционного
искусства в разных стрн нах объединялись в союзы и ассоциации, такие, как
«Рабочий совет п< делам искусств» в Германии (1918—1919), «Левый фронт» в
Чехословакш (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929—1934) и
др.
Некоторые мастера
культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим
партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут
преодолеть несправедливость и антигуманность существующего строя. В их числе был одним из
наиболее ярких и своеобразных писателей XX века Б. Брехт. Широкую
известность принесли Брехту в 1920—1930-е годы постановки таких его пьес, как
«Трехгрошовая опера» и «Мать». Они отличались динамичным действием, острыми
диалогами. Здесь звучали стихи-притчи, хоры и зонги (песни), лозунги и
высказывания на злобу дня. За парадоксом и насмешкой, к которым
прибегал автор, скрывались вечные вопросы о жизни и смерти человека, его
взлетах и падениях, мечтах и неудачах. История первых
десятилетий XX века дала богатую пищу для
особого литературного жанра — социальной фантастики. Это были произведения, где
авторы пытались в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени
представить события и модели
общественных отношений, черты которых они
наблюдали в окружающем мире. В 1921
г. Е. И. Замятин написал
фантастический роман «Мы», который
стал одним из первых произведений в
жанре «антиутопии». Позже вышли также
относимые к этому жанру романы О.
Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932)
и Дж. Оруэлла «1984» (1949). Названные
произведения опережали исторические
события, раскрывали, пусть в несколько преувеличенном виде, особенности утвердившихся тогда тоталитарных обществ.
В изобразительном искусстве 1920— 1930-х годов, так же
как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним
из наиболее ярких, новаторских явлений в реалистическом искусстве стала мексиканская
школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X.
К. Ороско и Д. А. Сикейросом. Они были современниками и участниками мексиканской революции
1910—1917 гг., что сформировало их отношение к жизни, идейные позиции.
Начиная творческую деятельность, они так определяли свою главную задачу:
«Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное,
ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру
доиспанской Америки!» Работая над оформлением административных и общественных
зданий, художники создавали монументальные росписи — фрески, посвященные
истории страны и актуальным в те годы проблемам мирового развития. Они обличали войну, антигуманные
стороны буржуазного общества, фашизм. В работах сочетались эмоциональность,
публицистичность и художественная выразительность. Новой для того времени была изобретенная
художниками техника монументальной росписи, позволявшая добиться нужного
зрительного эффекта. Значительные
изменения произошли в 1920—1930-е годы в модернистском движении. Многие его
представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились
спрятаться от действительности в собственном мире. Считая жизнь жестокой,
неуправляемой и бессмысленной, они полагали, что искусство не должно отображать,
объяснять и совершенствовать
ее. Более того, искусство — иррационально
(не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма
(«сверхреализма»). Его
сторонники утверждали, что творчество
— это прежде всего отражение подсознательных
ощущений художника. Сюрреалисты чаще
всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные
сочетания тел и предметов, нередко нарочито
искаженных, деформированных.
Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность
являлись характерными
чертами данного стиля. В нем как будто завершился переход от разума к подсознанию, от
поиска новых форм к хаосу. Один из наиболее известных художников-сюрреалистов
С. Дали, не смущаясь, называл свой метод «критически-параноическим».
Сходные тенденции
проявлялись и в литературных произведениях. Именно в середине 1920-х годов были впервые
опубликованы многие произведения Ф. Кафки, написанные начиная с 1913 г. (романы
«Америка», «Процесс», «Замок» и др.). Содержавшиеся в них описания фантазий и видений героев,
порожденных одиночеством и беззащитностью перед лицом непонятного и
жестокого мира, теперь оказались созвучны настроениям многих людей и
принесли автору посмертную (Кафка умер в 1924 г.) и непреходящую
известность.
Культура в «массовом обществе»
Технический прогресс и
социальное развитие в 1920—1930-е годы в индустриальных странах создали условия
для более широкого, чем прежде, распространения художественной культуры.
Положительной стороной этого было то, что произведения искусства оказывались более
доступными для разных слоев и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению
ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов
серийной, ординарной художественной продукцией.
Новые веяния особенно
зримо проявились в этот период в искусстве, создающем среду обитания людей — архитектуре.
