Среда, 12.08.2020, 09:23
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Май » 20 » Два главных греческих полиса
23:20
Два главных греческих полиса


Гроция. никогда не была единым централизованным государством. Они представляла собой совокупность небольших, независимых и :шмкнут1>1х полисов, каждый из которых имел свою историю, законы, угтрмйггпо, органы управления и др. Самые сильные из них — Спарта и Афины — представляли два типа государственного устройства, во мно­гом противоположных друг другу. На всем протяжении древнегреческой Истории Афины и Спарта оставались главными соперниками в борьбе за гегемонию в Греции.

Спарту (Лакедемон), самый большой полис, основали в XI в. до н. э. в Южном Пелопоннесе дорийцы. Население Спарты состояло из спартиатов (равных между собой граждан полиса), периэков (дословно — «живущих вокруг» — жителей окружающих поселков, свободных, но не имевших гражданских прав) и илотов (потомков покоренного населения — ахейцев, соседних мессенцев и др., — превращенных в государственных рабов). Отношение к илотам было крайне жестоким, поскольку их количество в несколько раз превышало численность граждан, над Спартой постоянно висела угроза восстаний.

Создание государственного устройства Спарты приписывалось легендар­ному законодателю Ликургу. Высшим органом управления был пожиз­ненный совет старейшин (герусия) из 30 старцев (геронтов не моложе 60 лет). Они готовили решения для народного собрания (апёллы), в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание не обсуждало решений, а лишь одобряло или отвергало их криками. За соблюдением законов следили 5 эфоров (наблюдателей). Таким образом, управляла полисом небольшая и постоянная группа спартиатской знати. Такой строй называют олигархией (от греч. олигой — немногие).

Спарта считалась «общиной равных». Полисная земля делилась на 9 тыс. одинаковых участков (по числу граждан), каждый из которых предо­ставлялся в пожизненное пользование спартиату. Надел обрабатывали б—6 семей илотов, закрепленных за участком. Отдавая часть урожая, они содержали спартиата и его семью. Земля и илоты — основа экономики Спарты — являлись собственностью не граждан, но полиса: они не могли ни продаваться, ни передаваться по наследству. Спартиатам запрещалось заниматься деятельностью, связанной с обогащением (сельским хозяйством, торговлей, ремеслом), а также искусствами. Единственным занятием, достойным гражданина, считалась война, поэтому большую часть жизни спартиаты проводили в походах и тренировке. Их армия, состоявшая из тяжеловооруженных гоплитов, была лучшей в Греции.

Воспитание детей в Спарте преследовало одну цель — подготовку гражда­нина, то есть воина. По решению старейшин в живых оставляли только здоровых детей (остальных бросали в пропасть). Мальчиков обучали чте­нию и письму, музыке и хоровому пению, но основное время отводили на военные упражнения. Их держали впроголодь, легко одетыми, вынуждая воровством добывать себе пищу и нередко подвергая порке. Юношей заставляли участвовать в криптиях — тайных расправах с илотами, представлявшими опасность. Главные принципы воспитания — «беспре­кословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе».

Плутарх (I—// вв.) о Спарте.

«Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где были установлены строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не лично себе, но отечеству». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. М., 1994. Т. I. С. 64.)

Государство спартиатов имело военизированный характер, и многие нидели в нем идеал «гоплитского государства». Впрочем, греческий исто­рик Ксенофонт (VIV в. до н. э.) замечал, что хотя все хвалят спартанское устройство, «подражать ему не желает ни один полис». В 550 г. до н. э. Спарта возглавила первый военный союз полисов — Пелопоннесский, кото­рый в дальнейшем стал оплотом консервативных, олигархических режимов. Спирта долго оставалась сильнейшим полисом Греции, но к середине V в. до п. :). гегемония постепенно перешла к Афинам.

