Четверг, 25.04.2024, 18:16
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Декабрь » 21 » «Искусство исторического оптимизма»
15:12
«Искусство исторического оптимизма»
«Искусство исторического оптимизма»
На первом совещании стахановцев в Кремле в ноябре 1935 г. И.В. Сталин произнес фразу, ставшую своего рода официальным камертоном предвоенной эпохи: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее!» Этот настрой активно пропагандировался средствами всех без исключения видов художественного творчества. Критерием оценки наряду с идейностью была признана народность, которая нередко сводилась к доступности, соответствию произведения массовым вкусам. Повышенное внимание уделялось литературе и самым демократическим искусствам кино, цирку, в музыке песенному творчеству. Маршевые песенные ритмы 1930-х гг. внедряли в сознание человека стремительную поступь «страны мечтателей, страны героев» (как пелось в «Марше энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» режиссера Г.В. Александрова). Подобный настрой был созвучен пропагандистским усилиям государства, но он отвечал и мечте о справедливом и светлом завтрашнем дне, глубоко укорененной в народном сознании.
Самые любимые и популярные мелодии шагнули в повседневную жизнь с киноэкрана. «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») прозвучала в фильме «Цирк» (режиссер Г.В. Александров, 1936 г.), она стала плодом творческого содружества композитора И.О. Дунаевского и поэта В.И. Лебедева-Кумача. В сплаве слов и музыки отразилась созвучная русскому сознанию идея простора, шири, приволья, мифологизированная в образе «самой свободной страны мира». Мелодия песни использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио.
Особое внимание стало уделяться производству фильмов специально для детей. Появляются первые экранизации популярных литературных произведений советских и зарубежных писателей с идейно-воспитательным подтекстом («Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, режиссер В.Г. Лего-шин, «Золотой ключик» по повести А.Н. Толстого, режиссер А.Л. Птушко, «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» по романам Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, режиссер В.П. Вайншток). Особое внимание уделялось экранизации русских сказок («По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», режиссер А.А. Роу).
В СССР получил всемерную государственную поддержку цирк, популярный еще в дореволюционной России. На арене выступали представители легендарной династии дрессировщиков Дуровых. В цирках устраивались показательные спортивные состязания с участием знаменитых боксеров, борцов и тяжелоатлетов, такие мероприятия пользовались огромным успехом у зрителей.
В организации созвучных настроениям эпохи идеальных пространств решающая роль отводилась архитектуре. В символах архитектуры выражалось стремление отразить идеи величия государственного начала. Правда, многие проекты так и не удалось осуществить. В их числе был грандиозный план реконструкции Москвы с символическим центром в виде Дворца Советов (проект Б.М. Иофана, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха). Это колоссальное по замыслу строительство было прервано войной и заморожено. Оно стало символом «великой утопии». Но другие «стройки победившего социализма» были доведены до конца. Первое место в их ряду занимает московское метро. Первая его линия (от станции
«Парк культуры» до станции «Сокольники») была пущена в 1935 г., вторая - в 1938 г. Строительство метро не прерывалось даже в годы войны. Подземный вестибюль станции «Площадь революции» скульптор М.Г. Манизер украсил 76 скульптурными изображениями «простых советских людей» рабочих, колхозников, инженеров, студенток, спортсменов, красноармейцев, матросов, летчиков, пограничников, матерей с детьми. Это убранство стало своего рода образцом утвердившихся в искусстве слияния реалистических приемов и идейного содержания, понятности, конкретности и достоверности изображаемого.
Символом «эпохи великих строек», самым ярким художественным воплощением идеи устремленности в будущее стала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, а затем установленная в Москве.
Идея о том, что высшие достижения мирового наследия должны служить народу, оказалась созвучной политическому запросу власти и творческим устремлениям пришедших на смену приверженцам конструктивизма представителям архитектурного сообщества. Величие страны утверждалось в привычных глазу классических формах, черпавших вдохновение в наследии Древних Греции и Рима и эпохи Возрождения.
Вестибюли и залы заседаний украшали статуи и бюсты вождей, в помещениях водружали парадные портреты и огромного масштаба полотна на историко-революционные и современные темы. Такая живопись была наиболее востребованной, художники работали по государственному заказу. Многие полотна выполнялись бригадами, живопись нередко носила ремесленный характер. Наиболее яркие образцы представляют руководителей ВКП(б) в окружении простого народа или рисуют картины счастливой жизни людей (как два полотна с одинаковыми названиями «Колхозный праздник» С.В. Герасимова и А.А. Пластова). Мажорная тональность отличает полотна на темы спорта и портреты спортсменов, они воплощают дух молодости, здоровья, силы и красоты (А.А. Дейнека, А.Н. Самохвалов, Ю.И. Пименов), а также индустриальные пейзажи (А.А. Лабас, В.В. Рождественский, А.В. Куприн, К.Ф. Юон). Традиционный пейзаж и натюрморт отошли на второй план, но художники писали такие камерные картины для себя или на заказ для интерьеров санаториев и домов отдыха.
Государственная поддержка оказывалась народному искусству. Известные художественные промыслы, такие, как дымковская игрушка и богородская резьба по дереву, переживали второе рождение, осваивали новые современные темы, не всегда, впрочем, созвучные традиционным формам народного искусства.
Широко пропагандировалась классическая музыка, в прямом эфире по радио звучали также отвечавшие классической традиции произведения современных композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова и др. В больших городах открывались филармонии, были созданы новые музыкальные коллективы. Государство оказывало особое покровительство музыкальному театру. В иерархии театральных коллективов на первом месте был Большой театр, сюда стягивали лучшие художественные силы со всего Советского Союза. В главном театре страны была создана балетная труппа самого высокого мирового уровня, здесь танцевали великие балерины Г.С. Уланова и М.Т. Семенова. На оперной сцене шло негласное соревнование двух теноров С.Я. Лемешева и И.С. Козловского. Коронной партией Лемешева была партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Козловский создал неповторимый образ «совести народной» — Юродивого в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В оперном репертуаре главного и других музыкальных театров страны преобладали произведения русских и советских композиторов, шедевры мировой классики исполнялись исключительно на русском языке.
Среди драматических театров ведущее место принадлежало Московскому Художественному театру. В 1932 г. в знак особого признания роли театра он стал академическим и получил имя М. Горького. До 1938 г. коллективом выдающихся артистов (В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, А.К. Тарасова, А.П. Зуева, А.Н. Грибов, М.М. Яншин, Н.П. Хмелев и др.) руководил К.С. Станиславский. Вторыми в этом ряду были Малый театр и Театр им. Евг. Вахтангова. Спектакли ставились в сугубо реалистической манере, но вахтанговский театр сохранял в репертуаре поставленную его основателем в 1922 г. «Принцессу Турандот» по пьесе К. Гоцци, которая стала настоящим театральным долгожителем.
На эстраде традиции литературно-политического монтажа получили развитие в искусстве художественного слова, оно становится массовым. Появляется форма «театра одного актера» (В.Н. Яхонтов). В 1930-е гг. с эстрады и по радио классику читают великие мхатовцы В.И. Качалов, И.М. Москвин и многие другие популярные артисты.
Важнейшим критерием признания становится в предвоенные годы патриотическая тональность художественных произведений. 
Просмотров: 1255 | Добавил: $Andrei$ | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Декабрь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика