1. Персидская держава Ахеменадов
От берегов Тигра до берегов Инда раскинулся
многообразный по своим природным условиям Средний Восток. В дроиности
его населяли различные племена. Но с середины II тысячелетия до и. э. там расселялись пришедшие
с севера скотоводческие племонн мидийцев и их родственников персов. Они
называли себя ариями (благородными), а страну Арьяной (страна ариев) —
современный Иран. Их я.чык относится к иранской ветви индоевропейской языковой
семьи.
Мировая держава Ахеменидов. В начале VII в. до п. :>. у мидийцев сложилось государство
со столицей в Экбатанах. Оно было большим (от Каспия до Персидского залива), но
«рыхлым» и зависши) от Ассирии. После крушения последней мидийцы за сто лет
завоевали ;и-мли от Малой до Средней Азии, создав протяженную Мидийскую держи
ну. Но ударная мощь заключалась в вооруженной луками коннице — лучшем поиске
того времени.
осведомителей — «ушей царя». Верховный контроль
над государством и всеми чиновниками осуществлял хазарапат (тысяченачальник).
Порядок, заложенный Дарием, обеспечил на время подъем, процветание и спокойствие
на границах и внутри империи.
/О< Чем монета отличается от более примитивных форм денег? Какие преимущества
\г она дает? В какой форме — денежной или натуральной — земледельцам было легче платить налог?
Крушение Персидской империи. После правления
Дария I империя Ахеменидов просуществовала еще полтора
столетия. В первой половине V в. до н. э. она пережила
потрясение, столкнувшись в войне с греками — создателями цивилизации нового
типа. А в 330 г. до н. э. она рухнула под ударами греко-македонской армии
Александра Великого и вошла в состав его империи. Стремительно пройдя огромный
путь — от племенной организации с неизжитыми родоплеменными отношениями до
колоссальной «мировой» державы, насильственно соединившей разнородные
общества, — она оказалась непрочной.
2. Древняя Индия
Огромный полуостров Индостан, расположенный в Южной Азии,
почти отрезан от мира: на севере — горами (Гималаями и Памиром), на юге —
океаном, на востоке — джунглями; только с северо-запада (со стороны нынешнего
Афганистана) есть проходы. Он делится на южную часть (плоскогорье Декан) и
северную — равнину между двумя великими реками Индом и Гангом. Именно с
Индо-Гангской равниной связана в основном история Древней Индии.
Индская (хараппская) цивилизация (XXIV—XVII вв. до н. э.). Всего лишь около ста лет назад (в 1921 г.)
археологами была открыта древнейшая в Южной Азии цивилизация, основанная на
поливном земледелии. Она занимала огромную площадь в бассейне Инда (ныне
территория Пакистана).
Ее следы — около двух десятков городов, из них
самые крупные — Мохен-ОжоДаро и Хараппа (давшая имя всей
цивилизации). Города имели сходную планировку. Каждый делился на жилую часть (с
домами из обожженного кирпича, прямыми улицами и кварталами, колодцами и
канализацией) и цитадель (на искусственном возвышении, обнесенную высокой
стеной, с общоственными строениями — святилищем, общим амбаром и др.). Судя по
пи ходкам, жителям были известны производство бронзы, хлопкоткачество, II также письменность. Письмена сохранились только
на каменных печатях и пока не расшифрованы. Хараппцы поддерживали связи с
Передней Азией и Юго-Восточным Ираном (Эламом). Предположительно они говорили
на я:п.1К(«, близком к дравидским (сейчас на них говорят на юге Индостана).
К XVII в. до н. э. высокоразвитая хараппская цивилизация угасла. Причины
ее гибели неясны. Среди предлагаемых объяснений — хозяйственная или
экологическая катастрофа, эпидемии и др., популярная в прошлом идея, связывающая
гибель с приходом индоариев, не подтверждается.
Во второй половине II тысячелетия до н. э. в Индии начала складываться новая цивилизация.
С северо-запада проникали племена, родственные иранцам и тоже именовавшие себя
ариями (благородными), но в отличие от иранцев получившие название индоариев.
Их язык принадлежит к индийской ветви индоевропейской языковой семьи. К
середине I тысячелетия до н.э.,
продвигаясь на восток, индоарии освоили всю Северную Индию, ассимилировав
местные племена.
«Ведийский период» в истории Индии (ок. XIII—VII вв. до н. э.). Становление древнеиндийского общества отразилось в
Ведах (древнейшим памятнике религиозной литературы индоариев, близком к
«Авесте»). Племена полукочевых скотоводов превращались в общины оседлых
животноводов-земледельцев (главная культура — рис), знающих железные орудия
(топоры, лемехи) и оружие. В их среде уже выделились привилегированные слои
жрецов (брахманов) и воинов (кшатриев). Знаменитые эпические
поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают о жестоких войнах, которые вели
племенные вожди-царьки (раджи). Победители станови-л ись
основателями первых индоарийских государств (махаджанапад): к середине I тысячелетия до н. э. их насчитывалось уже около
двух десятков. Крупнейшими ОПщеиндийская
держава Маурьев (IV—II вв. до н. э.). К V в. до н. э. наибольшее влияние обрело
государство Магадха, где в IV в. до н. э. утвердились сильная династия Нандов. С помощью
огромной армии ее цари покорили все царства в долине Ганга и часть Декана и
создали первую общеиндийскую державу.
