ДО РАСЦВЕТА ПОЛИСА
Страна, которую мы (вслед за римлянами) называем
Грецией, в древности включала в себя часть Балканского полуострова, около 600
островов Ионического и Эгейского морей (крупнейший из которых — Крит), а также
западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н. э. на Балканы с севера
вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью
уничтожив догреческое население (о котором почти ничего не известно), частично
смешавшись с ним. Впоследствии все греки именовали себя эллинами, а свою
страну — Элладой.
Периодизация древнегреческой истории:
1. Крито-микенский период: рубеж III—II тысячелетия — XII в. до н. э.
2. «Темные века»: XI—IX вв. до н. э.
3. Архаический период: VIII—VI вв. до н. э.
4. Классический период: V в. — 338 г. до н. э. (до начала завоевания
Греции Македонией).
5. Эллинистический период: 338 г. до н. э. — II в. до н. э. (до завоевания Греции
Римом).
1. Крито-микенский период
Критская (минойская) цивилизация (XXII—XV вв. до н. э.). Крит, лежащий в центре Восточного Средиземноморья,
изначально не затронуло ахейское завоевание. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на нем развилась блестящая цивилизация,
созданная догреческим населением. Ее центрами были четыре «дворцовых»
города-государства, которые в XVI в. до н. э. попали под власть крупнейшего из них — Кносса. Согласно
греческим мифам Кноссом правил могущественный царь Минос. В подземелье
его огромного дворца-лабиринта жил чудовищный Минотавр (человек-бык), которому
приносились человеческие жертвы.
Кносский дворец (раскопанный к тридцатым годам XX в. английским археологом А. Эвансом,
открывателем критской цивилизации, назвавшим ее минойской) насчитывал не менее
300 помещений, имел водопровод, кладовые с колоссальными запасами продуктов и
изделий местного и Привозного ремесла. Дворцу подчинялись зависимые земледельцы
и ремесленники, возможно, использовались и рабы. Во главе стоял царь-жрец, Л
дворец был также святилищем, где проводились культовые действа, в том числе
ритуальные игры с быками (тавромахии), изображенные с поразительным
искусством на дворцовых фресках. Считается, что на Крите сложилась особая форма
монархии — теократия, при которой царю принадлежит высшая светская и
религиозная власть. У минойцев существовала и Письменность (к сожалению,
найденные в Кноссе таблички пока не удается расшифровать).
У Крита установились торговые связи с Египтом,
Финикией, Сицилией, известны критские поселения на островах Эгейского моря и в
Малой Азии. Греческие историки считали Миноса первым талассократом (греч. —
властитель моря), который построил флот, искоренил пиратство и установил
господство над Эгейским морем и его ирхипелагом.
В середине XV в. до н. э. разразилась катастрофа: гигантское
извержение вулкана на о. Фера (Спнторин) вызвало землетрясение, цунами и
выброс гшпла, обрушившиеся на Крит. Дворцы и поселения были разрушены. Около
1400 г. до н. э. опус-тонший остров захватили и разграбили вторгшиеся о
материка греки-ахейцы. Блестящая минойская цинилизация погибла, и Крит навсегда
превратился и окраину греческого мира. Минойская (доиндоев- царь.жрвц.
ф, „„;,,„ роппйская) цивилизация, типологически схожая из Кносскот диорцп и
древневосточными деспотиями, стала первой цивилизацией на территории Европы.
Она оказала большое влияние на последующее развитие культуры и религии Греции.
Микенская (ахейская) Греция (XX—XII вв. до н. э.). После гибели минрйской цивилизации лидерство в
Эгейском регионе перешло к Балканской Греции. Здесь в XV—XIII вв. до н. э. расцвела греческая ахейская цивилизация. Она
возникла как совокупность городов-государств: Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и
самого крупного — Микены (по названию которого ое именуют также
микенской). В центре каждого находился дворец-акрополь — огромный,
укрепленный, полный оружия. В Микенах найдены «шахтовые» захоронения царей,
содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.
Во дворце Пилоса был обнаружен «архив» табличек,
расшифрованный в 1953 г. английским ученым М. Вентрисом. Оказалось, что они
написаны письмом, заимствованным у минойцев (так называемым «линейным Б»). Из
них следует, что во дворце правил царь (ванака), которому подчинялось зависимое
население (земледельцы и ремесленники) и рабы; существовал огромный штат
чиновников, дворцовое хозяйство основывалось на строгом учете и контроле. По
своему устройству ахейские государства также походили на древневосточные.
