государство и церковь.
культура
и быт в XIV—XVI веках
В 1551 году состоялся церковный собор,
названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное
внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата,
сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о
признании всех «местночтимых» (то есть почитаемых лишь в отдельных местностях страны)
святых общерусскими.
Были утверждены также единый порядок исполнения обрядов, единый иконописный канон. Все
это способствовало укреплению религиозного единства страны. Целям проникновения
государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь
хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к
подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель. Общерусская церковная
реформа была проведена на Стоглавом соборе. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение
церковных обрядов вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви,
порождало вольномыслие.
С этой целью создавался особый институт протопопов (протопоп — главный среди священников данной
церкви), назначаемых «по царскому велению». Собор унифицировал церковные обряды. Запрещалось читать так называемые еретические книги, составлявшие тогда почти всю
светскую литературу. Церкви
предписывалось вмешиваться в повседневный
быт людей — отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных
инструментах и т. д., преследовать скоморохов.
Развитие русской
культуры, формирование духовности народа в XIV—XVI веках в значительной мере проходило под влиянием идеи создания
единого государства. Тема борьбы за независимость была центральной как в устном
народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы (например, «Задонщина» и
«Сказание о Мамаевом побоище»). Центром общерусского летописания стала Москва, где в
начале XV века 5ыл составлен первый летописный свод общерусского характера —
Троицкая летопись. В ней проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и влади-лирских князей.
Авторы исторических
произведений (например, «Сказания о князях владимирских») стремились утвердить
мысль об исключительности
самодержавной власти русских государей как преемников
Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах — сводных обзорах всеобщей истории. Наиболее значительным памятником исторической мысли
рассматриваемого периода были
летописные своды.
Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (то есть иллюстрированный) летописный свод. Он имел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни.
XVI век — век больших перемен в области культуры. Одним из наиболее крупных достижений явилось
книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году,
и вскоре здесь были напечатаны книги
церковного содержания. Организация «государева Печатного двора» была
поручена Ивану Федорову.
Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книгу «Апостол» (1 марта 1564 года), а в следующем году — «Часовник». С именем Федорова мы связываем и появление в 1574 году во Львове первого издания российского Букваря.
Как яркий талантливый
писатель и публицист выступил в переписке с Андреем Курбским и посланиях
духовным лицам сам Иван IV. Он оказался единственным писателем
средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность
литературного
языка, ввести в сочинения просторечные обороты.
В процессе
образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский
стиль монументального зодчества.
Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных
традиций и их обогащение достижениями
европейского зодчества эпохи Возрождения. В 1476—1479 годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор
Аристотель Фиораванти выстроил новый
величественный Успенский собор, ставший митрополичьим кафедральным.
Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году
в ознаменование покорения Казани храм
Покрова на Рву (Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и
Постник Яковлев. Интересно, что
первоначально собор был белым, а
привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.
Формирование национальной архитектуры
сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан
с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил
фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной
творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под
Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на
дальнейшее развитие русской живописи.
Для возросших
потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На Стоглавом соборе был
поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения.
Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей,
как правило, при монастырях. Помимо этого, среди богатых людей было
распространено домашнее обучение.
Расширялись и географические знания людей.
Стали составляться первые географические
карты («чертежи»). Русские мореплаватели
к началу XVI века обследовали
Белое, Студеное (Баренцево) и Карское моря, открыли много северных земель. Русские поморы первыми
проникли в Ледовитый океан. В то же время уже в XVI веке началось «обмирщение» культуры, то есть отказ от исключительно
религиозного мировоззрения, церковной
тематики в искусстве.
Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосии Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению Косого, Христос был просто человеком. Феодосии проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоко-ламский монастырь, Косой бежал от преследований в Литву.
Нормы православной
морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь. Церковь разрешала одному
лицу вступать в брак не более трех раз. Расторжение брака было весьма затруднительным.
Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. «Домострой»,
окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру,
являлся кодексом морали и житейских правил, предназначенных для
зажиточных слоев городского
населения. В нем прямо указывалось, что хозяину
следует бить в воспитательных целях жену и детей. Внутриусадебный
семейный быт долгое время был сравнительно
замкнутым: женщин редко выпускали даже в церковь. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.
Бытовые условия
жизни русских людей изменялись мало. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. В боярских хоромах встречались печи с
дымоходом. Окна затягивались бычьим
пузырем, в богатых домах — слюдой. Помещение освещалось лучиной или
масляными светильниками. В XVI веке в городах стали появляться каменные жилые постройки.
|