Что изучает история. Источники
исторических знаний. Счет лет в истории.
Хронологические рамки древней истории.
Древний Восток:
Междуречье, Египет, Палестина, Китай, Индия. Местоположение, природные
условия, основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие
Древнего Востока. Религии Древнего Востока.
Первобытность.
Расселение древнейшего человечества. Занятия, орудия труда. Первобытные
верования. Возникновение искусства.
Древняя Греция. Жители
Греции, легенды о богах и людях. Свободные и рабы. Афины — центр ремесла,
торговли, культуры. Афинская демократия. Древняя Спарта. Греческие колонии. Империя
Александра Македонского и ее распад. Эллинистический мир.
Культурное наследие Древней Греции.
Древний Рим.
Основание Рима. Патриции и плебеи. Республика. Борьба за господство в
Средиземноморье. Рабство. Гражданские войны. Римская империя. Верования
римлян. Распространение христианства. Культурное наследие Древнего
Рима.
Разделение Римской
империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА (КОНСПЕКТ)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ
История — это наука о
прошлом человечества, включающая сведения о народах мира от появления людей на
Земле и до наших дней.
При изучении истории,
особенно древней, важно определить время совершения событий и явлений. Первобытные люди могли измерять время по числу суток, а позднее —
числом лунных продолжительности года, но времена года
различались только в соответствии с проводимыми сельскохозяйственными
работами. Позднее
люди начали отсчитывать год от какого-нибудь события: возникновения города,
государства, вступления на престол нового царя. Поэтому летоисчисление во всех
древних странах было разное. Счет лет, принятый в наше время, связан с почитанием Иисуса
Христа. Нулевым годом принято считать год рождения Иисуса. Все события, произошедшие
раньше этой даты, обозначаются как события, имевшие место «до Рождества Христова», или «до
нашей эры».
первобытность
Период первобытности охватывает миллион лет.
Древнейший человек, умевший делать простейшие каменные орудия труда, появился 2—2,5
миллиона лет назад. Следующей стадией в развитии человека стал «человек
прямоходящий» — питекантроп, что означает «обезьяночеловек». В облике питекантропа уже преобладали
человеческие черты. Наступление резкого похолодания на Земле заставило
человека приспосабливаться к новым условиям. Люди открыли способы добывания огня.
Трудовая деятельность
человека развила его мышление и физические данные. Вместе с тем жизнь в коллективе
сородичей, без которых первобытный человек был обречен на гибель, постепенно
развивала у него речь. Сорок тысяч лет назад появляется человек современного вида
— «человек разумный». Ученые назвали его кроманьонец (по месту находки в пещере
Кро Маньон во Франции). Основным занятием кроманьонца стала охота, большую роль играли
рыболовство и собирательство. Усовершенствовались орудия охоты, на смену копью-металке
пришли лук и стрелы. Человеку стала помогать собака — первое одомашненное животное.
Вся жизнь первобытных людей протекала
в тесной связи с родственниками, которых могло быть несколько десятков
человек. Так
возникла родовая община, имущество в ней было общим, добычу было принято
делить поровну. Несколько объединенных родов с общей
территорией и религиозными верованиями составляли племя. Племенем управляли
старейшины — самые мудрые члены рода. Стремление объяснить непонятные явления природы, попытаться
воздействовать на них и на животный мир привело к возникновению веры в духов, силу
магии и колдовства. Составной частью магических обрядов стали рисунки на стенах
пещер, в которых человек попытался передать свои наблюдения за природой и животными. Из
фантастического объяснения человеком мира возникают мифы — сказания,
предания о богах и героях, о причинах явлений природы. Приблизительно 10
тысяч лет
назад произошел переход от собирательства к земледелию.