Ахейские цари враждовали между собой, но
объединялись для грабительских набегов. Около 1240 г. до н. э. состоялся
крупнейший и последний из них — на Трою (богатый торговый город у
пролива Дарданеллы, греч. — Геллеспонт) во главе с царем Микен
Агамемноном. Поход века спустя прославил в «Илиаде» и «Одиссее» Гомер (живший
предположительно в VIII в. до н. э.). Считалось,
что поэмы основаны лишь на мифах, пока в XIX в. немецкий археолог и купец Генрих Шлиман (1822—1890)
не отыскал легендарную Трою на холме Гис-сарлык (Турция). Его раскопки
(грабительские и не очень умелые) тем не менее доказали историчность Троянской
войны. Полагают, что она была частью широкого движения племен второй половины II тысячелетия до н. э. Известно, что ахейцы
упоминались среди «народов моря».
В конце XIII—XII в. до н. э. микенская цивилизация погибла под натиском нахлынувших
с севера Балкан племен завоевателей— тоже греков, но принадлежавших к племени дорийцев.
Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, но сокрушили
ахейские царства, оказавшиеся непрочными. Важную роль сыграло наличие у них
железного оружия.
2. Ранняя Греция
Темные века. Дорийское завоевание отбросило
Грецию в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые
ремесла. Дорийцы осели в основном на Пелопоннесе, Крите, лишь немногие области
(Аттика, о. Эвбея и др.) не были ими покорены. Часть ахейцев бежала на острова
и западное побережье Малой Азии и основала там новые поселения.
Из цивилизации общество вернулось в первобытность.
Его вновь составляли небольшие враждующие сельские общины, жившие в укрепленных
поселках (полисах) и управлявшиеся родовыми вождями (ба-оилеями), знатью,
образовывавшей совет старейшин (буле), и народным собранием (агорой). Входившие
н общину патриархальные семьи включали как свободных земледельцев, так и
домашних рабов. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто
«шагом назад», оно позволило Греции избрать иной, чем древневосточная деспотия,
путь развития. Государство зародилось вновь, но в другой форме: на смену
централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных
земледельцев, из которой выросли первые греческие города-государства, или
полисы.
Архаический период — это три века самого интенсивного в истории
Греции развития общества. Определяющими процессами в это время стали распространение
железных орудий, возникновение полисов и Великая ,'рсческая колонизация.
Полис (греч. — город,) — уникальная
античная форма хозяйственной и счщиально-политической организации общества.
Полис — не просто город-государство, это община живущих в нем свободных,
равноправных и экономически независимых граждан-землевладельцев. Отличительной
чертой полисного гражданства было совмещение права земельной собственности и
политических прав с обязательной службой в ополчении. Гарантируя права граждан
и регулируя отношения между ними, полис был для них высшей ценностью и
необходимым условием жизни.
Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. — целенаправленное
и организованное основание колоний на чужих (варварских) территориях. Ее
главной причиной была растущая потребность полисов в земле, сырье, новых
источниках рабов (ввиду принятия многими полисами ааконов, запрещавших
порабощение сограждан). Наконец, политическая борьба в полисах заставляла
«проигравших» покидать родные места.
Греки основали около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного
морей, в результате в регионе сложилась сеть торгово-экономических свя-:юй. В
колонии вывозился избыток производимых товаров (вино, оливки, шерсть,
ремесленные изделия), ввозились зерно (которого в Греции всегда но хватало),
металлы, рабы-чужеземцы.
Благодаря торговле появились единые меры, монета, вновь была изобретена
письменность (на базе финикийского алфавита, к которому добавили
гласные). Торговля стимулировала развитие сельского хозяйства и ремесла, рост
крупных торговых центров (Милета, Эфеса, Коринфа, Мегар и др.). Возникли новые
слои населения: судовладельцы, купцы, владельцы мастерских (гончарных, ткацких,
кузнечных). Увеличилось число привозных рабов; владение и торговля ими стали
способом быстрого обогащения. Новым видом богатства (наряду с землей)
становятся деньги.
Итогом архаического периода было интенсивное развитие товарно-денежных
отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоснио общества.
|