В целом Спарта представляла собой тип полиса с абсолютным преоб-.млднпием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли, олигархическим строем. Для него характерны архаичность и консерватизм социальной и политической организации. Его экономика основывалась на :нсгилунтнции илотов — подневольного населения, близкого по положению к рпПнм и принадлежавшего полису.

Афины — полис в области Аттика (в Средней Греции). Афинские гриждпно делились на эвпатридов (знатные семьи, доел. — «имеющие Плпгородиых отцов», т. е. родовых предков) и демос (простой народ, земледельцы и ремесленники). За пределами круга граждан находились метеки (переселенцы из других полисов), а также рабы, которых становилось всо !ыпе.

Полисом управляли 9 архонтов (начальников). Каждый избирался на год из числа эвпатридов, а затем входил в Ареопаг, высший контролирующий совет. В архаическое время управление полисом безраздельно принадле­жало знати. Народное собрание (экклесия) не играло существенной роли, демос не имел доступа к государственным должностям, значительная его часть находилась к тому же в долговом рабстве у знати. В VIIVI вв. дон. э. развернулась ожесточенная борьба против господства знати. В борьбе за демократию (т. е. народоправление) участвовали как бедней­шие крестьяне, так и богатые, претендовавшие на власть ремесленники и купцы.

Демократические изменения начались с реформ архонта Солона (594 г. до н. э.). Были отменены долговые обязательства, запрещено обращать афинских граждан в рабов за долги; выкуплены проданные за границу йфиняне. Был введен имущественный ценз (лат. сепзиз — оценка): граждан (в зависимости от размера имущества) разделили на 4 разряда, дававших Прнво занимать определенные должности и закреплявших за одним из ,родов войск в ополчении (конница, гоплиты, легкая пехота).

Завершили преобразование политического строя Афин реформы Клисфена (509—500 гг. до н. э.), лидера демоса. Он разделил Аттику по территори­альному (а не родовому) принципу. Каждый гражда­нин получил право быть избранным в Совет пятисот (Оуле). Был введен закон об остракизме — голосова­нии против граждан, подозреваемых в стремлении К смюржению демократии. «Бюллетенем» служил црршюк (греч. — остракон) с их именем. Осужден­ный большинством голосов удалялся в изгнание на 10 л «т. К концу VI в. до н. э. в Афинах в результате победы демоса утер дмлись основы демократического строя.

Таким образом, Афины представляли собой торгово-ремесленно-пгрпр ИМИ тип полиса, ориентированный на демократические формы управлении. ИйПрот на порабощение граждан стимулировал использование труди рмГнж Чужшюмцев — классическую форму рабства, определившую путь ршшитин (финской экономики. Для этого типа полиса характерен динамизм риишгшн сшцинлыю-политических институтов.

4. Греко-персидские войны

Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500—449 гг. до н. э.) и оставившие глубокий след в жизни двух поко­лений, воспринимались современниками и потомками как единое целое. В истории Древней Греции они составили совершенно особую эпоху — борь­бы молодой полисной цивилизации против мировой древневосточной деспо­тии Ахеменидов. Именно они вдохновили Геродота на написание первого исторического сочинения — «Истории». Поводом к началу войны послужило восстание в 500—494 гг. до н. э. М н лота, а затем и других греческих городов Малой Азии против персид­ского владычества. Афины и о. Эвбея оказали восставшим помощь, при­ели в корабли. Но греки были разбиты, Милет разрушен, жители частью перебиты, частью проданы в рабство. Помощь, оказанная балканскими греки ми восставшим соплеменникам, побудила Дария I к войне против игом Греции.

Битва при Марафоне. В 490 г. до н. э. огромная армия персов высади­лась с кораблей на побережье Аттики, у городка Марафон, всего лишь н 40 км от Афин. Небольшое войско афинян во главе со стратегом Мильша дом сражалось отчаянно. Персы бежали, преследуемые греками до самого Моря. Персидские корабли спешно отплыли. Значение этой победы для всего греческого мира было огромно: рухнул миф о непобедимости мировой персидской державы.

