Зарождение китайской цивилизации (древнейшей в
Восточной Азии) относится к рубежу III—II тысячелетия до н. э., когда на территории
Северного Китая появились первые государственные образования. Основными
занятиями населения были скотоводство и земледелие (вы-ращивание чумизы,
позднее на юге— риса), а также бронзолитейное производство. Ирригационное
освоение долин Хуанхэ и Янцзы началось позднее, лишь в середине I тысячелетия до н. э. Тем не менее китайскую
цинилизнцию также считают «речной». Создавшие ее племена говорили н основном на
языках китайско-тибетской языковой семьи.
В дроннокитайской письменности одним и тем же иероглифом писались слова «роки» и «беда». Почему? Какой вывод из этого следует?
;)похн Шнм (XVIII—XI вв. до н. э.). Самое крупное из ранних государств сложилось н
сродном течении Хуанхэ около XVIII в. до н. э. Свое название Шан оно получило от образовавшего
его крупного племени, которому подчинялись многочисленные племена-данники.
Глава государства — ван — об-лндал выстой поенной и жреческой властью.
Столица (или ритуальный центр) государства —
Великий город Шан — была раскопана у еонромонпого города Аньян. Судя по
находкам, шанцы освоили бронзовое литье (изиостиа их ритуальная утварь, в том
числе котел весом в 875 кг, части колесниц, оружие), шелкопрядение, а также письменность
(прообраз иероглифической).
Самая необычная находка - «архив» из тысяч
гадательных надписей на костях жертвенных животных и черепашьих панцирях.
Надписи позволяют воссоздать многие стороны политической и хозяйственной жизни
шанцев, элементы их мировоззрения. Раскопано также около десятка огромных
усыпальниц ванов. Кроме ценностей (украшений из золота, нефрит»), бронзового
оружия, колесниц, они содержат останки сотен погребенных с царем людей, по
соседству — целые поля захоронений обезглавленных пленников и ямы с тысячами
отрубленных голов.
Эпоха Западного Чжоу (XI—VIII вв. до н. э.). В XI в. до н. ;>. Шмм было завоевано племенами чжоу, пришедшими
с запада. Они еоида.пи (:ное государство — Западное Чжоу, переняв многие
достижощш шпицем (литье, боевые колесницы, письменность) и развив их идеологию.
При китель Чжоу, принявший титул вана, был провозглашен Сыном МоГш (верховного божества), посредником между Небом и
людьми, божественным владыкой Поднебесной.
В правление династии Чжоу сложилась особая
система организации государства и общества. Вся подвластная территория делилась
(вместе с населением) на несколько сотен уделов, закрепленных за родственниками
вана, знатью и вождями племен-союзников. Они составляли слой удельных князей —
высшей аристократии чжухоу (доел. — «все хоу»), получавшей наследственные
титулы.
Гадательные кости. Эпоха Шан
Свободное население было разделено на пять социальных рангов:
начиная с вана, удельных князей, глав родов удела (дафу), глав патриархальных
семей (ши) до простолюдинов. Ранг наследовался старшим сыном, а младшие
опускались на ранг ниже. Обладатель каждого ранга передавал часть земли в
держание (сверху вниз), получая (снизу вверх) часть дохода от ее использования.
Принадлежность к рангу определяла весь образ жизни человека:
размер полей, число слуг, покрой, материал и цвет одежды, форму головного
убора, размеры дома и даже гроба. Так, вану разрешалось «есть говядину,
баранину и свинину, чжухоу — только говядину, дафу — свинину, ши — рыбу, а
простолюдины не имели права есть мясо вообще» и т. д.
Система уделов упорядочила структуру
государства, но со временем позволила чжухоу стать высшей властью на местах.
Признавая власть вана как символа государства, они постоянно воевали, стремясь
поглотить территорию соседей. В результате на рубеже VIII—VII вв. до н. э. существовало около 200 фактически самостоятельных
царств.
Эпоха Восточного Чжоу (770—256 гг. до н. э.).
