Пятница, 19.04.2024, 11:12
История
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 434
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Май » 20 » Древний Китай
23:14
Древний Китай

 


Зарождение китайской цивилизации (древнейшей в Восточной Азии) относится к рубежу IIIII тысячелетия до н. э., когда на территории Северного Китая появились первые государственные образования. Ос­новными занятиями населения были скотоводство и земледелие (вы-ращивание чумизы, позднее на юге— риса), а также бронзолитейное производство. Ирригационное освоение долин Хуанхэ и Янцзы началось позднее, лишь в середине I тысячелетия до н. э. Тем не менее китайскую цинилизнцию также считают «речной». Создавшие ее племена говорили н основном на языках китайско-тибетской языковой семьи.

В дроннокитайской письменности одним и тем же иероглифом писались слова «роки» и «беда». Почему? Какой вывод из этого следует?

;)похн Шнм (XVIIIXI вв. до н. э.). Самое крупное из ранних государств сложилось н сродном течении Хуанхэ около XVIII в. до н. э. Свое название Шан оно получило от образовавшего его крупного племени, которому под­чинялись многочисленные племена-данники. Глава государства — ван — об-лндал выстой поенной и жреческой властью.

Столица (или ритуальный центр) государства — Великий город Шан — была раскопана у еонромонпого города Аньян. Судя по находкам, шанцы освоили бронзовое литье (изиостиа их ритуальная утварь, в том числе котел весом в 875 кг, части колесниц, оружие), шелкопрядение, а также письменность (прообраз иероглифической).

Самая необычная находка - «архив» из тысяч гадательных надписей на костях жертвенных животных и черепашьих панцирях. Надписи позволяют воссоздать многие стороны политической и хозяйственной жизни шанцев, элементы их мировоззрения. Раскопано также около десятка огромных усыпальниц ванов. Кроме ценностей (украшений из золота, нефрит»), бронзового оружия, колесниц, они содержат останки сотен погребенных с царем людей, по соседству — целые поля захоронений обезглавленных пленников и ямы с тысячами отрубленных голов.

Эпоха Западного Чжоу (XIVIII вв. до н. э.). В XI в. до н. ;>. Шмм было завоевано племенами чжоу, пришедшими с запада. Они еоида.пи (:ное государство — Западное Чжоу, переняв многие достижощш шпицем (литье, боевые колесницы, письменность) и развив их идеологию. При китель Чжоу, принявший титул вана, был провозглашен Сыном  МоГш (верховного божества), посредником между Небом и людьми, божественным владыкой Поднебесной.

В правление династии Чжоу сложилась особая система организации государства и общества. Вся подвластная территория де­лилась (вместе с населением) на несколько сотен уделов, закрепленных за родствен­никами вана, знатью и вождями племен-союзников. Они составляли слой удельных князей — высшей аристократии чжухоу (доел. — «все хоу»), получавшей наслед­ственные титулы.

Гадательные кости. Эпоха Шан

Свободное население было разделено на пять социальных рангов: начиная с вана, удельных князей, глав родов удела (дафу), глав патриархальных семей (ши) до простолюдинов. Ранг наследовался старшим сыном, а младшие опускались на ранг ниже. Обладатель каждого ранга передавал часть земли в держание (сверху вниз), получая (снизу вверх) часть дохода от ее использования.

Принадлежность к рангу определяла весь образ жизни человека: размер полей, число слуг, покрой, материал и цвет одежды, форму головного убора, размеры дома и даже гроба. Так, вану разрешалось «есть говяди­ну, баранину и свинину, чжухоу — только говядину, дафу — свинину, ши — рыбу, а простолюдины не имели права есть мясо вообще» и т. д.

Система уделов упорядочила структуру государства, но со временем позволила чжухоу стать высшей властью на местах. Признавая власть вана как символа государства, они постоянно воевали, стремясь поглотить территорию соседей. В результате на рубеже VIIIVII вв. до н. э. суще­ствовало около 200 фактически самостоятельных царств.