Согласно преданию один из греческих воинов побежал в Афины, чтобы передать радостную весть. Он преодолел 42 км 195 м от места битвы до афинской агоры, успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Теперь это расстояние — дистанция марафонского бега.

Фемистокл и флот. После победы у Марафона греки получили 10 лет передышки. Выдающийся государственный деятель, вождь демоса ар­хонт Фемистокл убедил афинян в необходимости создать военный флот. Удалось построить 200 быстроходных триер, благодаря которым Афи­ны превратились в сильнейшую морскую державу в Греции. Фемистокл приложил также много сил для создания союза 30 полисов: забыв распри, они сплотились против общей опасности.

Битва при Фермопилах. В 480 г. до н. э. огромная разноязычная армия Ксеркса (сына Дария I) двинулась в Элладу по суше с севера, а его флот — вдоль берега моря. Объединенной армией греков командовал спартанский царь Леонид. В узком Фермопильском проходе, открывавшем путь в Сред­нюю Грецию, она смогла задержать персов, но предатель провел их в тыл грекам. Приказав союзникам отступить, Леонид вместе с 300 спартанцами остались. Все они полегли в жестоком бою. Над их братской могилой позд­нее поставили памятник с надписью: «Путник, весть отнеси гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим».

Битва при Саламине. Персы, прорвавшись в Аттику, разграбили Афины, сожгли Парфенон. Стариков, женщин и детей греки успели заранее вывезти нн ближайшие острова. Бой с персами они приняли на море в узком проливе у о. Саламин (480 г. до н. э.). Огромный персидский флот из 1000 громоздких судов был полностью разгромлен греками, имевшими всего 380 быстроход­ных триер. Ксеркс с уцелевшими кораблями отступил в Малую Азию.

Эсхил (V в. до н. э.). Трагедия «Персы».

«Не к бегству

Готовясь, пели эллины свой гимн Священный, но стремясь отважно в бой... Весь флот спешил, и слышен в то же время Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь — за все!» Навстречу им неслись и персов крики...»

Великий драматург Эсхил участвовал в Марафонской и Саламинской битвах в качестве гоплита. Какие чувства и настроения греков он передает? Становятся ли понятней истоки их героических подвигов? Что представляла собой армия персов? Можно ли предположить у нее похожую мотивацию?

Битвы при Платеях и Микале. В Греции находилась еще 70-тысячная сухопутная армия персов. В 479 г. до н. э. у городка Платеи афиняне, спартанцы и их союзники разгромили ее в ходе кровопролитной битвы. В тот же самый день греческий флот у мыса Микале (в Малой Азии) унич­тожил остатки персидского флота, уцелевшие после Саламина.

Итоги. Война с персами длилась еще 30 лет, но уже на территории Азии. Н 449 г. до н. э. был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море, гарантировал независимость греческим полисам н Малой Азии. Но для греков исход борьбы уже давно определился: они отстояли страну, цивилизацию, свой путь развития. Причинами поражения огромной персидской державы, располагавшей неограниченным экономи­ческим и людским потенциалом, оказались большая жизнеспособность общественно-политического строя греческих полисов и достигнутое ими единство.

Классический период (VIV вв. до н. э.) в истории Греции — вре­мя расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы, занявшей господствующее положение в Восточном Среди­земноморье. На него приходится также блестящий расцвет греческой культуры и искусства: это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя, Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила,

1Еврипида) и комедиографов (Аристофана, Менандра), выдающихся философов (Сократа, Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота, Фукидида).

Афины — морская держава. В войне с персами сильнейшим флотом располагали Афины. В 478 г. до н. э. Афины основали морской союз, включав­ший до 200 членов. Крупные полисы поставляли корабли и команды, мелкие — деньги. Огромную союзную казну, сначала хранившуюся на о. Де­лос, позднее перенесли в Афины, которые стали ею распоряжаться по своему усмотрению, жестко подавляя недовольство союзников. Афинский морской союз превратился в мощную Афинскую морскую державу, а афинский порт Пирей — в главный центр средиземноморской торговли. Большую роль в этом сыграл Перикл — выда­ющийся государственный деятель Афин.