Сепаратизм удельных князей ослабил государство, и кочевникам с запада удалось
захватить часть чжоуских земель. С перенесением столицы на восток в Лои (ныне
г. Лоян) наступает эпоха Восточного Чжоу. Ее заполнили беспрерывные
войны, заговоры и предательства: одни царства отчаянно боролись за ге-гомонию,
другие — за выживание. Начальный, наиболее мрачный период (722—481 гг. до н.
э.) получил название (по заглавию летописи) Чуньцю («Вёсны и осени»).
Именно в то время формировалась языковая и
культурная общность людей, живших в среднем течении Хуанхэ, «срединном
государстве» (чжунго). Они осознавали свое единство, объединяя себя
общим именем «Х1/ася», и противопоставляли себя всему прочему
«периферийному» миру— «варварам четырех сторон света», к которым относились
враждебно и презрительно. Одновременно шел процесс распространения единого
иероглифического письма, которое стало служить мощным фактором интеграции всего
разноязычного населения Китая. К началу последнего периода Восточного Чжоу —
Чжаньго («Воюющие1 царства») (481—221 гг. до н. э.) — из сотен
царств осталось всего около трех десятков, из которых семь были сильнейшими:
Цинь, Янь, Чу (периферийные) и Вэй, Чжао, Хань, Ци (срединные). Они продолжали
непримиримую борьбу за господство в Поднебесной.
Китай того времени в целом переживал эпоху
бурных перемен. Начался железный век (в земледелии появились орудия с железными
наконечниками), стал использоваться тягловый скот, совершенствовалась
ирригация, увеличилась площадь обрабатываемых земель. В городах развивалось
ремесло. Возникла частная собственность; началось широкое использование
рабского труда. Среди населения шло социальное расслоение, которое уже не
совпадало с традиционным жестким делением на «ранги».
Перед властью и обществом встал вопрос: как в
новых условиях управлять страной? Каким должно быть государство? Поисками
ответа на него были заняты умы деятельных и образованных людей (ши —
ученых, книжников), не связанных интересами с определенным социальным слоем или
царством. Возникло много философско-этических течений — конфуцианство,
даосизм, моизм, легизм. Чжаньго — «золотая эпоха» китайской философии и
юридической мысли, время создания классического китайского языка и литературы,
которой подражали веками.
Прославленный Конфуций (Кун Фуц-зы, «мудрый
учитель Кун»; 551—479 гг. до н. э.) исходил из того, что устройство общества,
как и мира вообще, предопределено Небом, что идеальное государство уже
существовало в древности, когда «совершенно мудрым» ванам помогали управлять
народом «благородные мужи» (цзюнь-цзы), наделенные лучшими человеческими
качествами. В его учении государство уподоблялось патриархальной семье, в
которой старшие и младшие члены ведут себя соответственно традиционным
«правилам» (ли).
Противоположную идею высказывали «законники»
(их обычно называют легистами, от лат. 1ех— закон), сторонники сильного
государства. Они считали, что в
государстве должны быть строгио и единые для всех законы, что оно должно
принуждать подданных и ниугавть им страх. Идеал государства не в прошлом, а в
усилении власти нынешнего правителя и расширении самого государства путем войн.
В IV в. до н. э. в самом западном богатом царстве Цинь министр-легист
Шан Ян провел ряд реформ, подрывавших традиционную структуру общества. Были
введены единые законы, разрешена купля-продажа земли; отменялись наследственные
аристократические титулы. Новые ранги знатности (двадцати ступеней) жаловали не
за происхождение, а за личные, в первую очередь военные, заслуги; впоследствии
ранги продавались. Население поделили на группы (по 5—10 человек), связанные
круговой порукой: за проступок одного безжалостно наказывали всех. Подверглась
реформированию и армия, ставшая одной из сильнейших. Впоследствии Шан Яна
казнили из-за происков знати, но именно окрепшее государство Цинь через полтора
столетия стало ядром общекитайской империи.
Цинь — первая китайская империя (221—207/6 гг.
до н. э.). В 221 г. до н. э. впервые за несколько сотен лет Китай был объединен
под единой властью. Правитель Цинь Ин Чжэн после 10 лет войны с помощью
300-тысячной армии покорил все остававшиеся независимыми царства. Историки
считают, что при этом сотни тысяч людей погибли или стали рабами. Циньский ван
принял новый титул — Цинъ Шихуанди (Первый император Цинь). Столицей
империи он сделал г. Саньян (совр. Сиань).
Распространив на всю страну реформы Шан Яна,
император осуществил дальнейшие преобразования: были унифицированы система мер
и весов, денежные единицы, упрощена письменность, введены единые писаные законы, а также жесткая система наказаний (за преступление
обращались в государственных рабов вся семья преступника в трех поколениях,
включая дальних родственников). Знать лишили оружия и вынудили жить в столице,
«на глазах» у власти. Чтобы истребить саму память о прошлом, сжигали
конфуцианские книги, а 460 ученых, как сообщает китайский историк Сыма Цянь,
живьем закопали в землю.
В Китае развернулось невиданное строительство:
Великая Китайская стена в 10 м высотой и протяженностью ок. 3000 км
(впоследствии — 5000 км), великолепный дворец Эпан, а также найденная в 1974 г.
близ г. Сианя колоссальная гробница императора, размещенная внутри горы. Сама
гробница еще не раскопана, но в прилегающих рвах уже обнаружено 8000
поразительных по точности изображения терракотовых статуй пехотинцев и
всадников в натуральную величину. Сыма Цянь сообщает, что на строительных
работах было занято 700 тыс. государственных рабов (военнопленных и
осужденных).
Результатом 15-летнего правления династии Цинь
стало создание сильного централизованного государства, укрепление его экономической
мощи и расширение границ. Однако затраты, потребовавшиеся для достижения этих
целей, легли непомерным бременем на население, а немыслимая жестокость власти
вызвала всеобщую ненависть.
Портрет императора глазами придворных-современников. «Обличье циньского вана (будущего Цинь Шихуанди) таково: у него
острый нос, удлиненные косые глаза, грудь как у хищной птицы, голос как у
шакала. В нем мало доброты, а сердце как у тигра или волка. В затруднительном
положении он легко ставит себя ниже других, а добившись цели, так же легко
губит людей. ...Если в самом деле циньскому вану удастся добиться своей цели в
Поднебесной, то все в ней станут рабами...» «Ши-хуан по природе своей жесток и
своенравен. Выйдя из князей, он объединил Поднебесную, все намерения его
исполнялись, всем желаниям его следовали, и он стал считать, что с древних
времен с ним никто по может сравниться. Он особо полагается на тюремных
чиновников... Госу дарь радуется, что внушает трепет наказаниями и казнями».
(Сымп 11,нш.. Исторические записки («Ши цзи»). М., 1972. Т. П. С. 57, 80.)
Империя Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). После смерти Цинь Шихуанди (в 210 г. до н. э.) вспыхнули
массовые антициньские носстмпии. В 207г. до н. э. отряды повстанцев,
возглавляемые как просто.мюди1шми, так и аристократами, захватили столицу.
Династия Цинь пали. М поело девавшей борьбе за власть между руководителями
восстания н<ч>х одержал выходец из крестьян Лю Бан. В 202 г. до н. э. он
был пронолг.пшпеп и мне ратором под именем Гао-цзу и стал основателем новой
диппгтии – Хань.
В период Хань Ранней (202—9 гг. до н. э.)
было несколько облегчено положение народа. Гао-цзу (202—195 гг. до н. э.) вернул
свободу продавшим ™бя аа долги в рабство, снизил в 10 раз налоги. Его
сын отменил наказания, калечившие людей, а также упразднил налоги с
земледельцев, но не надолго: казна быстро опустела.
При императоре У-ди (140—87 гг. до н.