Эпоха Восточного Чжоу (770—256 гг. до н. э.). Сепаратизм удельных князей ослабил государство, и кочевникам с запада удалось захватить часть чжоуских земель. С перенесением столицы на восток в Лои (ныне г. Лоян) наступает эпоха Восточного Чжоу. Ее заполнили беспрерывные войны, заговоры и предательства: одни царства отчаянно боролись за ге-гомонию, другие — за выживание. Начальный, наиболее мрачный период (722—481 гг. до н. э.) получил название (по заглавию летописи) Чуньцю («Вёсны и осени»).

Именно в то время формировалась языковая и культурная общность людей, живших в среднем течении Хуанхэ, «срединном государстве» (чжунго). Они осознавали свое единство, объединяя себя общим именем «Х1/ася», и противопоставляли себя всему прочему «периферийному» миру— «варварам четырех сторон света», к которым относились враждебно и презрительно. Одновременно шел процесс распространения едино­го иероглифического письма, которое стало служить мощным фактором интеграции всего разноязычного населения Китая. К началу последнего периода Восточного Чжоу — Чжаньго («Воюющие1 царства») (481—221 гг. до н. э.) — из сотен царств осталось всего около трех десятков, из которых семь были сильнейшими: Цинь, Янь, Чу (периферий­ные) и Вэй, Чжао, Хань, Ци (срединные). Они продолжали непримиримую борьбу за господство в Поднебесной.

Китай того времени в целом переживал эпоху бурных перемен. Начался железный век (в земледелии появились орудия с железными наконечника­ми), стал использоваться тягловый скот, совершенствовалась ирригация, увеличилась площадь обрабатываемых земель. В городах развивалось ремесло. Возникла частная собственность; началось широкое использование рабского труда. Среди населения шло социальное расслоение, которое уже не совпадало с традиционным жестким делением на «ранги».

Перед властью и обществом встал вопрос: как в новых условиях управлять страной? Каким долж­но быть государство? Поисками ответа на него были заняты умы деятельных и образованных людей (ши — ученых, книжников), не связанных интересами с определенным социальным слоем или царством. Возникло много философско-этических течений — конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Чжаньго — «золотая эпоха» китайской философии и юридической мысли, время создания классического китайского языка и литературы, которой подражали веками.

Прославленный Конфуций (Кун Фуц-зы, «муд­рый учитель Кун»; 551—479 гг. до н. э.) исходил из того, что устройство общества, как и мира вообще, предопределено Небом, что идеальное государство уже существовало в древности, когда «совершенно мудрым» ванам помогали управлять народом «благородные мужи» (цзюнь-цзы), на­деленные лучшими человеческими качествами. В его учении государство уподоблялось патри­архальной семье, в которой старшие и младшие члены ведут себя соответственно традиционным «правилам» (ли).

Противоположную идею высказывали «закон­ники» (их обычно называют легистами, от лат. 1ех— закон), сторонники сильного государства.  Они считали, что в государстве должны быть строгио и единые для всех законы, что оно должно принуждать подданных и ниугавть им страх. Идеал государства не в прошлом, а в усилении власти нынешнего правителя и расширении самого государства путем войн.

В IV в. до н. э. в самом западном богатом царстве Цинь министр-легист Шан Ян провел ряд реформ, подрывавших традиционную структуру об­щества. Были введены единые законы, разрешена купля-продажа земли; отменялись наследственные аристократические титулы. Новые ранги знатности (двадцати ступеней) жаловали не за происхождение, а за лич­ные, в первую очередь военные, заслуги; впоследствии ранги продавались. Население поделили на группы (по 5—10 человек), связанные круговой порукой: за проступок одного безжалостно наказывали всех. Подверглась реформированию и армия, ставшая одной из сильнейших. Впоследствии Шан Яна казнили из-за происков знати, но именно окрепшее государство Цинь через полтора столетия стало ядром общекитайской империи.

