Суббота, 27.04.2024, 08:01
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 3 » культура и быт в XVII веке
11:28
культура и быт в XVII веке

культура и быт в XVII веке

XVII век — переходный от традиционной средневековой куль­туры Московской Руси к культуре Нового времени, что вырази­лось в трех основных чертах: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Самая главная черта этого времени состоит в постепенном разрушении сред­невекового всецело религиозного сознания.

Считается, что среди помещиков грамотных было около 65%, купечества 96%, посадских людей около 40%, крестьян 15%. XVII век для Европы это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание. Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию.

Распространялись европейские обычаи. По образцу европей­ских университетов в 1685 году была создана Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины гре­ками братьями Лихудами.

В 80-х годах сложился своеобразный «узорчатый» стиль в ар­хитектуре. Его образцами являются церкви Воскресения в Када­шах и Николы в Хамовниках. Появился новый стиль нарыш­кинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, усложненность плана, сочетание красного (кир­пичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Сре­ди светских построек видное место занимал деревянный заго­родный царский дворец в Коломенском. Жилые каменные дома стали строиться в два и три этажа.

Положено начало портретной живописи: известны изобра­жения (парсуны, для которых характерно сочетание портрет­ного сходства с плоскостным изображением) Алексея Михайло­вича, его сына Федора, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского и др.

Литература только начинала преодолевать традиции, появи­лись принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Появле­ние русской поэзии и драмы связано с именем выдающегося про­светителя Симеона Полоцкого (монах из Полоцка Самуил Петров-ский-Ситнианович). Протопоп Аввакум — не только наиболее видный сторонник старообрядчества, но и талантливый публи­цист — принес в русскую лмитературу автобиографический жанр.

Централизация государства требовала унификации (единооб­разия) церковных правил и обрядов. Патриарх Никон (в миру — Никита Минин), опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провел намеченные реформы в жизнь. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлениях церковных книг, молитв и обрядов по греческим образцам. Про­тивники Никона — «старообрядцы» — отказались признавать проведенные им оесЬоомы и были обвинены. Так, после 14-летнего заключения в «земля­ной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен. Не приняли реформ и монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 года мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Следует отметить, что идеология старообрядчества, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна. Посадские же люди, крестьяне уходили в скиты не только за правой верой, но и от барских и монастырских поборов.

Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью патриарха. Никон активно вмешивался в светские дела, ут­верждая, что священство выше царства, поскольку представ­ляет Бога, а светская власть — от Бога. Разрешение «дела Никона» в пользу светской власти означало, что начался процесс полного подчинения церкви государству, который за­вершился при Петре I.

Просмотров: 1680 | Добавил: $Andrei$ | Теги: культура и быт в XVII веке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика