Грамотность, образование, культурно-просветительская работа и спорт В ведении церкви находились не только духовные учебные заведения, но и значительная часть системы начального образования. Для многих жителей села церковно-приходские школы были единственным доступным источником грамотности. Другой широко распространенной формой начального образования являлись земские школы. Но в целом система начального образования охватывала в 1900-е гг. лишь около половины детей соответствующего возраста. Всего грамотные составляли, по данным переписи 1897 г., 23,8% от общего числа населения деревни, а среди городского населения таких людей было 57%. В среднем же читать и писать умел лишь каждый пятый житель империи. Вопрос о введении всеобщего обучения детей и о проведении школьной реформы широко обсуждался, но государственный проект реформы среднего образования появился только в годы Первой мировой войны и не был осуществлен. По уровню грамотности Россия находилась позади развитых стран. Это касалось и среднего, и особенно высшего образования. Среднее образование имели около 4%, а высшее — всего около 1% населения страны. Подготовку в университет давала классическая гимназия, реальное училище обеспечивало возможность поступления в высшие технические учебные заведения. В гимназиях и на гуманитарных факультетах университетов сохранялись консервативные учебные программы, но приток в их стены свободно мыслящих преподавателей превратил многие учебные заведения в рассадники идей обновления страны. Вовлеченность учащейся молодежи в общественную жизнь и политику стала характерной чертой времени. По числу университетов Россия в канун мировой войны находилась на уровне Испании (10) и далеко позади Германии (32), Италии (28) и Великобритании (18). Последний в годы существования Российской империи, одиннадцатый университет был открыт в Перми в октябре 1916 г. Общее число высших учебных заведений государственных и общественно-частных достигло 124. Востребованными были инженеры для развивавшейся промышленности и транспорта, а также юристы (юридические факультеты лидировали по числу выпускников), врачи и педагоги. Женщины не имели полноценного доступа к высшему образованию вплоть до 1911 г., когда был принят закон, дававший возможность выпускницам высших женских курсов сдавать экзамены в университетах и получать соответствующие дипломы. Первые российские женщины — профессиональные врачи и юристы получали образование за границей, в основном в Швейцарии, и вынуждены были через экзамены подтверждать свою квалификацию в России. Такая возможность предоставлялась далеко не всегда даже при наличии диплома иностранного университета (так, знаменитый математик, член Московского математического общества С.В. Ковалевская преподавала вне России, в Стокгольмском университете). По итогам такого испытания первая российская женщина-хирург В.И. Гедройц, получившая образование в Швейцарии, в 1900-е гг. становится главным хирургом Мальцо-вских заводов. Но подобные примеры были исключением. Многие профессии оставались для женщин недоступными. При этом они могли в силу раздельного владения имуществом самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью (что было совершенно невозможно в те годы в Западной Европе и США), и многие представительницы известных купеческих фамилий немало преуспели на этом поприще. Особую категорию составляли учебные заведения, основанные на частные средства. Первый народный университет был учрежден в Москве в 1908 г. по завещанию благотворителя генерала А.Л. Шанявского для «привлечения симпатии народа к науке и знанию». Условия поступления в это учебное заведение были предельно демократичными, без ограничений по вероисповеданию, а также по социальному положению и полу. На частные пожертвования существовали народные дома (своего рода клубы, объединявшие библиотеку, читальню, лекционно-театральные залы) и другие культурно-просветительские учреждения, занимавшиеся образованием и просветительством в рабочей среде. Такие курсы работали и при некоторых крупных предприятиях. Спортивные занятия вплоть до конца XIX в. были уделом очень небольшой части аристократии. Приметой перемен стало появление первых общедоступных спортивных организаций — Тяжелоатлетического общества и подобных кружков любителей спорта. К 1914 г. по стране насчитывалось более 1200 таких объединений. Появились и первые спортсмены-профессионалы — борцы, велосипедисты, фехтовальщики, конькобежцы, конники, авиаторы. В 1908 г. российские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх; первым олимпийским чемпионом из России стал выдающийся фигурист Н.А. Панин-Коломенкин, уже известный в то время тренер и будущий теоретик спорта. Первый матч футбольных команд, о котором сообщалось в печати, состоялся в Петербурге в 1897 г. Впрочем, широкого распространения массовый спорт в те годы получить не мог: только появлялись первые общественные спортивные сооружения, тяжелые условия физического труда отнимали все силы у занятых на производстве, а вопросы гигиены и здорового образа жизни требовали целенаправленной просветительской работы. Растущая потребность в удовлетворении запросов населения способствовала развитию книгоиздательской деятельности. Книжный рынок, со своей стороны, формировал вкусы и предпочтения своих потребителей. Дешевые издания для массового читателя с незатейливым сюжетом и тематические календари стали вытеснять популярные лубочные картинки. Огромным спросом пользовались календари «Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина». Сытин выходец из крестьян сумел наладить выпуск и распространение качественной художественной и просветительской литературы по доступным ценам. Самым популярным журналом для чтения была издаваемая А.Ф. Марксом «Нива», его выписывали все читающие семьи страны. Как бесплатные приложения к этому изданию были выпущены собрания сочинений почти всех русских писателей XIX в. Публикацией произведений русской и зарубежной литературы занимались также издательства К.Т. Солдатенкова, М.О. Вольфа, А.С. Суворина. Энциклопедическую литературу выпускали петербургское издательство «Брокгауз и Эфрон» (с 1889 г.) и московское братьев А.Н. и И.Н. Гранат (с 1892 г.), появились специализированные издательства научно-технической, медицинской, просветительской литературы. Вся печатная продукция проходила жесткую цен-3УРУ- Общее число названий выпускаемых изданий достигло в 1913 г. 34 тыс., тираж достиг 120 млн экземпляров. Книги и газеты стали превращаться в часть привычного обихода многих российских семей.
|