Цинь — первая китайская империя (221—207/6 гг. до н. э.). В 221 г. до н. э. впервые за несколько сотен лет Китай был объединен под еди­ной властью. Правитель Цинь Ин Чжэн после 10 лет войны с помощью 300-тысячной армии покорил все остававшиеся независимыми царства. Историки считают, что при этом сотни тысяч людей погибли или стали рабами. Циньский ван принял новый титул — Цинъ Шихуанди (Первый император Цинь). Столицей империи он сделал г. Саньян (совр. Сиань).

Распространив на всю страну реформы Шан Яна, император осуществил дальнейшие преобразования: были унифицированы система мер и весов, денежные единицы, упрощена письменность, введены единые писаные законы, а также жесткая система наказаний (за преступление обращались в государственных рабов вся семья преступника в трех поколениях, вклю­чая дальних родственников). Знать лишили оружия и вынудили жить в столице, «на глазах» у власти. Чтобы истребить саму память о прошлом, сжигали конфуцианские книги, а 460 ученых, как сообщает китайский историк Сыма Цянь, живьем закопали в землю.

В Китае развернулось невиданное строительство: Великая Китайская стена в 10 м высотой и протяженностью ок. 3000 км (впоследствии — 5000 км), великолепный дворец Эпан, а также найденная в 1974 г. близ г. Сианя колоссальная гробница императора, размещенная внутри горы. Сама гробница еще не раскопана, но в прилегающих рвах уже обнаруже­но 8000 поразительных по точности изображения терракотовых статуй пехотинцев и всадников в натуральную величину. Сыма Цянь сообщает, что на строительных работах было занято 700 тыс. государственных рабов (военнопленных и осужденных).

Результатом 15-летнего правления династии Цинь стало создание сильного централизованного государства, укрепление его экономиче­ской мощи и расширение границ. Однако затраты, потребовавшиеся для достижения этих целей, легли непомерным бременем на население, а немыслимая жестокость власти вызвала всеобщую ненависть.

Портрет императора глазами придворных-современников. «Обличье циньского вана (будущего Цинь Шихуанди) таково: у него острый нос, удлиненные косые глаза, грудь как у хищной птицы, го­лос как у шакала. В нем мало доброты, а сердце как у тигра или волка. В затруднительном положении он легко ставит себя ниже других, а добив­шись цели, так же легко губит людей. ...Если в самом деле циньскому вану удастся добиться своей цели в Поднебесной, то все в ней станут рабами...» «Ши-хуан по природе своей жесток и своенравен. Выйдя из князей, он объединил Поднебесную, все намерения его исполнялись, всем желаниям его следовали, и он стал считать, что с древних времен с ним никто по может сравниться. Он особо полагается на тюремных чиновников... Госу дарь радуется, что внушает трепет наказаниями и казнями». (Сымп 11,нш.. Исторические записки («Ши цзи»). М., 1972. Т. П. С. 57, 80.)

Империя Хань (202 г. до н. э. 220 г. н. э.). После смерти  Цинь Шихуанди (в 210 г. до н. э.) вспыхнули массовые антициньские носстмпии. В 207г. до н. э. отряды повстанцев, возглавляемые как просто.мюди1шми, так и аристократами, захватили столицу. Династия Цинь пали. М поело девавшей борьбе за власть между руководителями восстания н<ч>х одержал выходец из крестьян Лю Бан. В 202 г. до н. э. он был пронолг.пшпеп и мне ратором под именем Гао-цзу и стал основателем новой диппгтии – Хань.

В период Хань Ранней (202—9 гг. до н. э.) было несколько облегчено положение народа. Гао-цзу (202—195 гг. до н. э.) вернул свободу продавшим ™бя аа долги в рабство, снизил в 10 раз налоги. Его сын отменил наказа­ния, калечившие людей, а также упразднил налоги с земледельцев, но не надолго: казна быстро опустела.

