культура и быт в XVII веке
XVII век — переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового
времени, что выразилось в трех основных чертах: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Самая
главная черта этого времени
состоит в постепенном разрушении средневекового
всецело религиозного сознания.
Считается, что среди помещиков грамотных было около 65%, купечества — 96%, посадских людей — около 40%, крестьян —15%. XVII век для Европы — это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание. Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию.
Распространялись
европейские обычаи. По образцу европейских университетов в 1685 году была создана
Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины греками братьями
Лихудами.
В 80-х годах
сложился своеобразный «узорчатый» стиль в архитектуре. Его образцами являются
церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках. Появился новый стиль —
нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность,
усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная
резьба) цветов фасада. Среди светских построек видное место занимал деревянный
загородный царский дворец в
Коломенском. Жилые каменные дома стали
строиться в два и три этажа.
Положено начало
портретной живописи: известны изображения (парсуны, для которых характерно
сочетание портретного сходства с плоскостным изображением) Алексея Михайловича, его сына Федора,
патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского и др.
Литература только
начинала преодолевать традиции, появились принципиально новые жанры: сатира,
драма, поэзия. Появление русской поэзии и драмы связано с именем выдающегося
просветителя
Симеона Полоцкого (монах из Полоцка Самуил Петров-ский-Ситнианович).
Протопоп Аввакум — не только наиболее видный сторонник старообрядчества, но и
талантливый публицист — принес в русскую лмитературу автобиографический жанр.
Централизация
государства требовала унификации (единообразия) церковных правил и обрядов. Патриарх
Никон (в миру — Никита
Минин), опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провел намеченные реформы в жизнь. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об
исправлениях церковных книг, молитв
и обрядов по греческим образцам. Противники Никона — «старообрядцы» —
отказались признавать проведенные им
оесЬоомы и были обвинены. Так, после 14-летнего
заключения в «земляной тюрьме» Аввакум был заживо сожжен. Не приняли реформ и
монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 года мятежный монастырь выдерживал
осаду царских войск. Следует отметить, что идеология старообрядчества, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого
иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.
Посадские же люди, крестьяне уходили в скиты
не только за правой верой, но и от
барских и монастырских поборов.