э.) произошло знаменательное юбытие: конфуцианство было признано
единственным истинным учением. Т,ля поступления на государственную службу и
получения «ранга» полагаюсь сдать экзамен на его знание. Право стать
государственным чиновником гооретически получал любой свободный человек в
Поднебесной. Подобное юложение конфуцианство, ставшее официальной идеологией
Китая, за-1 и мало в стране вплоть до XX в.
Империя постоянно расширяла свои границы: были
завоеваны север Вьетнама, Корея (Чосон), оттеснены кочевники на севере. Особое
зна-юние приобрел Великий шелковый путь — сеть дорог в 7 тыс. км (от \
Чанъань до Средиземного моря), по которым караваны с товарами шли с востока на
Запад и обратно. Сложились торговые и дипломатические связи :о многими
государствами, лежавшими на этом пути. В 166 г. до н. э. в Ситай прибыло посольство
с дарами от римского императора «Аньдуня» т. е. Марка Аврелия).
Однако к концу первого периода правления
Ханьской династии ситуа-1,ия ухудшилась: резко возросли налоги,
распространившаяся купля-про-[нжа земли способствовала разорению крестьянства,
участились случаи амопродажи в рабство. В начале I в. н. э. династия Хань Ранняя была пергнута Ван
Маном (9—23), родственником императора. В поисках выхода |;|
кризиса он запретил куплю-продажу земли и рабов, чем вызвал всеобщее
(«довольство и погиб в результате народного восстания. Императорская дасть
вновь вернулась к династии Хань.
В период Хань Поздней (25—220) империя
продолжала вести изнури-ольные оборонительные войны против кочевников. В 184 г.
ее охватило рандиозное народное восстание «желтых повязок» (знак
справедливого желтого неба»), которое было жестоко подавлено. Главную роль в
сла-оющем государстве стали играть «сильные дома» — крупные земельные
обственники, начавшие борьбу за императорскую власть. В 220 г. империя [и)II. распалась на три царства: это событие
считается концом истории [роииего Китая.
Империя Хань — вершина политического развития
Китая, который [ичфнтился в мощную централизованную бюрократическую державу,
дну на самых густонаселенных в мире. Неслучайно наименование дина-ги и пошло в
самоназвание народа и его языка, существующее и поныне \'(Ч1Ы1,.Ц1 •-- китайцы,
ханъюй — китайский язык и др.). Значение эпохи 1жп1п.го Цинь — Хань для
Китая сопоставимо, по мнению ученых, с ОЛ1.К- интимности в истории Европы.
Сложившаяся в Древнем Китае цивилизация
оказалась одной из снмых жизнеспособных и самобытных. Кроме множества
изобретений, которые человечество продолжает использовать (бумагу, компас,
шелк), она дал» миру выдающиеся философско-этические учения, которые на
тысячелетия определили последующее духовное развитие всей Восточной Азии.
Древневосточная история, начавшись с
возникновения крошечных государств, классовое общество которых сохраняло
элементы общинного строя, завершилась созданием гигантских держав,
объединивших большую часть тогдашнего цивилизованного мира. На Древнем Востоке
впервые сложилась особая форма неограниченной монархии — деспотия, для
которой характерна всеобъемлющая власть обожествленного правителя над
средствами производства и личностью подданных.
Производителями материальных благ в
древневосточных государствах были свободные общинники, рабы (пленные,
закабаленные должники и др.), а также массы подневольного населения, положение
которых (правовое и экономическое) определялось степенью зависимости их от
государства. Соотношение этих категорий было неодинаковым в разных обществах и
в разное время. Рабы нигде не составляли большинства, но сам институт рабства
накладывал определенный отпечаток на все стороны жизни древневосточных обществ
(идеологию, право, психологию, классовые антагонизмы, искусство), что
позволяет определять их в целом как рабовладельческие.
Именно на Древнем Востоке были сделаны самые
выдающиеся открытия человечества (металлургия, письмо, календарь, алфавит и
др.), появились первые религиозные системы, зародились зачатки научных знаний.
|