Здесь выделились течения рациональной, функциональной архитектуры, получившие
широкое
распространение во многих странах.
Возникновение идей функционального зодчества имело как
технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства это
было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и иных технических новшеств.
Социальный заказ состоял в потребности
в новой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы
уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков,
роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился
проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений,
стадионов. Многие архитекторы
занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми
жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окруженные парковыми зонами городки для представителей так называемого
среднего класса, в других — кварталы для рабочих. Проекты жилых
комплексов получили особую поддержку в СССР,
где им придавалось идейное обоснование: подчеркивалось, что это — «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций
коммунальным путем». Здесь строились «дома-коммуны», показательные
жилые комплексы с магазинами, детскими
садами, прачечными и т. д.
В функционализме на первое место ставились простота, соответствие форм здания его назначению, рациональная внутренняя планировка. Ярким представителем европейского функционализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье. Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения — «Дом — это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землей на специальных
опорных столбах, имели правильную
геометрическую форму, свободную
внутреннюю планировку, «ленточные»
окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.
Известную школу
строительства и художественного конструирования «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом.
Они учили творчески
Объясните, каким образом могут перекликаться течения архитектуры, дизайна и моды.
применять в проектах современные принципы
градостроительства, дизайна, ремесла, использовать возможности новых материалов и
массового машинного производства. В стиле «Баухауз» широко обобщался опыт
мастеров из разных стран.
Наряду с
урбанистическими теориями (от лат. город), которые разрабатывали Корбюзье и ряд
других архитекторов, в 1920—1930-е годы предлагались проекты, основанные на идеях сохранения близости человека и
его жилища к земле, природной среде. В таких проектах предусматривалось
строительство «городов-садов», относительно небольших по численности населения (30—60
тыс. человек), часто расположенных
в предместьях крупных городов. Отдельные здания предлагалось строить с учетом особенностей ландшафта.
В массовый вид
искусства превратился в 1920—1930-е годы кинематограф. Это было
время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические
открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество
выдающегося актера и режиссера Ч. Чаплина. В его фильмах «Малыш» (1920),
«Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936) зрителей привлекал главный
герой — маленький человек в шляпе-котелке, больших, не по росту ботинках и с тросточкой.
В нем уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого
человека, ищущего тепла и сочувствия.
В конце 1920-х годов
«Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в
США в 1927 г.). Звезды немого кино, не обладавшие нужной актерской техникой и
голосовыми данными, уступили место новому поколению актеров, многие из которых пришли
из театра. Игра актеров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего
музыкального сопровождения в фильмах появилась музыка, являвшаяся частью
художественного замысла и действия. Музыку к звуковым фильмам писали
известные композиторы. Одним из высоких, получивших международное признание образцов в
этой области стала музыка
родился мюзикл пение и танцы.
|
С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938). В
1920-е годы в особый жанр выделились документальные фильмы (до этого существовала
только кинохроника). Появилось
мультипликационное кино.
Особый размах
приобрело кинопроизводство в США. 1920—1930-е годы вошли в историю как «золотой
век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой
мировой войны). Он приобрел значение международного киноцентра с большими
финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актеры и режиссеры из
многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной
творческой свободы. Работа создателей фильмов жестко регламенти-ювалась договорами с
киностудиями, хозяева которых контролировали и Финансовую и художественную сторону
кинопроизводства.
Фрагмент из голливудского
«Производственного кодекса» (1930): «Каждый американский фильм должен утверждать,
что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого
человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать
маленькому человеку, что
где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные
стороны нашей жизни, не должен
разжигать решительных и динамичных страстей».
Как вы определите общую направленность содержащихся в отрывке требований? Сравните эти положения с тем, что вы знаете о задачах, ставившихся в 1930-е годы
перед кинематографистами СССР, Германии и других стран. Каковы ваши выводы из
сравнения?
Примечательной чертой
культуры 1920—1930-х годов стало широкое распространение музыки. Она звучала по
радио, в граммофонных записях, отчасти это была классическая музыка — оперные и
симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и
Ф. И. Шаляпина; в эти годы появились симфонические оркестры на радио).
Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было
время расцвета джаза, возникшего в США, 1 затем распространившегося во многих
странах. Основу его составляли 1итмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти
же годы
|