Вторник, 26.09.2017, 14:03
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 400
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 3 » государство и церковь. культура и быт в XIV—XVI веках
10:12
государство и церковь. культура и быт в XIV—XVI веках

государство и церковь. культура и быт в  XIVXVI веках

   В 1551 году состоялся церковный собор, названный Стогла­вым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духо­венства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор ут­вердил решение о признании всех «местночтимых» (то есть почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых об­щерусскими. Были утверждены также единый порядок испол­нения обрядов, единый иконописный канон. Все это способст­вовало укреплению религиозного единства страны. Целям про­никновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее приви­легий и земель. Общерусская церковная реформа была прове­дена на Стоглавом соборе. Вопиющие пороки духовенства, не­брежное выполнение церковных обрядов вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие. С этой целью создавался особый институт про­топопов (протопоп главный среди священников данной церк­ви), назначаемых «по царскому велению». Собор унифициро­вал церковные обряды. Запрещалось читать так называемые еретические книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседнев­ный быт людей — отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т. д., преследовать ско­морохов.

Развитие русской культуры, формирование духовности на­рода в XIVXVI веках в значительной мере проходило под вли­янием идеи создания единого государства. Тема борьбы за неза­висимость была центральной как в устном народном творчест­ве, так и в памятниках письменной литературы (например, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»). Центром об­щерусского летописания стала Москва, где в начале XV века 5ыл составлен первый летописный свод общерусского характе­ра — Троицкая летопись. В ней проводилась мысль о преемст­венности власти московских государей от киевских и влади-лирских князей.


Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских») стремились утвердить мысль об ис­ключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи выска­зывались в хронографах сводных обзорах всеобщей истории. Наиболее значительным памятником исторической мысли рас­сматриваемого периода были летописные своды.

Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лице­вой (то есть иллюстрированный) летописный свод. Он имел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни.

XVI век — век больших перемен в области культуры. Од­ним из наиболее крупных достижений явилось книгопечата­ние. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. Органи­зация «государева Печатного двора» была поручена Ивану Фе­дорову.

Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книгу «Апо­стол» (1 марта 1564 года), а в следующем году «Часовник». С именем Федо­рова мы связываем и появление в 1574 году во Львове первого издания россий­ского Букваря.

Как яркий талантливый писатель и публицист выступил в пе­реписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам сам Иван IV. Он оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность ли­тературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.

В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчест­ва. Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных традиций и их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения. В 1476—1479 годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор, ставший митрополичьим кафедральным. Непревзойденным ше­девром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году в ознаменование покорения Казани храм Покрова на Рву (Васи­лия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Интересно, что первоначально собор был бе­лым, а привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.

Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творче­ство Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На Стоглавом соборе был поставлен во­прос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обу­чения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монас­тырях. Помимо этого, среди богатых людей было распростране­но домашнее обучение.

Расширялись и географические знания людей. Стали состав­ляться первые географические карты («чертежи»). Русские мо­реплаватели к началу XVI века обследовали Белое, Студеное (Баренцево) и Карское моря, открыли много северных земель. Русские поморы первыми проникли в Ледовитый океан. В то же время уже в XVI веке началось «обмирщение» культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики в искусстве.

Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взгля­дов. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосии Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению Косого, Хри­стос был просто человеком. Феодосии проповедовал отказ от монашества и са­мой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоко-ламский монастырь, Косой бежал от преследований в Литву.

Нормы православной морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь. Церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Расторжение брака было весьма за­труднительным. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. «Домострой», окончательная редакция кото­рого принадлежала протопопу Сильвестру, являлся кодексом морали и житейских правил, предназначенных для зажиточ­ных слоев городского населения. В нем прямо указывалось, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. Внутриусадебный семейный быт долгое время был сравнитель­но замкнутым: женщин редко выпускали даже в церковь. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Бытовые условия жизни русских людей изменялись мало. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. В боярских хоромах встречались печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах — слю­дой. Помещение освещалось лучиной или масляными светиль­никами. В XVI веке в городах стали появляться каменные жи­лые постройки.

Просмотров: 2568 | Добавил: $Andrei$ | Теги: государство и церковь. культура и б | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Сентябрь 2013  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика