I . Древний мир и Древний Восток: понятия и хронология
Древний мир — следующая за Первобытностью
всемирно-историческая эпоха, сущность которой заключается в формировании
классовых обществ и государств. Ее история состоит из трех самостоятельных, но
связанных между собой частей — истории Древнего Востока, Древней Греции и
Древнего Рима. Объединяет их то, что все относящиеся к этой эпохе
древние цивилизации возникли в результате разложения первобытного строя,
различает сделанный ими выбор последующего пути цивилизационного развития —
древневосточного, или античного (греко-римского). Если античные общества —
классические рабовладельческие, то древневосточные историками определяются
по-разному: от «неклассических» (или «неразвитых») рабовладельческих до особых
«дофеодальных», «азиатских» или
просто «древних».
Хронологические рамки эпохи Древнего мира в целом — от рубежа IV — III тыс. до н. э. (появление первых цивилизаций ) до середины I тыс. н.э. (крушение античного мира), т. е. более
3,5 тыс. лет. В силу неравномерности исторического развития разные регионы
вступали в эту эпоху не одновременно. Первыми были страны Древнего Востока.
Древний Восток — понятие условное, одновременно
геоисторическое и хронологическое: под ним традиционно понимаются обширные
территории Северной Африки и Азии, народы которых первыми вступили в эпоху
классе- и государствообразования. Именно здесь, в море первобытных доклассовых
обществ, появились острова цивилизаций.
На рубеже IV — III тыс. до н. э. сложились
древнейшие (так называемые «речные») цивилизации в плодородных долинах великих
равнинных рек — Нила, Евфрата, Инда. Массы людей, заселившие их пустующие
берега, создали системы искусственного орошения пахотной земли (для каждой реки
свою, основанную на разливах и «накопительных» бассейнах в Египте, паводках и
распределительных каналах в Месопотамии, плотинах, дамбах). Высокие (до
20-кратных) урожаи обеспечили речным цивилизациям экономическое процветание.
Однако создание и поддержание в порядке ирригационных систем требовало
организации масштабных общественных работ, жесткого контроля и учета, выделения
слоя руководителей и неминуемого принуждения, что стало одной и:$ главных
функций ранних древневосточных государств, ускорило процесс их формирования и
повлияло на выбор формы эксплуатации населения.
На рубеже II—/ тысячелетий до н. э., с началом «века железа», ведущий
роль переходит от земледельческих стран к странам, имеющим стратегически
важное сырье, местоположение, лучшую армию. Бесконечные нойпы за обладание
районами, богатыми железной рудой, и контроль над торговыми путями (в Восточном
Средиземноморье, Закавказье, Северной Месопотамии) продолжались все это время.
Наступила эпоха древневосточных мировых держав. Они создавались в результате
захвата огромных территорий с разноязычным и неоднородным населением и были
недолго-ночными.
2. Древний Египет
Одна из древнейших цивилизаций сложилась в Древнем Египте — стране,
расположенной в долине Нила, между его I
порогом и побережьем Средиземного моря. Со всех
сторон ее окружают пустыни (Ливийская, Нубийская, Аравийская), поэтому жизнь в
ней целиком зависит от регулярных разливов Нила. Уже в V тысячелетии до н. э.
общины древних египтян занимались скотоводством и земледелием. Язык, на котором
они говорили, относится к афразийской семье.
Раннее царство (XXXI—XXVIII вв. до н. э.). К
середине IV тысячелетия до н. э.
вдоль берегов Нила возникло несколько десятков небольших и враждующих
«номовых» (от греч. ном — область) царств. Около 3100 г. до н. э. их
насильственно объединил, согласно преданиям, царь Мен (греч. — Менее):
он стал основателем первой (из 30 последующих) династий египетских царей.
Столицей древнейшего в мире централизованного государства стал Мемфис, основанный
в стратегически важной точке — на стыке Нижнего Египта (дельты) и Верхнего
Египта (долины).
Старое царство (XXVIII—XXII вв. до н. э.). В Египте
впервые сложилась форма управления, характерная для Древнего Востока, — деспотическая
монархия (от греч. деспотес — домохозяин). Она уподобляла страну
огромному дому царя, имуществом (землей, водой, скотом, сырьем) и людьми
которого в конечном счете он полностью и наследственно распоряжался. Хотя
наряду с государственными хозяйствами существовали крупные храмовые и вельможеские,
они создавались за счет царских да-Пал«тка царя Нармера рений, и их правовое отличие было размыто.
Тем не менее знать, как и храмовое Древний Египет
жречество, всегда стремилась к в
эпоху Нового царства
самостоятельности: этот конфликт оставался основным на протяжении
всей истории Египта. Особенностью Египта было и то, что государство полностью
поглотило земледельческую общину. Сложилась государственная форма
эксплуатации населения, ставшего в основном подневольным.
В Египте был создан и древнейший в мире бюрократический
государственный аппарат: громоздкий, двухступенчатый (в столице и номах) и
«двойной» (в Верхнем и Нижнем Египте), включавший сложную иерархию чиновников,
армию писцов. Высшие должности (хозяйственные, военные, жреческие) занимала
знать (царские родственники, номархи (главы областей)). Деятельность аппарата
регламентировала все сферы: организацию производства (продуктов, ремесленных
изделий, добычу сырья и др.), распределения (материалов, рабочих рук,
«пайков», наград) и общественных работ (строительство каналов, дорог, пирамид и
т. д.). Необходимость учета и контроля ускорила появление письменности
(иеро-глифики, позже упрощенной до иератики) и развитие писцовых
школ при храмах.
Характерная черта деспотии — обожествление царя. Египетский ф<ц>ч(>п
мри жизни считался «младшим солнцем», воплощением бога-счншлп \о/ш
(п.шн-наследника бога Ра, Солнца), а после смерти — бога Осирит, и.мпды ки
цпрства мертвых. В сознании египтян от него зависели их помнил -лапин., и с ним связывали надежды на посмертное
возрождение. Вокруг царя (как живого, так и мертвого) сложился государственный
культ поклонения. В Старом царстве его высшим выражением были гигантские
каменные усыпальницы — пирамиды (начиная с первой ступенчатой,
построенной для царя Джесера, XXXVII в. до н. э.) и посвященные царям храмы. На стенах пирамид
высекали ритуально-магические тексты (древнейшие в мире).
Статуя фараона Хафра (греч. — Хефрена) — одно из древнейших воплощений концепции
«царской власти» средствами искусства. Определите, какие представления о власти фараона нашли отражение в этом памятнике.
XXIII—XXII вв. до н. э. —
Египет пережил кризис: распад единого государства, «номовые» войны, правление
соперничающих «династий». Его причины — колоссальные затраты на строительство
пирамид; усиление местной гшати; природные бедствия (засуха, низкие разливы и
страшный голод).
Ок. 2000 г. до н. э. — страну вновь объединил номарх Ментухетеп (II), ставший фараоном-основателем Среднего
царства.
Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.) — период расцвета Египта. Ныла
создана единая система ирригации, оборонительные укрепления в дельте и на юге.
При царе-завоевателе Сенусерте III (XIX в. до н. э.), имя которого вошло в греческие легенды, египтяне
покорили часть Нубии и I 1ялестины.
В это время сложилась «древневосточная» система
эксплуатации. Основу трудовых ресурсов составляли подневольные египтяне
(хему нисут — царские1 слуги). Они трудились в соответствии с назначенной
им государством профессией (сельскохозяйственной, ремесленной и др.) и там,
куда оно их посылало — в войско, на общественные работы (строительство дорог, укреплений, пирамид, рытье каналов и др.), в
государственные, храмовыо и вельможные хозяйства, и получали нормированный
«паек». Государство эксплуатировало также рабов-чужеземцев (пленных
азиатов, нубийцев, ливийцев). В хозяйствах знати трудились также
немногочисленные рабы египтяне (потомки людей, захваченных в номовых
войнах). Эти «домашние» рабы использовались только как слуги и очень высоко
ценились.
На период Среднего царства пришлось становление
классического древнеегипетского языка, создание выдающихся образцов
литературы, канонов изобразительного искусства.
В конце XVIII в. до н. э. Египет впервые оказался под властью
чужеземцев — гиксосов (союза азиатских племен), вторгшихся через Синай.
Около 110 лет фараоны-гиксосы правили из своей столицы Авариса (в дельте),
совершая набеги на южные части страны. От завоевателей египтяне узнали и позжо
заимствовали самое передовое вооружение того времени (сложный лук, боевые
колесницы, бронзовые серповидные мечи).
Около 1600 г. до н. э. гиксосов изгнал Яхмес I, основатель могущественной XVIII династии и Нового царства — самой блестящей
эпохи египетской истории.
Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.). Объединение страны, экономический подъем и
создание регулярной армии позволили египетским фараонам проводить успешную
завоевательную политику. При Тутмесе I и его внуке, выдающемся
полководце Тутмесе III (1504—1450 гг. до н. э.), границы
Египта были раздвинуты до IV порога Нила в Африке и берегов Евфрата в Азии. Египет стал самым
могущественным государством Ближнего Востока, не имевшим соперников.
Завоевания обеспечили приток богатств и рабов.
Труд рабов-чужеземцев получил широкое распространение: фараоны тысячами дарили
их храмам, десятками — знати. Однако основной производительной силой оставалось
подневольное египетское население, которое государство «сажало на землю»,
отбирая долю урожая и наказывая за недоимки.
Период Нового царства отмечен грандиозным
строительством знаменитых храмов Карнак и Луксор в Фивах, столице
царства. Высшее жречество бога Амона — Ра Фиван-ского (главного бога Египта той
эпохи) — обрело невиданное могущество. В XIV в. до н. э., отчасти противодействуя этому, фараон
Аменхотеп IV вместо культа Амона (и 1500 других больших и
малых египетских богов) ввел поклонение одному малоизвестному божеству —
Атону, объявив себя его сыном и единственным жрецом. Религиозная реформа Эхнатона
(«Полезный Атону» — имя, принятое царем в честь Атона) — древнейшая из
известных нам — осталась «придворной». Преемники Эхнатона, правившего всего
17 лет, возобновили поклонение старым богам, а
память о самом фараоне-«отступнике» истребили. Реформа не изменила основ
религии, но оставила глубокий след в современном ей искусстве.
К концу II тысячелетия до н. э. Египет стал утрачивать свое
влияние в Азии. В XIII в. до н. э., почти
целиком занятом правлением великого фараона Рамсеса II, Египет вплотную столкнулся с сильным Хеттским государством, расположенным
в Малой Азии: его цари давно претендовали пн те же, что и египтяне, богатые
области — Палестину, Финикию, Сирию. В 1296 г. до н. э. между египетской
армией, возглавляемой Рамсесом II, и хеттской (поддержанной правителями сирийских княжеств) произошло
сражение у г. Кадеш — одно из самых крупных в истории Древнего Ностока. В
результате мира, заключенного в 1270 г. до н. э., Египту удалось
сохранить лишь южную часть своих бывших владений.
При преемниках Рамсеса II Египет переживал нашествия так называемых
«народов моря» (племен малоазийско-эгейского происхождения), вторжение
ливийских племен, непомерное возвышение жречества Амона Фишшского, внутренние
смуты и восстания. Он постепенно терял владения н Азии, и к XI в. до н. э. начинается распад единой державы.
В эпоху Позднего Египта (XI—IV вв. до н. э.) страна распалась на дни самостоятельных царства. В
Нижнем Египте правили династии фараонон-ливийцев, в Верхнем —
фараонов-нубийцев, у которых уже сложилось свое государство — Напата — за IV порогом Нила, позднее — Мероэ з« V порогом. Вместе с тем ослабление центральной
власти способствовало развитию в стране частной собственности, долгового
рабства, товарно-денежных отношений.
С VII в. до н. э. Древний Египет становится периферийной частью более
молодых и агрессивных великих империй. В 671 г. до н. э. он завоеван Ассирией,
а в 525 г. до н. э. — Персией, объединившей под своей властью весь Ближний
Восток. Наконец, в 332 г. до н. э. на землю Древнего Египта пришли
греко-македонские войска Александра Великого. Начался эллинистический период
его истории.
