Интеллигенция и революция Раскол, характерный для российского общества на протяжении нескольких столетий после преобразований Петра I, в ходе революционных потрясений и Гражданской войны резко усилился. Особенно глубоким оказалось размежевание в среде интеллигенции. Уже по отношению к участию России в Первой мировой войне после патриотического подъема в ее начале обнаружились непримиримые расхождения в оценках. Для значительной части мыслящих людей неудачи и потери военного времени стали свидетельством приближения моральной и политической катастрофы и неизбежности падения монархии. Но по вопросу о путях преодоления кризиса и будущего развития страны точки зрения были диаметрально противоположными. События февраля 1917 г. вызвали положительный отклик у тех, кто критиковал прежний режим, а таких в среде интеллигенции было большинство. Поэт В. Хлебников приветствовал революцию гимном свободе, выразив воцарившиеся на тот момент в обществе настроения: Свобода приходит нагая, Бросая на сердце цветы, И мы, с нею в ногу шагая, Беседуем с небом на «ты». Ставшая вскоре очевидной неспособность Временного правительства контролировать ситуацию в стране подняла волну критики новой власти. Однако реакция на события Октября 1917 г. не была однозначной. Революционные перемены открывали дорогу социальному творчеству, и это стало лейтмотивом деятельности убежденных в необходимости сотрудничества с новой властью представителей творческой интеллигенции. А.А. Блок в статье «Интеллигенция и революция» (январь 1918 г.) констатировал, что «весь европейский воздух изменен русской революцией», и выразил убежденность в том, что хотя «России суждено пережить муки, унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой». Образы революционной стихии воплощают вихрь, метель, вьюга, буря, которыми овеяны герои его знаменитой «революционной поэмы» «Двенадцать». Правда, у многих принявших революцию как неизбежность, закономерность или печальный итог нерешенных задач российской модернизации политическая действительность и повседневная жизнь первых послереволюционных лет только усугубили пессимизм в отношении своего места в будущей России. Мыслящие люди стремились понять, «куда несет нас рок событий» (выражение поэта С.А. Есенина), если во имя «светлого завтра» сегодня предаются забвению гуманистические ценности и нравственные принципы, а люди разделились на «своих» и «чужих» и считают себя вправе уничтожать друг друга. Противники установившегося большевистского режима заговорили о наступлении «окаянных дней» (И.А. Бунин). В 1918 г. появился первый итог коллективного осмысления происходящего, продолжавший традиции сборников «Проблемы идеализма» и «Вехи». Авторы статей книги «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Вяч.И. Иванов, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др.) размышляли об «историческом смысле русской революции» и об отношении к ней русской интеллигенции.
|