При императоре У-ди (14087 гг. до н. э.) произошло знаменательное юбытие: конфуцианство было признано единственным истинным учением. Т,ля поступления на государственную службу и получения «ранга» полага­юсь сдать экзамен на его знание. Право стать государственным чиновником гооретически получал любой свободный человек в Поднебесной. Подобное юложение конфуцианство, ставшее официальной идеологией Китая, за-1 и мало в стране вплоть до XX в.

Империя постоянно расширяла свои границы: были завоеваны север Вьетнама, Корея (Чосон), оттеснены кочевники на севере. Особое зна-юние приобрел Великий шелковый путь — сеть дорог в 7 тыс. км (от \ Чанъань до Средиземного моря), по которым караваны с товарами шли с востока на Запад и обратно. Сложились торговые и дипломатические связи :о многими государствами, лежавшими на этом пути. В 166 г. до н. э. в Ситай прибыло посольство с дарами от римского императора «Аньдуня» т. е. Марка Аврелия).

Однако к концу первого периода правления Ханьской династии ситуа-1,ия ухудшилась: резко возросли налоги, распространившаяся купля-про-[нжа земли способствовала разорению крестьянства, участились случаи амопродажи в рабство. В начале I в. н. э. династия Хань Ранняя была пергнута Ван Маном (923), родственником императора. В поисках выхода |;| кризиса он запретил куплю-продажу земли и рабов, чем вызвал всеобщее («довольство и погиб в результате народного восстания. Императорская дасть вновь вернулась к династии Хань.

В период Хань Поздней (25—220) империя продолжала вести изнури-ольные оборонительные войны против кочевников. В 184 г. ее охватило рандиозное народное восстание «желтых повязок» (знак справедливого желтого неба»), которое было жестоко подавлено. Главную роль в сла-оющем государстве стали играть «сильные дома» — крупные земельные обственники, начавшие борьбу за императорскую власть. В 220 г. империя [и)II. распалась на три царства: это событие считается концом истории [роииего Китая.

Империя Хань — вершина политического развития Китая, который [ичфнтился в мощную централизованную бюрократическую державу, дну на самых густонаселенных в мире. Неслучайно наименование дина-ги и пошло в самоназвание народа и его языка, существующее и поныне \'(Ч1Ы1,.Ц1 •-- китайцы, ханъюй — китайский язык и др.). Значение эпохи 1жп1п.го Цинь — Хань для Китая сопоставимо, по мнению ученых, с ОЛ1.К- интимности в истории Европы.

Сложившаяся в Древнем Китае цивилизация оказалась одной из снмых жизнеспособных и самобытных. Кроме множества изобретений, которые человечество продолжает использовать (бумагу, компас, шелк), она дал» миру выдающиеся философско-этические учения, которые на тысячелетия определили последующее духовное развитие всей Восточной Азии.

Древневосточная история, начавшись с возникновения крошечных государств, классовое общество которых сохраняло элементы общин­ного строя, завершилась созданием гигантских держав, объединивших большую часть тогдашнего цивилизованного мира. На Древнем Востоке впервые сложилась особая форма неограниченной монархии — деспотия, для которой характерна всеобъемлющая власть обожествленного правителя над средствами производства и личностью подданных.

Производителями материальных благ в древневосточных государствах были свободные общинники, рабы (пленные, закабаленные должники и др.), а также массы подневольного населения, положение которых (правовое и экономическое) определялось степенью зависимости их от государства. Соотношение этих категорий было неодинаковым в разных обществах и в разное время. Рабы нигде не составляли большинства, но сам институт рабства накладывал определенный отпечаток на все стороны жизни древневосточных обществ (идеологию, право, психологию, классо­вые антагонизмы, искусство), что позволяет определять их в целом как рабовладельческие.

Именно на Древнем Востоке были сделаны самые выдающиеся открытия человечества (металлургия, письмо, календарь, алфавит и др.), появились первые религиозные системы, зародились зачатки научных знаний.

Просмотров: 3202 | Добавил: $Andrei$ | Теги: Древний Китай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Валюта
  • Литература
  • Право
  • Рыбалка и туризм
  • Календарь
    «  Май 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Счетчик
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz
    История Яндекс.Метрика