В 317 г. до. н. э. после ожесточенной борьбы
власть в Магадхе захватила династия Мауръя (317—180 гг. до н. э.) —
самая знаменитая в истории Индии. При выдающемся правителе царе Ашоке
(268—231 гг. до н. э.) :>та держава стала одной из крупнейших на Древнем
Востоке. В ее состав вошел весь Индостан от долины Ганга до Иранского нагорья,
от Гималаев до Деканского плоскогорья (исключая крайний юг полуострова). Столица
государства Паталипутра, судя по описаниям жившего в ней грека Мегасфена, была
одним из самых крупных городов древности.
Ашока стремился управлять империей, прибегая не
к силе, а к закону. По его приказу во всех городах публично зачитывались (а
потом и высекались на камнях, колоннах и др.) «царские эдикты». Их главным
содержанием была дхарма — морально-этические наставления о достойном
поведении человека, близкие буддизму.
Однако огромная империя Маурьев также оказалась
непрочной. Она включала народы и племена, разные по языкам и уровню хозяйственного
развития. Местные правители, признавая власть царя, часто оставались
практически независимыми. Власть Ашоки ограничивал царский совет (паришад),
состоявший из нескольких сотен родственников и вельмож. Многие выражали
недовольство и тем, что он поддерживал буддизм, а не традиционный ведийский
брахманизм. В конце правления Ашоку, видимо, отрешили от реальной власти.
Его наследникам не удалось сохранить империю,
во II в. до н. э. она распалась на несколько частей.
Однако память о великом Ашоке осталась: сохранилось много легенд о его
деяниях, особенно о заслугах в распространении буддизма. Знаменитые «львы Ашоки»,
венчающие колонну с его эдиктами, стали символом Индии.
"В обществе того времени уже окончательно
сложилась варновая система, ставшая отличительным признаком Индии.
Четыре варны (санскр. — «цвет») — замкнутые, устойчивые и наследственные группы
— представляли основные слои общества и их занятия: брахманы (жрецы и
учителя), кшатрии (племенная аристократия: воины и правители), вайшьи
(полноправный народ, общинники, позднее также ремесленники и торговцы) и шудры
(низы, неполноправное население, в том числе рабы, обязанные служить трем
высшим варнам).
От принадлежности к варне зависело не только
положение, но и ото-пень ответственности человека: вина брахмана по закону
считалась в дни раза больше, чем кшатрия, в четыре — вайшьи, в восемь — шудры.
Но и наказания тоже различались: к примеру, кшатрий, оскорбив брахманп, платил
штраф в 100 монет, вайшья — 250, а шудру наказывали битьем. Поддержание
варнового строя являлось одной из главных обязанностей царей. Позднее (в первые
века н. э.) наряду с варнами появилось деление на джати (касты, .португ.
— род, качество) — более мелкие группы, связанные общим местом проживания и
экономическими интересами.
Основными производителями материальных благ были
свободные общинники, объединявшиеся в крепкие деревенские общины
(грамы), платившие налоги государству. Важную роль в них играл труд рабов
(которые считались вещью или разновидностью скота), но не менее широко
применялся труд свободных наемных работников (кармакаров): они не имели
собственности, работали лишь за 1/10 урожая и обычно упоминались вместе с
рабами.
Главные религии Индии. Главными, еще племенными
богами ведической религии были Индра (бог грома, царь богов), Агни
(бог огня), бог Солнца Сурья. Позднее на ее основе брахманы
разработали сложную религиозную доктрину — брахманизм. К рубежу новой
эры в результате ее переработки и упрощения сложился индуизм. Его
главные боги — Брахма (творец мира), Шива (отвечающий за
круговорот жизни и смерти) и Вишну (хранитель мирового равновесия).
Основа индуизма — учение о карме, сумме злых и добрых дел, соотношение
которых определяет облик, в котором человек возрождается в следующей жизни.
Индуилм был и остается самой распространенной, «народной» религией Индии. В
середине I тысячелетия до н. э. но;ншк.но новое учение — буддизм.
Он связан с лсгои дарной фигурой его основателя -- цщнчшчп
Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветленным). К го
суп. взгляд на жизнь как страдание и погружение в нирвану (псГх.гпн-) кик
способ освобождения от него, возможность прервать цепь посмертных перерождений.
Принятый сначала группой бродячих монпхон при млу рьях (к III в. до н. э.), буддизм стал одним из главных
ччмкчшп духониои жизни Индии, впоследствии — первой мировой религией.
Кушанская империя. Династия Гуптов. В начале I тысячелетия н. э. Индия представляла собой массу
разрозненных и соперничающих мелких государств. В I—II вв. на землях соседней Бактрии (территория Средней Аиии и
Афганистана) возникло огромное Кушанское царство, правители которого подчинили
себе Северную Индию. Самым могущественным ку-шанским царем был Канишка.
Культура кушан, вобравшая разные традиции (индийские, иранские, греческие и
др.), оказала большое влияние на позднюю культуру Древнего Востока.
В IV—V вв. новое возвышение пережила Магадха, где
правила династия Гуптов. Расцвет ее связан с именем Чандрагупты II (380—415), которого называли «Солнце могущества». Ему удалось
на короткое время объединить всю Северную Индию. Гупты оказывали поддержку
многим писателям и ученым, впоследствии прославившим Индию. Но в конце V—VI вв. нашествие кочевников (гуннов-эфталитов) из Центральной Азии
вызвало страшное разорение страны и привело к распаду державы Гуптов. Это
событие условно считается концом древнеиндийской истории.
|