Древний Египет — самая древняя и продолжительная
по времени существования древневосточная цивилизация, оказавшая огромное
влияние на историю, культуру и религию древней Передней Азии, а также античных
обществ.
3. Месопотамия
Одновременно с египетской возникла цивилизация в Месопотамии. Месопотамия
(греч. — междуречье) — страна между Тигром и Евфратом (сейчас Ирак и часть
Сирии) — исторически делилась на Верхнюю и Нижнюю (или Двуречье). Юг Двуречья (Шумер)
в начале IV тысячелетия до н. э.
заселили шумеры (их прародина и язык неясны), на севере (в Аккаде) с начала
III тысячелетия до н. э.
осели аккадцы (полукочевые семитоязычные племена). К середине III тысячелетия до н. э. это
был уже двуединый и двуязычный народ («черноголовые»); ко II тысячелетию до н. э.
шумеры были окончательно поглощены аккадцами, их язык стал «месопотамской
латынью».
Города-государства Шумера. Древнейшие в Месопотамии города-государства
(или номовые государства) появились в Шумере около III тыся-чолетия до н. э. Центром города обычно был
храм главного бога-покро-пителя, служивший одновременно и хранилищем общих
запасов (зерна, ромесленных изделий и др.). Его жрецы выступали также
организаторами ирригационных работ, торговли с соседями, праздников,
распределении помощи и обязанностей между полноправными членами территории./!^
т>и общины. Царь города (энси, позднее лугаль, — «большой челонск»)
мыиолнял функции верховного жреца, имелись также совет старейшин и нооруженные
отряды. Земля общины, выделенная для бога, была осиопои \'1><1моного
хозяйства, в котором трудились служители храма и работники. Как и в Египте, необходимость хозяйственного учета привела к
раннему развитию письменности (клинописи на глиняных табличках),
появлению писцовых школ и распространению грамотности.
Из полутора десятков шумерских номовых
государств наиболее значимыми стали Ур и Урук, Лагаш, Ниппур (религиозный
центр общешумерского бога Энлиля), Киш. В отличие от Египта, номовые
государства Двуречья долгое время оставались самостоятельными. Их борьба за
политическое первенство составляет историю Шумера на протяжении большей части III тысячелетия до н. э. Правитель одного из
городов, Урука, — Гилъга-мсш — превратился в героя многочисленных легенд
и эпических сказаний, очень популярных в Месопотамии.
||| Аккадско-Шумерское государство саргонидов мХХ1У—XXIII вв. до н. э.). Основателем государс-Г •Тва стал
незнатный аккадец, захвативший власть в Кише и взявший имя Шаррум-кен
(Саргон), которое означало «царь истинен». Опираясь на войско ИЗ соплеменников
и недовольных общинников, он Ва 10 лет завоевал всю Месопотамию и создал там
Первое единое государство. Саргон I (или Древний) Принял
титул «царь шумеров и аккадцев» и правил 65 лет. Прежние номовые царства
превратились
• области
его огромного государства, храмовые Хозяйства — в части царского, прежние
лугали —
• чиновников. Его внук Нарамсуэн уже называл
себя «царем четырех сторон света» (всего мира) и прижизненно был уподоблен
богу. Этот период ранней деспотии прервало вторжение горных племен кутиев,
разоривших почти всю страну.
Государство III династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.). После изгнания кутиев в Двуречье сложилось новое
централизованное государство со столицей я Уре, где правила третья по счету
династия царей (самые известные — Урнамму и его сын Шульги). Это государство —
наиболее типичный образец ранней древневосточной деспотии с развитым
бюро-Критическим аппаратом.
Почти все хозяйства были объединены в единое
государственное, его работники (гуруши — молодцы) и работницы обращены в
подневольное состояние. Они жили в лагерях, работали без выходных, имели нормы
выработки, получали стандартный «паек». Наряду с ними трудились рабы-пленные.
Был создан огромный аппарат управления (оставивший колоссальный архив
клинописных табличек), царский суд, а также первые писаные законы. Во
главе государства стоял обожествляемый царь. Через 100 с небольшим лет эта
классическая процветающая носточная деспотия распалась в результате вторжения
амореев (семитских кочевых племен).
|