«Золотым веком» Афинского государства счи­тается время, когда во главе его стоял Перикл, происходивший из знатной семьи с демократи­ческими взглядами. Начиная с 443 г. до н. э. И точение 15 лет афиняне избирали его на высшую должность — первого стратега (военачальника).

Он был образованным, честнейшим человеком, блестящим полководцем И оратором, патриотом Афин. Современники прозвали его Олимпийцем.

Плутарх о Перикле.

«Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя могуществом превзошел многих царей и тиранов... ни на одну драхму не увеличил он своего состояния против того, которое досталось ему от отца». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл. М., МММ. Т. 1. С. 186.)

Перикл стремился упрочить демократию, усилить политическое или Я ни о Афин и превратить их в центр просвещения и культуры. Ом инее ипжпые изменения в законы полиса. Согласно существовавшим ни копим кпждмй афинянин мог быть избран на любую должность, однако должности И«* оплачивались и потому оставались практически недоступ и 1,1 ми для бед-НМХ граждан. При Перикле государство ввело оплату для судей, других должностных лиц и всех, кто приходил (отвлекаясь от работ) на .чнседшшя Ниродиого собрания. Жалованье получили и многочисленные флотские — беднейшие граждане.

Перикл выступил инициатором широкого строительства общественных зданий (храмов, укреплений и др.), что дало заработок тыся­чам афинских ремесленников и бедняков. Самыми грандиозными работами — на афин­ском акрополе — руководил друг Перикла Фидий. Он изготовил прославленную 12-мет­ровую статую Афины из золота и слоновой кости для храма Афины-девы (Парфенона), возведенного тогда же архитекторами Икти-ном и Калликратом.

При Перикле афинская демократия до­стигла наивысшего расцвета: в управлении полисом могло принимать участие большин­ство граждан. Ни в одном полисе демос не имел столько прав, как в Афинах. Однако древнегреческое понятие «демократия» было гораздо уже современного. Оно распростра­нялось исключительно на граждан, в число которых не входили не только метеки и рабы, но и свободнорожденные женщины.

Рабство. Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве, но особенно в ремес­ленных мастерских, на кораблях, рудниках, в домах граждан. Крупные рабовладельцы

имели сотни рабов, у среднего хозяина их количество доходило до 10—15. Основную массу рабов давала война, а также пиратство. Ксенофонт так ска-ллл об этом: «У всех людей существует извечный закон: когда захватывают город, то все, что там находится — люди и имущество, — принадлежит по­бедителю». А великий философ Аристотель (IV в. до н. э.), выражая точку прения своих современников, обосновал «естественный взгляд» на рабство: он утверждал, что все негреки уже по природе есть рабы греков.

М Греции (в том числе в Афинах) действовало несколько крупных не­молы шчьих рынков. В V в. до н. э. они были переполнены рабами. Ученые считшот, что за время греко-персидских войн не менее 150 тыс. человек лишились свободы. Только после одной из своих побед греки продали более '.'А} тыс. пленных.

Пудучи абсолютно бесправным, раб не имел своего имущества, законной п-мьи, считался «одушевленным орудием». Наиболее частой формой протес-тл рлбон оставались побеги; например, во время войны из Афин перебежали к смлртшщлм 20 тыс. рабов. Известны и открытые выступления, такие

Статуя Афины. Фидий V в. до н. э. Реконструкция

(как восстание в 413 г. до н. э. на Сицилии. За побег и неповиновение рабон гНлеймили и казнили. В Греции в V в. до н. э. рабовладельческий строй [Приобрел выраженные классические формы. Общество впервые явственно ^разделилось на два класса — свободных и рабов.

Просмотров: 6209 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Два главных греческих полиса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Май 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2020
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика